Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Теория рынка: структура и типология рынков



2015-12-14 559 Обсуждений (0)
Тема 5. Теория рынка: структура и типология рынков 0.00 из 5.00 0 оценок




(4 часа – лекция, 4 часа – семинар)

В новой институциональной экономической теории рынок и фирма рассматриваются как крайние точки обширного спектра контрактов. Этот подход существенно отличается от ортодоксальной неоклассической теории, в которой распределение экономической деятельности между фирмой и рынком принимается заданным. Фирмы специализированы на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынки – на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенных продуктов, – с другой.

В неоклассической теории фирма выглядит как «черный ящик», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, отражающей выбранную технологию, и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяет способ максимизации экономической прибыли как целевой функции фирмы. При этом за пределами моделей оказываются проблемы, связанные с асимметричным распределением информации, необходимостью принятия последовательных адаптационных решений, предпосылки различных административно-правовых форм организаций, создание в их рамках системы стимулов у собственников, менеджеров и рабочих.

Роль рынка оказывается еще менее ясной. Сосредоточение анализа на процессе установления рыночных цен не предполагает рассмотрения механизма рыночных отношений. Исследование в неоклассической теории различных рыночных структур относится лишь к таким параметрам как объем выпуска, цена, соответствующая равновесию, число фирм, дифференциация продуктов, и т.п. При этом практически игнорируется влияние институтов на облегчение или затруднение процесса обмена.

Фактически рынок и фирма могут быть представлены как полюса контрактных отношений. Поэтому начать изучение целесообразно с определения контракта и его типов.

Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений

Деятельность экономических агентов можно рассматривать как сеть обязательств. Обязательства бывают взаимными и односторонними, добровольными и взятыми по принуждению и, наконец, стороны могут сами следить за выполнением обязательств, либо обращаться за помощью в специализированные органы, разрешающие споры и наказывающие уклоняющихся от исполнения договоренностей. Обязательство является сутью любого контракта, но не всякое обязательство есть контракт.

Существуют различные подходы к определению контракта. В традиционной юридической трактовке контракт определяется как добровольно заключаемое соглашение, основанное на обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контрактного права. Ключевыми элементами являются добровольность и взаимность обязательств, а также единственность механизма принуждения.

Взаимность обязательств позволяет различать контракты и односторонние обещания. Взаимность и добровольность, как правило, обеспечивается проведением переговоров перед заключением соглашения. В процессе переговоров стороны могут согласовать свои представления о правах и обязанностях, отражаемых в соответствующих пунктах договора. Принуждение экономического агента к выполнению не обещанных им действий незаконно. Исключение составляют неконтрактные обязательства, связанные с исполнением обязанностей индивида как гражданина определенной страны. Также существуют ограничения на принуждение индивида к выполнению обязательств, данных в экстремальных условиях, например, в ситуации, когда его жизнь находилась под угрозой.

В новой институциональной экономической теории контракт (договор) рассматривается как разновидность институционального соглашения. Контракт – это совокупность правил, структурирующих обмен между экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав, взятых обязательств и механизма их соблюдения. Не противореча принципам взаимности и добровольности, данная дефиниция расширяет подход к определению правил, структурирующих отношения обмена. Они могут являться составляющей самого контракта (причем необязательно в формализованном виде), определяться ссылкой на действующее законодательство, либо подразумеваться сторонами. В последнем случае речь идет об имплицитных контрактах, заключение которых не происходит в явном виде. Отсутствие четкого указания на механизм принуждения к исполнению обязательств позволяет рассматривать весь спектр от гражданских судов до общественного порицания.

Типы контрактов

Из определения контракта становится очевидным, что одним из решающих условий заключения соглашения является наличие механизма принуждения к его выполнению. От выбора механизма принуждения и соответствующего гаранта контракта зависит способ разрешения конфликтов. Эта характеристика использована в типологии контрактов на основе деления контрактного права на классическое, неоклассическое и «отношенческое».

В рамках классического контрактного права процесс обмена может быть облегчен путем увеличения дискретности и «презентативности» соглашений. Под презентативностью понимается желание полнее описать будущую ситуацию. Подобная договорная практика подразумевает, что все относящиеся к делу изменения, требующие адаптации, заранее описываются, и рассчитывается вероятность различных сценариев развития ситуации. Фактически речь идет о заключении полного формализованного контракта.

Формализованными называются контракты, в которых четко прописаны правила, структурирующие обмен (предмет соглашения, набор прав и обязанностей контрагентов, а также способ урегулирования конфликтов и механизм принуждения к исполнению взятых обязательств). Пример формализованного контракта договор об открытии счета в банке, о поставке электроэнергии населению и т.д.

Заключение полного контракта предполагает, что в нем могут быть зафиксированы все значимые параметры соглашения, что возможно лишь при неограниченной рациональности контрагентов. При наступлении всех возможных событий в контракте должно быть определено, как должны вести себя стороны, какие издержки нести и какие выгоды получать. Составление подобного контракта невозможно ввиду отсутствия совершенного предвидения.

Понятие идеальной полноты может быть заменено понятием функциональной полноты, означающей возможность достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Если точно определить намерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным.

В условиях полноты контракта можно выделить ряд существенных характеристик контрактных отношений. Во-первых, личные качества участников не влияют на условия контракта. Во-вторых, стороны в первую очередь руководствуются юридическими нормами и формализованными условиями договора. В-третьих, точно определяются средства преодоления трудностей с реализацией контракта. Разрешение споров может происходить в гражданском суде. Строго говоря, услуги третьей стороны необходимы лишь для обеспечения достоверности угрозы наказания, поскольку решение суда изначально очевидно. Если понятно, что один из контрагентов нарушил условия договора, отношения с ним сразу же прерываются. Вот почему подобные контракты можно считать самовыполняющимися.

Классический контракт является полным и формализованным, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является государство.

При увеличении сроков контрактных обязательств в условиях неопределенности полная презентативность становится запретительно дорогостоящей, а, возможно, и неосуществимой. Не все события будут предусмотрены. Если же жестко зафиксировать условия соглашения, возможны споры по поводу получения неоправданно высоких прибылей или, напротив, несения дополнительных издержек.

Чтобы не отказываться от подобных обменов между независимыми контрагентами, необходим новый способ реализации контрактных отношений. Неоклассическая модель контрактации используется, преимущественно, при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, то есть являющихся неполными.



2015-12-14 559 Обсуждений (0)
Тема 5. Теория рынка: структура и типология рынков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Теория рынка: структура и типология рынков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)