Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)



2015-12-14 952 Обсуждений (0)
Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5) 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция. Методы и приемы обучения.

Большинству из нас запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Э.Севрус.

Что дает метод уму и сердцу? Г.Песталоцци.

Смысл школьного детства как раз и состоит в том, чтобы через сотрудничество взрослых и детей, через общую свободную работу уничтожить детский страх перед освоением мира

(Из акции «Гуманная школа Баварии», 90-е г.г. 20 в.)

План

Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения»

Классификация методов обучения.

О современных методах обучения.

Характеристика методов обучения по класс. Лернера И.Я., Скаткина М.Н.

Выбор методов обучения.

Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)

1.1. Один из главных вопросов науки дидактики – «КАК учить? Каким

образом?», т.е. вопрос о методах обучения.

В образовательном процессе результативность, успешность, продуктивность обучения школьников зависит во многом от используемых методов обучения.

Является ли процесс обучения современным и прогрессивным – также зависит от методов обучения.

Еще Я.А.Коменский (17 в.) был озадачен этой проблемой. Он писал:

Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учились, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напряженного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

МО в истории образования и педагогики пережили свою эволюцию: от преимущественно словесных, репродуктивных-----к наглядным, практическим---к проблемным: частично-поисковым, исследовательским---к методам развивающего обучения, продуктивного обучения. Отечественный дидакт М.Н.Скаткин в 80-е г.г. 20 в. насчитал более 100 МО, а теперь их и того больше. Обратимся к их перечню… и назовем для себя небольшую их часть: рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, работа с книгой, игра, видеометод, проектный метод, лабораторная работа и т.д.

 

1.2. Мы изучаем дидактику и нас интересует, как в дидактике объясняют сущность МО? Или что представляет собой метод обучения как дидактическое явление?(Выслушать несколько ответов с места).

Мы с Вами не раз сейчас откроем «Америку», которую уже открывали дидакты в различные периоды развития дидактики и педагогики.

Методы обучения в педагогической практике применялись в течение веков, но научное и всестороннее их осмысление происходит в 20 в., оформляясь в теорию о методах обучения «МО». Из нее мы узнаем об эволюции научного познания МО, их сущности, классификации и т.д.

Смысл понятия «МО» изменялся в истории дидактики.

??? С чем это было связано?

Изменения в обществе-----Изменение цели обуч. и восп., образов.-----Изменение содержания образования-----Изменение способов обучения----Новый результат образов, обуч., воспит.. Итак, МО – категория в некоторм смысле историческая.

Метод – от греч. methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Как определяли смысл МО?

Была в обществе цель обучения: дать знания и сформировать умения, навыки. 1. МО – «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров).

2.МО – «все способы, приемы, действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В. Ельницкий).

«…спо­собы передачи знаний учащимся и руководства их познаватель­ной деятельностью» (И.Т. Ого­родников в 1968).

СЕГОДНЯ цель образования: растить человека деятельного, духовного, душевного, способного решать жизненные проблемы, способного ко всякому самоопределению, к преобразованию действительности, изменению себя, активного в жизни, гуманистической направленности.

МО – система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (в основе – идеи Лернера И.Я., Скаткина М.Н., 70-80-е г.г. 20 в.), а также развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (дополнение Г.М.Коджаспировой).

??? Чем отличается сущность МО в этом определении от других, к примеру, выше приведенных? Какое из определений МО можно считать наиболее современным? Почему?

Итак, это определение МО: отражает двусторонний характер обучения, признают необходимость взаимодействия учителя и ученика, указывает в общем виде на механизм в организации обучения, который позволяет учащемуся усваивать СО, развивать …., овладевать….

Существует несколько научных школ, которые по своему рассматривают МО. Обратимся к выводам Лернера И.Я., Скаткина М.Н. Почему к их теории?

Они разработали общую дидактическую теорию, в которую теория о МО органично вписывается как неотъемлимая составляющая ее часть, которая естественным образом согласуется с теорией о содержании образования, и др..

Согласно теории Лернера И.Я., МО как дидактическое явление, рассматривается как наиболее общая модель какого-либо способа взаимодействия обучающего и обучающегося, которая характеризуется признаками: 1) цель обучения, 2) способ усвоения, 3) характер взаимодействия субъектов. Каждый конкретный метод обучения проявляет специфично эти признаки, а совокупность методов обучения должна обеспечивать достижение целей воспитывающего и развивающего обучения.

Например, МО – беседа: проводится с целью включения в диалог ученика или учеников, может проводиться либо на репродуктивном уровне, либо на продуктивном; предполагает субъектно- субъектное взаимодействие.

 

В педагогических науках мы находим 4 уровня изученияМО:

1 – общедидактический (МО как модель деятельности, в которой все обобщается);

2- частнодидактический (МО как звенья, общие для любого процесса обучения);

3 – методический (МО на уровне учебного предмета в сочетании приемов);

4 – частнометодический (уровень приемов, из них состоит МО).

??? Какие из этих уровней рассмотрения МО относятся к дидактике?

 

o МО – сложное многомерное дидактическое явление.

o В образовательном процессе МО имеет смысл рассматривать в логике: цель обучения---содержание обучения---МО---формы организации обучения---результаты обучения.

o МО имеет объективную часть (те стороны МО, которые остаются неизменными в деятельности любого педагога) и субъективную (обусловленную личностными свойствами педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями обучения).

 

1.3. МО складывается из отдельных элементов (сторон или частей), которые в педагогическом процессе проявляют себя в отдельных взаимосвязанных действиях педагога и ученика как приемы обучения.

К примеру, МО – работа с книгой (помним, что в дидактике МО - общая модель деятельности). Из каких возможных элементов может складываться деятельность учителя и ученика? Приемы обучения: комментированное чтение, с картой в книге, с понятиями, с текстом, графическим материалом, с репродукцией и др.



2015-12-14 952 Обсуждений (0)
Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)