Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3: Проблемы госцдарственного бюджета и пути их решения



2015-12-14 607 Обсуждений (0)
Глава 3: Проблемы госцдарственного бюджета и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 Проблемы функционирования государственного бюджета

 

Государство не может осуществлять регулирование экономики без воздействия на нее экономическими методами. В то же время государство не может выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.

Деньги государства - госбюджет формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключаются в том, что он определяется за год до фактического использования, поэтому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций.

На основе государственного бюджета государство осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит государственного бюджета - это разность между расходами и доходами государства за определенный период (обычно за год).

Не всегда государственный бюджет должен быть сбалансированным. Возможны ситуации, когда государство инвестировало в экономику для развития производства значительную часть государственных средств, но отдача по ним будет осуществляться только в будущих периодах. Таким образом, бюджетный дефицит одного года может быть возмещен бюджетным избытком следующего года, когда предприятие, в которое были сделаны государственные инвестиции, начнет производить продукцию. В таком случае объем произведенного продукта будет превышать государственные расходы текущего года и возникнет бюджетный избыток (профицит).[3]

В настоящее время существует множество проблем функционирования макроэкономических показателей. Одной из основных проблем является проблема сбалансированности государственных бюджетов. На сегодняшний день безупречное исполнение бюджетов является абсолютным покрытием затрат доходами и формирование остатка средств (преувеличение доходов над затратами). Сформировавшийся остаток Правительство РФ сможет применять при:
• непредсказуемых ситуациях;
• для преждевременных выплат задолженности;
• переместить его в доход бюджета надлежащего года.
Образующийся вследствие превышения затрат над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами. При всём этом государственные займы реализуются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у международных кредитных организаций и получения кредитов у банков (данная форма финансирования бюджетного дефицита нередко применяется местными властями) [4].
Сбалансированный бюджет выражает основу здравого функционирования органов управления государства, а также его административно-территориальных учреждений. Однако при несбалансированности незначительной части бюджетов может повергнуть:
• к приостановке финансирования бюджетных формирований;
• к провалу сроков выполнения государственных и муниципальных заказов;
• к зарождению вопроса неплатежей в общенародном хозяйстве.
Безупречным вариантом был бы всецело бездефицитный бюджет, в котором сумма затрат целиком соответствует объёму доходов. Тем не менее, в обстоятельствах действительной экономики этого достигнуть очень трудно и даже неосуществимо. Так как составление бюджета с дефицитом неотвратимо, то для снабжения сбалансированности приходится приковывать источники финансирования недостатка бюджета.
Основаниями для образования бюджетного дефицита являются:
• увеличение государственных затрат в результате со структурным переустройством экономики;
• сокращение доходов государственного бюджета в пору экономического кризиса;
• неимоверные ситуации (крупные крушения, стихийные несчастья);
• непродуктивность системных финансов государства;
• коррупция в государственном секторе.

 

Финансирование бюджетного дефицита включает денежное и долговое финансирование. Долговое финансирование реализуется путем выпуска прибыльных обязательств государства, располагающихся и без затруднений вращающихся на фондовом рынке. При этом по истечении установленного срока они погашаются государством. Денежное финансирование обозначает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство закупает кредиты ЦБ РФ. Объективно имеется в виду выпуск в обращение (эмиссию) прибавочных денежных средств.
Государственные займы являются не единственным путем покрытия дефицита государственных бюджетов. У огромного количества цивилизованных стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению собран существенный опыт покрытия бюджетного дефицита путем основной эмиссии денег [2].
Нередко правительства обращаются именно к этому средству в напряженных обстоятельствах — в пору войны, долговременного кризиса.

Результаты подобной эмиссии общеизвестны:

1. формируется неуправляемая инфляция;

2. взрываются стимулы для длительного срока инвестиций;

3. разворачивается спираль « стоимость – заработная плата»;

4. девальвируются сбережения жителей;

5. отражается бюджетный дефицит.

В результате сбережения хозяйственной и социальной устойчивости правительства 4 цивилизованных стран часто сторонятся неоправданной эмиссии денег. В результате чего в систему рыночной экономики встроен особый блок - предохранитель: конституционно зафиксированная во многих странах суверенность межнационального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Финансировать правительство эмиссионный банк не должен, тем самым устанавливается заслон инфляционному взрыву, который мог случиться, если бы деньги выпускались по желанию правительства.

 

3.2 Направления совершенствования государственного бюджета

 

В настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Основными причинами такого положения являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной и методологической базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.

В связи с этим, необходимо принять меры по возрождению внутреннего (ведомственного) финансового контроля (в качестве неотъемлемого элемента государственного финансового контроля) под руководством Министерства финансов Российской Федерации. [1]

Современный внутренний (ведомственный) финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной базой, быть функционально независимым от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Для достижения указанной цели необходимо предусмотреть в структуре объектов финансового контроля должности внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний финансовый контроль.

Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1. рост ВВП и продукции промышленного производства;
2. прекращение спада сельскохозяйственного производства;
3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
4. снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.
Приоритетные задачи финансовой политики:
1) введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;
3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;
4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;
5) формирование реалистичного бюджета;
6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;
7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;
8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу.

Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией. [6]
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты.

Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.

 

 



2015-12-14 607 Обсуждений (0)
Глава 3: Проблемы госцдарственного бюджета и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3: Проблемы госцдарственного бюджета и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)