Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место институциональной экономики в системе наук, изучающих социально-экономические отношения



2015-12-14 856 Обсуждений (0)
Место институциональной экономики в системе наук, изучающих социально-экономические отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Сравнение неоинституциональной экономической теории с другими подходами – а именно старым институциональным и неоклассическим – позволяет отметить следующее.

Во-первых, в отличие от неоклассической теории для неоинституциональной теории, как и для традиционного институционализма, институты имеют значение для объяснения поведения экономических агентов. Вместе с тем, неоинституциональная теория объясняет формирование институтов на основе модели рационального выбора, и делает акцент на эффективности используемых моделей. Далеко не все модели являются строго оптимизационными, как в неоклассических концепциях.

Во-вторых, в отличие от традиционного институционального подхода, в рамках нового институционализма институты не рассматриваются как таковые. Рассматривают их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. Институты не определяют всецело поведение человека, а лишь ограничивают набор альтернатив, из которых индивид может выбирать в соответствии со своей критериальной функцией. Более того, индивид может выбирать между правилами, что приводит к идее институционального рынка.

В-третьих, в отличие от неоклассической экономической теории в неоинституциональной экономической теории многое уже не рассматривают как «черные ящики». Это означает, что организации (государство, фирмы, домашние хозяйства) не ведут себя подобно отдельному экономическому агенту с собственными целями, интересами. Инструментарий НИЭТ позволяет изучать домашнее хозяйство, фирму как структуры, упорядочивающие взаимодействие между людьми, что требует специального исследования процессов обработки информации, получения и использования.

В-четвертых, институциональные альтернативы сравниваются друг с другом, а не только с идеальным положением вещей, как в неоклассике (где точка отсчета для анализа рыночных структур — совершенная конкуренция). Это сравнение проводится с учётом возможностей экономии на издержках.

В-пятых, более широкий подход к определению ситуации выбора в рамках нового институционального направления по сравнению с неоклассическим направлением позволяет ослабить ограничения на метод сравнительной статики, как метод изучения экономической системы через набор равновесных состояний (при абстрагировании от процесса перехода из одного состояния в другое). Если в неоклассических моделях определяют только цены и количества, то в новой институциональной экономической теории значимых параметров больше (качество, система штрафных санкций, условия и последствия отклонения от графика поставок и платежей и т.д.).

В-шестых, новая институциональная теория ориентирована на ослабление жестких предпосылок неоклассической теории относительно поведения человека и в то же время на унификацию экономического подхода, реализуя принцип методологического индивидуализма. В свою очередь, рациональность поведения рассматривается как переменная величина, которая зависит от сложности ситуации выбора, ее повторяемости, имеющейся у принимающего решение индивида информации, а также степени его мотивированности

Литература.
Московский А.И. Институциональная экономика: Вводный курс. – М., ТЭИС, 2003.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие – М., ИНФРА-М, 2007.
Титова Н.Е. История экономических учений.//Лекция 20. Институционализм. С.134-145.


Тема 2. Нормы, правила поведения, соглашения, институты

(4 часа – лекция, 4 часа – семинар)

Определение, классификация и атрибуты норм

Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы.

Норма – предписание определённого поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка.

Норма отличается от средней величины, которая является результатом статистического расчёта.

Норма – базовый регулятор взаимодействий людей. Нормой определяется поведение индивида в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Структура нормы

Элементы нормы:

· атрибуты (определяют группу людей, на которую распространяется норма);

· фактор долженствования (может, должен или не должен);

· цель;

· условия, при которых действует норма;

· санкции.

Санкции юридические фиксируются в нормах права. Социальные санкции основаны на остракизме.

Виды норм

Существуют три вида норм, имеющие следующую структуру:

1. Совместная стратегия = атрибут + цель + условие.

2. Соглашение = атрибут + фактор долженствования + цель + условие.

3. Правило = атрибут + фактор долженствования + цель + условие + санкция.

Примером совместной стратегии является любая фокальная точка – вариант поведения, спонтанно выбираемый всеми индивидами, попавшими в данную ситуацию. В случае, когда вы потеряли друг друга в людном месте, атрибутом будут потерявшие друг друга, целью – нахождение друг друга, а условием – наличие места, у которого можно встретиться (например, в центре ГУМа, у фонтана).

Норма в узком смысле практически совпадает с понятием соглашения – общепринятым в той или иной ситуации вариантом поведения, поскольку выполнение предписания соглашения носит сугубо добровольный характер.

При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний исчезает, в ход вступают санкции.



2015-12-14 856 Обсуждений (0)
Место институциональной экономики в системе наук, изучающих социально-экономические отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место институциональной экономики в системе наук, изучающих социально-экономические отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)