Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экономическая сущность и виды рентабельности




Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, этот показатель характеризует относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности измеряются в относительных величинах (в коэффициентах, процентах).

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от продаж, прибыли от обычных видов деятельности и чистой прибыли.

Рентабельность затрат - рентабельность продукции (Rпр) есть отношение прибыли до налогообложения к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

Rпр = Пр / З.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли на сумму полученной выручки (В):

Rn = Пр / В.

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением бухгалтерской (прибыли до налогообложения, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Можно выделить следующие показатели:

- рентабельность всего имущества – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости имущества предприятия;

- рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала;

- рентабельность предприятия – отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к сумме среднегодовой стоимости основных средств и средней суммы оборотных активов;

- и другие показатели.

На предприятии изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.

Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Снижение себестоимости может быть достигнуто за счет повышения эффективности использования основных фондов, экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда.

Анализ безубыточности

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности предприятия является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:

· Определение точки безубыточности(также встречается наименование "точка равновесия" и английское словосочетание break-event point) - минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).

· Определение "запаса прочности"организации с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.

· Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение "запаса прочности" организации.

В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства).

Следует отметить, что деление затрат на переменные и постоянные, особенно что касается накладных расходов, носит достаточно условный характер. В отечественной практике такое деление затрат по сути совпадает с делением на прямые и косвенные.

Для проведения анализа безубыточности можно использовать аналитический и графический методы. Графически анализ безубыточности выглядит следующим образом:

 

Аналитический способ расчета более удобен. Можно вывести формулы и с их помощью рассчитать данные показатели.

В натуральном выражении точка безубыточности (безубыточный объем продаж):

V кр = З пост / (Ц1 – Зпер1),

где Зпост – постоянные затраты предприятия за период (год), руб.;

Ц1 – цена продажи единицы продукции, руб./шт.;

Зпер1 – переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты), руб./шт.

Пример решения задач

Текущий объем реализации продукции предприятия с учетом конъюнктуры рынка может составить 15 000 ед. Цена продажи единицы продукции – 30 руб., переменные затраты в расчете на единицу продукции – 12 руб., а постоянные в расчете на весь годовой выпуск продукции – 80 000 руб. Рассчитать:

а) точку безубыточности производства, используя аналитический и графический методы расчета;

б) дополнительный размер дохода, который получит предприятие при условии сокращения переменных затрат на 10 % и постоянных затрат – на 20 000 руб.

Решение:

1) Точка безубыточности производства:

2) Точка безубыточности при изменений условий:

3) Дополнительный размер дохода: (4445 – 3125) × 30 = 39 600 руб.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)