Обычаи и традиции в народной педагогике мари
Этнопедагогика- это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науке о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. К сожалению, этнопедагогика марийского народа остается до настоящего времени малоизученной, а потому не исследованы еще в полном объеме ни его педагогические воззрения, методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям. Между тем, педагогика марийского народа очень богата содержательным аспектом и отличалась результатностью воздействия на детей, при большой любви к ним. Забота о будущем ребенке начиналась с момента зачатия. Именно в момент зачатия "великая всё рождающая мать" (кугу шогын куба) влагает в ребенка душу (чон). По-марийски это же слово имеет другое значение - совесть, сознание. А раз у ребенка уже есть чон (чуша, сознание), значит, нужно оберегать ее. Беременно необходимо, по повериям марийцев, в момент первого шевеления плода в животе смотреть на хорошего во всех отношениях человека, чтобы ребенок перенял его положительные черты. Наряду с нравственным здоровьем развивающегося младенца народ заботился о физическом состоянии. Так, в период беременности женщине нельзя было хранить что-нибудь за пазухой, например, нитки, чтобы у ребенка не было бородавок или пигментных пятен; пить воду из ведра, иначе ребенок будет часто болеть насморком; грубо обращаться с животными - ребенок будет страдать волосяницей; перешагивать через веревку, иначе пуповина обернется вокруг шеи ребенка и он может задохнуться во время родов и т.д. Женщина до самых родов должна много двигаться, работать и как можно меньше спать, чтобы живот был не очень большой. "Большой плод, трудные роды, маленький может съесть большого" - гласила народная примета. Чтобы роды были легкими, роженица через пазуху рубахи пропускала куриное яйцо (как легко прошло через рубаху яйцо, так и легко должен родиться ребёнок). В старину женщины - марийки в основном рожали очень легко. Многими исследованиями быта черемис отмечалось, как во время сенокоса женщина отходила в кусты, рожала там, укладывала ребенка в колыбель и продолжала работу. Момент рождения ребенка зафиксирован и в работе А.Фуке "Черемиски очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, роженица ту же минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало". Роды обычно происходили в бане, потому что здесь обитает покровительница рожениц "монча кува". Здесь же новорожденному отрезали пуповину и сразу же мыли его. Пуповину отрезали такой длины, чтобы она доставала до лба ребенка, если отрезать короче, плохо будет фиксировать мочеточник. В зависимости от того, как долго отсыхает пуповина, пытались определить будущее новорожденного. Так, если пуповина отсыхала 5-6 дней –ребенок будет жить долго, а если 3-4 дня - он не жилец на этом свете.
В многодетных семьях отсохшие пуповины всех детей хранили связанными в один пучок, чтобы дети в семье были дружными. Пуповину закладывали в щели бревен избы, чтобы она принесла счастье в дом и ребенку. Хранили между страницами книг, чтобы ребенок хорошо учился. Кроме того, пуповину даже использовали в качестве лекарства, например, при лечении грыжи. У луговых марийцев в бане символически парили рябиновым веничком, тогда ребенок будет защищен от болезней и "дурного сглаза". В воду, где мыли ребенка, помещали серебряные монеты, чтобы ребенок рос здоровым и богатым (поскольку рябиновые ветви выделяли фитонциды, ионы серебра обеззараживают воду от микробов, что немаловажно для здоровья новорожденного). После бани ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы любил его отец. Судьбу новорожденного пытались определить по некоторым приметам уже в день его рождения. Если он родился "в рубашке" или "в колпаке", его ожидала счастливая судьба. Родившийся утром был обречен на трудную жизнь, требующих много усилий. На легкую жизнь мог рассчитывать ребенок, появившийся на свет вечером. Многое в жизни младенца зависит от его имени. Поэтому обряд имянаречения также имел важное значение и являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. Разные авторы по-разному определяют срок имянаречения в семье. Одни авторы пишут (например, Стюйс в 1669 г), что "шесть месяцев спустя после рождения ребенка, черемисы уведомляют некоторых своих знакомых о том, что избрали для того, чтобы дать ему имя. Те отправляются навестить его в тот день, имя первого вошедшего дают ребенку". Другие считают, что имя давали ребенку сразу же после рождения. А. Фукс описывает такое событие так: "Как скоро родился ребенок, тотчас посылают за «картом» или несут к нему ребенка. Карт берет его на руки, читая молитву, трясет его без всякой осторожности, нарочно, чтобы ребенок заплакал. Потом начинает его качать, перебирая разные имена, при котором имени ребенок перестает плакать то и дают ему. Ежели ребенок не плачет, то в таком случае карт берет кремень и огниво, тихо высекает огонь и дает то имя ребенку, при котором зажигается трушь. В иных деревнях дается имя картом просто с согласия отца и матери. Или при выпечке хлеба каждому караваю давали имя - по имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка. Правильно выбранное имя ребенка обеспечивало его благополучие. Но еще больше его жизнь и состояние его здоровья зависели от заботы взрослых, особенно матери. Ведь сразу же после рождения, как считали марийцы, ребенка окружали злые духи. Поэтому новорожденного никогда не оставляли дома одного, считалось, что когда ребенок один, злой дух будет издеваться над ним и даже может поменять на своего ребенка. В крайних случаях, когда мать вынуждена куда-либо отлучиться, она брала в руки железный предмет, шептала заговор, а предмет оставляла в изголовье ребенка. В зыбку под подушку ребенка помещали ножницы, нож, шлак из кузницы или горбушку ржаного хлеба, чтобы предохранить от "дурного сглаза" грудным детям на голову надевали красные шапочки, к рубашке пришивали яркие ленты, бусины и косточку от крылышка петуха, на руку надевали браслет из стуки бисера, бус или раковин. Ребенка от груди не отнимали до полутора лет. Народ верил в чудодейственную силу молока, именно с него начинался процесс воспитания ("Если не стал умным с молоком матери, от коровьего умным не станешь"). И все же неблагополучное материальное положение и вечная занятость родителей в хозяйственных делах, не может сказаться отрицательно на. воспитательном процессе. Тем не менее марийцы очень любили своих детей. В молитвах постоянно упоминалась забота о них (например: "Родившимся детям в деньгах, хлебе, пчелах и скотоводстве счастья дай"). Народом была создана целая система различных традиций, обычаев, связанных с важнейшими событиями в жизни ребенка. Так, перед тем, как поставить ребенка на ноги производили магический обряд "разрубания пут". В этом случае ноги ребенка завязывали бечевкой или лыком и кто-нибудь из уважаемых членов семьи разрубал веревку и говорил: "Разрубили путы, разрубили путы, теперь ходи, теперь ходи". Ногти ребенку стригли, когда ему исполнялся год. До этого ему обкусывали зубами. Когда ребенку исполнялся один год, ему впервые стригли волосы. Первые волосы мать ребенка обычно хранила. До 5-6 летнего возраста ребенок был предоставлен собственным играм и забавам. И мальчик, и девочка этого возраста воспитывались одинаково. Играли они вместе, забавы общие, так идет до 10 лет. В этом возрасте разница между ними (полами) становилась резче, девочку учили прясть, шить, готовить обед, стирать, заставляют присматривать за скотиной. Девочку раньше учили работе, и больше она приносила пользы в хозяйстве. Мальчик в это время ещё бегает, проказничает на свободе. Летом только его отец берет на пашню, в лес, на луга. Страда, время горячей работы, и мальчика и девочку ставят за одно дело. Вообще, в марийской семье детей к труду привлекали довольно рано. Это вызывалось требованиями не только народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. Одни взрослые часто совершенно не имеют возможности прокормить свою большую семью, и детям с ранних лет приходится принимать участие в общем заработке. В марийской семье все дети, за исключением самых маленьких заняты какой-либо работой. Взрослые парни пилят дрова, или чинят что-нибудь около дома, мальчики обыкновенно плетут лапти, а девушки прядут лен, ткут полотно или вышивают узоры для своего национального костюма. Вышивка традиционно передавалась из поколения в поколение, и марийские женщины стремились, как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Ведь именно вышивка у марийцев всегда была мерилом нравственного совершенства, трудолюбия, степенью оценки художественного вкуса. Неумение вышивать считалось недостатком. Каждая девушка, выходя замуж, приносила в дар своему жениху и его родственникам собственноручно вышитые полотенца и рубашки. Такая одежда очень ценилась и передавалась из поколения в поколение, как семейная реликвия. Народ понимал, что именно труд формирует личность, ее основные качества, только в труде человек может научиться всему. Трудовое воспитание осуществлялось в семье, оно по преимуществу было индивидуальным. Взрослые обязаны были воспитывать и личным примером уважительного отношения к труду. Ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие (посев, уборка урожая) не проводилась без традиционной подготовки: мытья в бане, переодевания во все чистое, белое, украшение инвентаря. Привитие уважительного отношения к труду осуществлялось и через сказки, в которых всегда воспитывалось трудолюбие, бичевалось леность. Кроме родительского семейного трудового воспитания у марийцев существовали и общие методы воздействия на молодежь. Например, вума - это коллективная неоплачиваемая работа трудовая помощь, которая часто устраивалась в повседневной жизни. В ней принимало участие все трудоспособное население, в том числе и дети. Так, например, вума устраивалась при воздействии нового дома, при посадке картофеля, уборке конопли, причем первую очередь, помощь оказывалась одиноким и пожилым людям. Интересным моментом в марийской народной педагогике является общинная проверка уровня трудовой подготовленности молодежи, праздник совершеннолетия девушки - ÿдыр нура - имел целью коллективный анализ ее трудовых способностей: умение самостоятельно вести хозяйство, содержать будущую семью, искусно вышивать, прилежно трудиться и т.д. Положительное воздействие на детей оказывала и национальная традиция гостеприимства. Каждого вошедшего в дом усаживали за стол и угощали самым вкусным, что было у хозяев, и особенно хлебом. Ведь по поверьям марийцев, хлеб обладает чудодейственной силой, если гость пришел с недобрыми намерениями, то он, отведав хлебного угощения, лишается таковых. Даже уходя из дому, марийцы оставляли все двери открытыми, никогда не закрывали их на замок, чтобы проходящий путник мог свободно зайти и подкрепиться перед дорогой. Отправляя же своих детей в гости, родители определяли им следующие правила: следи за своей одеждой, будь чистым, войдя в дом, сними шапку и т.д. Таким образом, ребенок с раннего детства приучался к уважительному отношению к людям, к пониманию. Важнейшей составной частью национального воспитания было формирование культуры межнационального общения. По учению философии марийцев, каждый народ создан Богом и было грехом проливать кровь других народов. Марийцы всегда почитали представителей других национальностей. Пожилые люди учили: "Никогда не ссорьтесь с другими народами, нужно жить с ними в мире" Детей с малых лет учили языку других народов, языку соседей. Им внушали мысль о том, что люди должны быть вместе так же, как и разные породы деревьев в лесу.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |