Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные характеристики человека в период средней взрослости




У людей, достигших возраста средней взрослости (40-60 лет), отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функцио­нировании когнитивной сферы людей данного возрастного пе­риода, не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая свя­зана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью.

Особенности интеллектуального развития и показатели ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личност­ных особенностей человека, от его жизненных установок, пла­нов и жизненных ценностей. Интенсивность инволюции ин­теллектуальных функций зависит от двух факторов: одареннос­ти и образования, которые противостоят старению, затормажи­вают инволюционный процесс.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение мудрости (обладания обширными фактуальными и процедурными знаниями, умения оценивать события и информацию в более широком контексте и способности справ­ляться с неопределенностью).

Развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карье­ре или творческим способностям, но при этом люди все чаще за­думываются о том, что они смертны и что их время уходит.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоя­нии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой дея­тельности, ее успехом или неуспехом, ее удачами или неудачами.

Стресс играет определенную роль в развитии многих болез­ней среднего возраста. Поскольку средний возраст — это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить порознь и в их жизни про­исходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, - то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для разви­тия стресса.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Желание человека среднего возраста действовать без промед­ления и тут же получать результат изменяет структуру его моти­вации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлет­ворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются реализация своего творческого потенциала; необхо­димость передать что-то следующему поколению; корректи­ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упу­щенных возможностей; забота о сохранении близких отноше­ний с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспе­ченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих измене­ний происходит осмысление и переоценка жизни в целом, кор­ректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на рабо­те, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к ново­му месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кри­зис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жиз­ненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития. Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называ­емого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие пот­ребности в самоуважении и самореализации.

В период средней взрослости "Я-концепция" личности обо­гащается новыми "Я-образами", принимает во внимание пос­тоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации са­мооценок и детерминирует все взаимодействия. "Я-концеп­ция" зрелого взрослого развивается в результате возникнове­ния большого числа частных "Я-концепций" и в процессе ге­нерирования концептуального ядра личности.

Сутью "Я-концепции" становится не самоактуализация лю­быми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем си­туационные, личностных ценностей.

Для самооценки периода ранней взрослости характерна тен­денция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взве­шенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному "Я". Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер, и в различных ситуациях проявляется "проекция" этой общей са­мооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация.

У самоактуализированной личности развивается эффектив­ная "Я-концепция", а для пограничных состояний характер­ны "диффузность самоидентичности", или расколотое само­сознание.

Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает доста­точно большой опыт в выбранной профессиональной деятель­ности, который позволяет компенсировать наступающие воз­растные изменения в организме. Отношения с супругом к это­му возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи, с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с дру­гой — пожилым родителям. Основную часть свободного от ос­новной работы времени большинству людей приходится тра­тить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэто­му досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.

Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Роди­тели ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответствен­ные решения с такой легкостью, которая раньше была недос­тупна. Вот почему возрастную категорию 40—60-летних иначе называют поколением руководителей.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)