Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Основные теоретические направления в психологии



2015-12-14 1141 Обсуждений (0)
Тема 5. Основные теоретические направления в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание. Классификация основных теоретических направлений в психологии. Представления о личности в рамках психоанализа, поведенческого и гуманистического подходов. Психодинамическая теория личности З. Фрейда. Гуманистическая теория личности А. Маслоу. Основные понятия бихевиорального направления в теории личности.

 

В настоящее время концепция личности не разработана в следствии отсутствия единых критериев. Существует несколько десятков признанных теорий и не менее 50 определений личности.

 

Теория Зигмунда Фрейда

Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ».

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознательное, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент. Область предсознательного, иногда называется «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики – это бессознательное. Оно представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает.

Структура личности по Фрейду

1. Ид или Оно. Означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями.

2. Эго – это компонент психического аппарата, ответственного за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

3. Супер Эго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации».

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: жизни (Либидо) и смерти (Мортидо). Инстинкт смерти лежит в основе проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств.

 

Бихевиоральная теория личности.

С позиции бихевиоризма, личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Личность человека как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул-реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала), либо отрицательным (боль, наказание, неудача). Поведение человека чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления.

Гуманистическая теория личности

Изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, - вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации.

Вопросы для самоподготовки.

С открытием какого понятия известен Зигмунд Фрейд?

Какая связь между стимулом и реакцией в бихевиоральной теории личности?

Что может способствовать личностному росту человека?

 

 

ТЕМА 6. ЛИЧНОСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.

 

Содержание:Понятие личность. Структура личности. Потребности и мотивы человека. Профессиональная мотивация медицинской сестры. Интересы, задатки и способности личности.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, с другой стороны, общественное существо. В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо.

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Индивидуальностью называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.

Личность – очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или как говорят психологи, три блока. Первый блок – направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются потребности, мотивы поведения, интересы, идеалы, склонности, убеждения, мировоззрение. Второй блок – это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности. Третий блок – стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.



2015-12-14 1141 Обсуждений (0)
Тема 5. Основные теоретические направления в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Основные теоретические направления в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)