Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность формы, функции исторического знания




Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Методология истории

1. Сущность формы, функции исторического знания.

2. Методы и источники изучения истории

3. Методология и теория исторической науки.

4. История как часть всемирной истории

 

Сущность формы, функции исторического знания.

 

История зарождалась в виде устных сказаний (былин, легенд, сказок, песен, пословиц, загадок, поговорок), которые находим у всех народов. Из них складывался рассказ, повествование о реальных событиях. С возникновением письменности появились новые формы. Например, летописи. Все это преследовало практические цели: сохранить в памяти народа то, что тогда казалось существенным и важным. Именно с попыткой рассказа, описания каких-либо событий связано происхождение истории как самостоятельного жанра литературы и термина «история».

Этот термин ионического происхождения. Иония – область Малой Азии, где впервые появилось сочинение Геродота в жанре греческой прозы. В греческом языке слово «логос» первоначально означало «рассказ», «история». Так именно и назвал свой труд Геродот (484-431-25 гг. до н.э.). В Древней Греции логос по содержанию противопоставлялся политическому произведению или мифу. Античные авторы считали, что содержание логоса – это нечто реально происходившее и существовавшее. На деле подлинные события у древнегреческих логографов, так называли историков Древней Греции, нередко обрастали фантастическими подробностями. Геродота знаменитый римский оратор Цицерон назвал «отцом» истории. В известном труде, посвященном греко-персидским войнам, Геродот описывает военные действия, географические места, различные народы, их быт, нравы и т.д. Он пытался проанализировать происходящие события, за что и получил почетный титул. В целом же греки немало сделали для развития истории: углубили анализ причин событий прошлого, сделали попытку положить в основу рассказа точные наблюдения.

Четкого разграничения между наукой и искусством в то время еще не было, о чем наглядно свидетельствует мифология древних греков. Известно, что богиня Афина покровительствовала и искусствам, и наукам, а покровительницей истории считалась муза Клио. Сочинения древних историков включали сведения как по истории, так и по литературе, географии, астрономии, богословию.

Таким образом, еще со времен античности история становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука сложилась значительно позже, примерно в первые века нового времени (XVI-XVIII вв.). Это время отмечено значительным прогрессом производительных сил и большими успехами человеческого разума, его освобождением от влияния религии. Историки проходили к выводу, что их задача состоит не только в пересказе происшедшего, но и в объяснении и в выявлении его смысла.

Если долгое время историки полагали, что вполне достаточно простого изложения фактов, то в дальнейшем они взялись за поиски, прежде всего, объективных факторов, влияющих на развитие и жизнь общества. В качестве таких выдвигали: климат, почву, ландшафт, способы добывания средств к существованию, экономические факторы, численность населения, социальные конфликты, революции и т.д. Например, гористый ландшафт в Италии, по мнению некоторых историков, был главным условием политической раздробленности государства; отсталость Азии объяснялась однообразием ее природы и т.д. Таким образом, усилиями историков были раскрыты методы исторического исследования, которые являются необходимым инструментом любой науки. Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Непосредственная задача и цель науки – получение знаний о действительности. Этот тезис отнюдь не противоречит положению о том, что наука должна служить практике. практика основывается на знаниях. Соответственно, практическая значимость науки есть следствие ее эвристической исследовательской функции. Добывание знания о настоящем, так же, как о прошлом и будущем, требует определения путей и способов их получения, т.е. научных методов. Поэтому всякая наука не только раскрывает содержание изучаемых ею объектов, но и развивает учение о присущих ей методах. Теория метода называется методологией.

Важным этапом исторического исследования является критика источников. Для историка, приступившего к анализу того или иного явления прошлого, требуется значительный объем знаний по ряду специальных исторических дисциплин. Например, чтобы прочесть документы периода раннего русского средневековья и оценить их значение как исторических источников, требуется знание не только самого древнего письма, но и палеографии - специальной исторической дисциплины, изучающей памятники древней письменности по их внешним особенностям (знаки письма, бумага, особенности почерков, пергамент, чернила, орудия письма и т.д.).

Первой попыткой, сформировавшейся затем как метод исторического исследования, была внутренняя критика документов. Этот метод был разработан на протяжении XVII-XVIII вв. усилиями многих исследователей.

Так постепенно оформились основные элементы научной истории: изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, более глубокое понимание ею своих задач, а также разработка строго научных методов исследования исторических свидетельств. Слияние этих элементов привело к превращению истории в науку не ранее конца XVIII-XIX вв. Возникновение научной истории не означало, что уже с этого момента она стала единственной формой познания прошлого. Наряду с историей как научным исследованием продолжают существовать различные формы вненаучного и донаучного исторического сознания.

Превращение исторических знаний в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука. Как мы уже говорили выше, термин «история» в переводе с греческого означает повествование о том, что известно. Содержание этого понятия менялось и обогащалось с каждой новой эпохой в связи, во-первых, с накоплением исторических материалов и, во-вторых, изменением взглядов на развитие общества.

И далее, перевод этого термина помогает понять содержание предмета, науки истории.

В отличие от эпохи средневековья и предшествовавших ей, эпоха гуманизма и просвещения в центр исторических событий поставила человека с его неограниченными возможностями. Вначале исторические сочинения посвящались в основном королям, папам, полководцам. Великий вольнодумец француз Вольтер (1694-1778 гг.) воскликнул: «Я вижу почти повсюду только историю королей; я хочу написать историю народа». Известный русский писатель и историк Н.М.Карамзин о роли исторической науки писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков потомству; дополнения и изъяснения настоящего и пример будущего».

Однако в XIX в. не все историки разделяли подобный подход. Например, известный историк Германии Л. фон Ранке продолжал воспевать императорские династии, рисовать портреты дипломатов, императоров и военачальников.

В XX в. широкое распространение получил марксистский взгляд на предмет истории. К.Маркс и Ф.Энгельс, подчеркивая «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории», писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга». В.И.Ленин считал необходимым изучать прошлое человечества «во всей его конкретности и многообразии». Идею о глобальном характере исторической науки выдвинули в 20-х годах XX столетия в зарубежной исторической мысли представители так называемой «школы Анналов». Общественный человек, человек социальной группы, в обществе – таков предмет исторического исследования в понимании последователей этой школы.

В современном языке термин история употребляется неоднозначно. Историки пользуются им чаще всего в двух случаях: для обозначения процесса развития человеческого общества и для обозначения науки, которая изучает этот процесс. Это означает как действительные события, происходившие в прошлом, так и их отражение в нашем сознании.

История как общественная наука, представляющая собой одну из важнейших форм самосознания людей, не является единственной, занимающейся изучением развития общества. Существуют такие области общественного знания как философия, политическая экономия, юридические науки. Исследованием общественных процессов и явлений занимаются социология и демография, литературоведение и география, логика и психология и т.д.

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (750)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)