Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Технологии совершенствования навыков слушания




Слушание (или аудирование) – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

· первичный анализ звукового сигнала и его «механическая обработка»;

· смысловая интерпретация.

В процессе слушания необходимо различать два аспекта: 1) слух как физиологическую характеристику и 2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.

Слышать, то есть обладать слуховой особенностью, еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:

· бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности;

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

1. Объективные факторы:

- шумы и помехи;

- акустические характеристики помещения;

- микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

2. Субъективные факторы:

- пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

- тип нервной системы человека, его темперамент;

- интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы:

· основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию);

· дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов);

· вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

1) слуховая способность;

2) внимательность;

3) способность к пониманию;

4) способность к запоминанию.

Всех слушателей можно разделить на 4 группы:

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы от речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. В качестве целей слушания могут быть:

1. Получение информации.

2. Развлечение.

3. Воодушевление.

4. Анализ фактов и идей.

5. Улучшение собственной речи.

При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. Эти принципы основываются на знании и использовании факторов, определяющих готовность и желание аудитории слушать, что зависит:

· от отношения слушателей;

· от интереса слушателей;

· от мотивации слушателей;

· от эмоционального состояния слушателей.

Чтобы улучшить навыки слушания, необходимо уяснить, чем слушание отличается от чтения. Читающий зависит исключительно от напечатанного, слушатель же получает впечатления не только от того, что говорит оратор, но также от того, как он говорит. Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми, как и содержание речи.

Читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать идеи, не понятые при первом прочтении. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать. Он либо получает информацию сразу, либо теряет ее.

В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:

· умение концентрироваться;

· умение анализировать содержание;

· умение слушать критически;

· умение конспектировать.

Умение концентрироваться. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий:

1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.

2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

4. Постарайтесь предугадать события.

5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

6. Создайте интерес к предмету речи.

7. Выключите свои эмоциональные блоки.

Умение анализировать содержание. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Перечислим приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально.

1. Определить цель речи.

Выделяют три основных вида речи в зависимости от цели:

· убеждающая – речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения;

· информационная – речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты;

· развлекательная – речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.

2. Определить композицию речи.

При слушании важно умение понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические термины, дает пояснения.

3. Определить главную тему речи.

Это помогает держать речь в фокусе.

4. Определить главные идеи оратора.

Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.

5. Определить формы аргументации.

При слушании важно отмечать, как приводятся доказательства, какие типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистика, центрирование и т.д. Это помогает понять идею и способ доказательства.

6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов.

Полезно фиксировать, как оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой. Это помогает получить целостное и связное представление о речи.

Умение слушать критически. Умение слушать критически можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы критического слушания:

1. Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Когда вы слушаете, поток мыслей будет проникать в ваш ум, что должно будет стимулировать вас слушать конструктивно. Вы можете соглашаться с оратором в некоторых моментах, так как у вас есть подобный опыт, и наоборот. Вы можете откладывать свое решение, пока не получите дальнейшие сведения. Учитывая эти соотношения, вы научитесь мыслить конструктивно.

2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.

3. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Слушайте разборчиво. Во-первых, анализируйте идеи говорящего, постоянно возвращаясь к их отправной точке, подтексту и доказательствам. Затем взвешивайте утверждения оратора, с тем чтобы: 1) проверить адекватность доказательств, 2) проверить весомость объяснение, 3) определить истинную цель оратора.

Умение конспектировать. Основная ошибка, которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений, и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись, поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнивать с грамотными сокращениями.

Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.

Конспект лекции (устного выступления) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше.

2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал.

3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы – для сокращения слов.

4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Пред экзаменом изучите все тщательно.

При конспектировании необходимо осуществлять два вида упрощений: 1)свертывание фраз, 2) сокращение слов.

Под свертыванием фраз понимается процедура смысловой компрессии, то есть выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Главное правило: при конспектировании следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Часто можно отбрасывать без потери смысла следующие слова в предложении:

1) группу подлежащего, если она повторяется из предложения в предложение (или заменить ее соответствующим местоимением);

2) синонимичные прилагательные, которые используются в функции определения;

3) наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);

4) некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире;

5) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным.

При конспектировании необходимо использовать сокращения слов. Если навыки сокращений слов развиты мало, необходимо работать над их совершенствованием, добиваясь автоматизма. При этом следует помнить основные принципы сокращения слов:

1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.

2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных – падеж и число, у глаголов – лицо и время).

3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте.

4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.

5. Незнакомые слова надо записывать полностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие информационные технологии называются традиционными?

2. Назовите недостатки традиционного чтения. Как их можно устранить?

3. Перечислите основные способы чтения.

4. Опишите технологию совершенствования навыков чтения.

5. Что такое рациональное слушание?

6. Опишите способы совершенствования навыков слушания.

Литература

1. Воронцов, Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов / Г.А. Воронцов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 192 с.

2. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 186 с.

3. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гойхман, Г.М. Надеина. – М.: ИНФА-М, 2001. – 272 с.

4. Минько, Э.В. Ускоренное конспектирование и чтение / Э.В. Минько, А.Э. Минько. – СПб.: Питер, 2003. – 128 с.

5. Михайлов, С.Е. Скорочтение – шаманство над книгой / С.Е. Михайлов. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)