Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перераспределительные функции государства и синтетическая модель государства



2015-12-14 747 Обсуждений (0)
Перераспределительные функции государства и синтетическая модель государства 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях ограниченности монопольной власти, независимо от того является ли правителем максимизирующий свое богатство автократ, или народ, модели совершенно горизонтального и совершенно вертикального социальных контрактов оказываются нереалистичными. Гораздо ближе к реальности синтетическая теория государства, в которой социальный контракт объединяет черты как горизонтального, так и вертикального контрактов. Одним из первых экономистов, рассматривающих государство как совокупность противоречивых целей и не совпадающих интересов, был Норт. Особенностями его подхода стали: во-первых, понимание государства как агентства, оказывающего услуги обороны и правосудия; во-вторых, государство разбивает подданных на группы, для каждой из которых права собственности специфицируются и защищаются по-своему, целью такой дискриминации является максимизация выгод правителя (не обязательно единоличного); в-третьих, Норт подчеркивает ограниченность монопольной власти правителя.

Близка к подходу Норта формализованная модель распределительной демократии, предложенная Олсоном и Мак Гиром и являющаяся закономерным продолжением их моделей автократического правления и консенсусной демократии.

Основной причиной очень быстрого, по сравнению со всеми предыдущими периодами мировой истории, экономического роста, продолжающегося уже более двух столетий, по общему признанию стало расширение специализации и разделения труда между индивидами. Возросшая специализация, с одной стороны, привела к сокращению трансформационных издержек обмена, в частности, за счет сокращения транспортных расходов, а с другой стороны, увеличение специализации способствовало росту трансакционных издержек обмена.

Во-первых, персонализированный обмен, которому свойственны повторяющиеся взаимодействия и который, таким образом, обеспечивает каждой из участвующих в обмене сторон надежную гарантию от оппортунистического поведения контрагентов, был вытеснен обменом обезличенным. Издержки, связанные с оппортунистическим поведением участников сделки, при такой форме обмена значительно увеличиваются. Поэтому обе стороны вынуждены расходовать значительные средства на спецификацию и поддержание контракта. С другой стороны, общественное производство этого блага позволяет добиться значительной экономии на масштабе и снизить, таким образом, трансакционные издержки обезличенного обмена.

Во-вторых, так как в новых условиях значительно возросло расстояние, в пространстве и во времени, между актом покупки блага, платежом за это благо и его поставкой, увеличилась связанная со сделками неопределенность, а следовательно и потребность общества в страховании сделок. Наиболее эффективным способом предоставления этих услуг в целом ряде случаев является их общественное производство.

В-третьих, расширение специализации увеличивает информационную асимметрию между продавцами и покупателями. Общественные расходы на преодоление этой асимметрии также в ряде случаев оказываются наиболее эффективным способом производства этого блага.

Иными словами, по мнению Норта, производство общественных благ в XX веке резко увеличилось в связи с ростом трансакционных издержек обмена и, соответствующим ростом общественной потребности в таких благах:

Сила принуждения дает возможность правительству играть главную роль в спецификации и поддержании контрактов. Способность решить проблему безбилетника позволяет правительству организовать производство таких товаров и услуг, производство которых не может быть прибыльным в частном секторе... Аналогично, правительство может исключить ряд проблем, связанных с ухудшающим отбором в страховании здоровья, пенсионном страховании и страховании по безработице..

Внелегальная экономика

Сфера приложения институциональной экономической теории


Тема 8. Человек, семья, домашнее хозяйство, нация и группы специальных интересов в экономической теории

(2 часа – лекция, 2 часа – семинар)

Модель человека в экономической теории

Цель, задачи и функции человека, семьи

Ограниченная рациональность

Домашнее хозяйство как организация

Цели и функции домашних хозяйств

Типы домашних хозяйств

Понятие нации, роль титульной нации и наций – «миноритариев» в развитии институтов

Понятие и классификация групп специальных интересов

Анализ влияния групп специальных интересов на основных субъектов институциональной экономики


Тема 9. Проблемы институциональной экономики Институциональная теория развития и типология инноваций

(2 часа – лекция, 2 часа – семинар)

Понятие и классификация эффективности/неэффективности

Проблемы и виды оппортунистического (неконфортного) поведения: «moral hazard», легальности, «работы на сторону», отлынивания и другие

Проблемы рационального поведения и стратегического выбора



2015-12-14 747 Обсуждений (0)
Перераспределительные функции государства и синтетическая модель государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перераспределительные функции государства и синтетическая модель государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)