Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


История становления и развития институциональной экономики как науки




Институциональная экономика

Тема 1. Введение в институциональную экономику

(2 часа – лекция, 2 часа – семинар)

Предмет институциональной экономики

В последние десятилетия растет интерес к институциональной экономике. Потребность в ней связана с невозможностью рассмотрения многих явлений при предпосылках, используемых в экономическом анализе:

- полная рациональность поведения субъектов экономики,

- абсолютная информированность субъектов экономики при принятии решений,

- совершенная конкуренция,

- установление равновесия лишь посредством ценового механизма.

Институциональная экономика исследует явления, перед которыми экономическая теория останавливалась. Например, домашнее хозяйство и фирму. Что такое домохозяйство? Ведь, экономические отношения не прекращаются когда доход приходит в семью. Даже домохозяйство отдельного человека может исследоваться. Жизнь внутри фирм также устроена по-разному.

Институциональная экономика изучает и макроявления. Например «проблема административных барьеров». Выяснено, что в российской экономике каждый десятый рубль, который платит потребитель, представляет собой издержки, направляемые на оплату административных барьеров.

Институциональная экономика – наука о правилах экономического поведения: о том, как они формируются и меняются, с какими издержками и выгодами связано их создание, изменение, соблюдение и нарушение.

Общий смысл слова «институт» означает некоторое установление, некоторый относительно устойчивый порядок, истоки которого понимаются неодинаково.

В одних случаях – это сознательно принимаемый закон или, например, конституция, представляющая некоторую систему установлений, определяющий правовой порядок в обществе.

В других случаях – это устойчивый порядок, спонтанно возникший в процессе совместной деятельности людей. Это и навык, и обычай, и традиции. Поэтому слово институт широко применяется в этнографии, антропологии, сравнительной психологии и т.д. Такой феномен человеческого бытия, как язык, представляют как институт коммуникации, посредством которого осуществляется взаимоотношение людей.

Таким образом, общий смысл слова институт заключается в указании на определённый порядок человеческого бытия, существующий относительно длительное время и выражающийся в том, как люди себя ведут, каков образ их жизни, какова манера их мышления.

Институциональная экономика сформировала новую точку зрения.

Экономика как наука – это способ взгляда на явления жизни, которые изучаются и другими науками. Институциональная экономика – это способ более реалистичного взгляда на эти явления, что особенно актуально для выработки экономической политики.

Различие предмета и объекта исследования науки (обсудить на семинаре)

Однако правила не являются объектом, самой экономикой.

Общим объектом для многих наук является экономика. Предмет каждой науки порождается особенностями метода и особенностями развития национальной экономики.

Неоклассический синтез (теория экономического выбора) по заявлению Пола Самуэльсона соединяет идеи классиков (Смита и Маршалла) и Кейнса. Цель свою Самуэльсон видел в том, чтобы «путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики соединить классическую микроэкономику Смита и Маршалла с современной макроэкономикой определения уровня дохода, сочетая все здоровое в обоих подходах».[1]

Институциональная экономика выросла из американского институционализма.

История становления и развития институциональной экономики как науки

Существует мнение, что институционализм представляет собой национально-американское явление. Оно возникло в начале XX века в США, и получило название после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1918г. впервые применил термин институционализм. (англ. institutionalism от лат. institution — образ действия, обычай, направление, указание) У Гамильтона институт — «символ для лучшего описания группы общественных обычаев», «способ мышления», ставший привычкой или обычаем для людей. Гамильтон утверждал, что «институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек представляет собой сплетение и непрерывную ткань институтов».

Заметное влияние на формирование институционализма оказали труды английского экономиста Дж. Гобсона, однако, его распространение связано в первую очередь с эволюцией экономической теории в США. В 20-х годах прошлого столетия институционализм занял в этой стране лидирующее положение. Виднейшими его представителями былиТорстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл.

Торстейн Веблен (1857–1929) – американский экономист и социолог. Автор известной книги «Теория праздного класса» (1899). С выходом этой работы и статьи «Почему экономика не является эволюционной наукой» связывают рождение институционализма. В его основу положен принцип естественного отбора институтов, представленный Вебленом как содержание эволюции общественной структуры, основа общественного прогресса. Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора. Он характеризовал американцев как деловых, лишённых сантиментов людей, поведение которых определяется прямолинейным практицизмом. Именно эти свойства, по мнению Веблена, наиболее соответствуют принципам индустриальной организации, чем и объясняется беспрецедентный рост индустриальных форм в США.

Джон Коммонс (1862–1945) – американский экономист и психолог, автор известных книг «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика» (1934), «Экономика коллективных действий» (1950). Коммонс основной упор делал на правовые категории, юридические учреждения, определяющие, по его мнению, развитие экономики.

Уэсли Митчелл (1874–1948) – американский экономист и статистик, представитель Гарвардской школы экономики. В этой школе разрабатывались методы борьбы с экономическими кризисами. Её ведущий теоретик Митчелл искал пути ослабления экономических кризисов и создал теорию регулируемого капитализма.

Методология институционалистов предусматривала:

1) широкое использование описательно-статистического метода;

2) историко-генетический метод;

3) в качестве исходного понятия — категорию института как совокупности правовых норм, обычаев, привычек.

В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институционально-статистическое (Митчелл) направления. В дальнейшем идеи институционализма развивались в работах Дж.М. Кларка, Г. Минза, А. Берли, Э. Богарта, Д. Бернхема, Ж. Фурастье, Ж. Эллюля, У. Ростоу, Г. Кольма, А. Лоува, Р. Арона и др.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)