Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием




Задача психологии и психологов – помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А как это возможно? Только обратившись к психологии, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.

По содержанию понятие «душа» в научной психологии обычно соответствует понятиям психика, внутренний мир человека, переживание, сознание. В общечеловеческом значении душа понимается более широко.

Психика – от греч. Псюхе – душа, логос – учение, понятие. Психология в переводе – наука о душе. В психологической науке психика рассматривается как:

А) свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в

Б) активном отражении субъектом объективного мира и построении картины этого мира,

В) саморегуляции на этой основе своего поведения.

Психология в настоящее время рассматривается как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Психология:

- относится к наукам, изучающим поведение;

- изучает факты, закономерности и механизмы психики;

- ориентирована на практику ( например, на психотерапию, на профотбор, на технологию обучения и воспитания и пр.).

Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали самой психики мы на увидим. Как же тогда изучать явление, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, которое не поддается прямым замерам? В науке, помимо изучения некоторого явления напрямую, существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать через изучение психических явлений, в которых она проявляется.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Загляните внутрь себя, и Вы обнаружите свои мысли, идеи, желания, чувства, отношение к себе, к другим людям. Вы видите и слышите окружающий Вас мир, у Вас может быть хорошее настроение или плохое, связанное с воспоминаниями и переживаниями и т.д. Все это и есть Ваш внутренний, субъективный опыт или психические явления.

Факты внутреннего, субъективного опыта не только присутствуют у Вас, но Вы знаете об их существовании. Вы знаете о своих желаниях, чувствах, стремлениях и т.д. Следовательно, факты внутреннего, субъективного опыта Вам открываются, и изучать Вы их можете с помощью самонаблюдения.

Предметом психологии является психика, которая имеет сложное строение, и в ней можно выделить три основные формы психических явлений. Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, воля, чувства) являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов.

Психические состояния (радость, страх, бодрость, подавленность, раздражительность, усталость и т.д.) - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы.

Психические свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К ним относятся темперамент, характер, способности человека.

 

Уровни психики.

1. Бессознательный(подсознание) 80% поведения человека проходит на этом уровне.

- Надсознание;

Сознание

- Самосознание.

З.Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. Что же относят к сфере бессознательного:

- Надсознательное - вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;

- Неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;

- Регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);

- Психические явления, находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.

- Интуиция – это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте.

- Сновидения.

- Гипноз– сужение сознания в отсутствии произвольного контроля во время сеанса.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием.

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности.

Существует множественность подходов к изучению сознания, в каждой области свой подход и свои определения.

Биологи и физиологи – не разграничивают сознание и внимание.

Медицина – отождествляет сознание с бодрствованием.

Философы – акцент на субстанции. Сознание – способность отражать действительность или как форма организации духа.

Юристы – способность субъекта отдавать отчет о своих действиях и деятельности.

Психология – высший уровень психической деятельности, как человеческое качество психики, как высшая ступень организации психики.

 

Сознание и психика.

Психика присуще животным и человеку, а сознание только человеку.

Работа психики – постоянный фактор, сознание – переменный.

Психика – для всех возрастов, сознание – в младенчестве и старости может и не быть.

Патология сознания не исключает работу психики, а патология психики может вызвать потерю сознания.

 

Самосознание

- это способность человека выделять себя из окружающего мира, определять к нему то или иное отношение и отношение к самому себе. Иначе, отражение самого себя.

Образы «Я» в структуре самосознания:

- активное «Я» - как субъект познания, действий, общения;

- пассивное «Я»;

- актуальное (реальное) «Я» - образ себя в настоящем;

- динамическое «Я» - образ к которому стремиться субъект;

- идеальное «Я» - образ, соответствующим которому субъект должен стать, исходя из усвоенных моральных норм.

- фантастическое «Я» - желал бы стать, если это было возможно;

- представленное «Я» - образ маска (за ним скрывается истинное лицо.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1954)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)