Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Документальное оформление и учет денежных средств на расчетном счете



2015-12-14 1576 Обсуждений (0)
Документальное оформление и учет денежных средств на расчетном счете 0.00 из 5.00 0 оценок




Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все безналичные денежные расчеты.

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 3 октября 2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У)

Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Организация может производить все виды операций с любого расчетного счета.

Порядок открытия и ведения банками расчетных счетов организаций регламентируются Инструкцией ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2008 N 2009-У).

Согласно Инструкции для открытия расчетного счета в банк необходимо предоставить следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- учредительные документы юридического лица;

- лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

- карточку с образцами подписей и оттиска печати;

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В заявлении на открытие счета указываются наименование учреждения банка и полное и точное наименование организации, указанное в учредительных документах.

Бланк заявления на открытие счета (форма № 0401025) выдается банком.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках.

Образец карточки и порядок ее оформления установлены Инструкцией ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. N 28-И

Согласно Инструкции карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется на бланке формы N 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93), и представляется в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия счета,

Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.

Банк изготавливает необходимое для использования в работе количество копий карточки. Использование копий карточки, полученных на множительной технике, допускается при условии, что копирование производится без искажения.

Копии карточки должны быть заверены подписью главного бухгалтера банка (его заместителя) либо сотрудника банка, уполномоченного распорядительным актом банка оформлять карточку.

Бланки карточек изготавливаются клиентами, банком самостоятельно.

Принятие банком карточки с иным количеством или расположением полей не допускается.

Допускается произвольное количество строк в полях "Владелец счета", "Выданы денежные чеки", "Прочие отметки", "Фамилия, имя, отчество" и "Образец подписи" с учетом количества лиц, наделенных правами первой или второй подписи, а также в поле "N банковского счета".

При изготовлении карточки допускается подстрочное указание перевода полей карточки на языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.

Поле "Образец оттиска печати" должно предусматривать возможность проставления оттиска печати диаметром не менее 45 мм, не выходя за границы данного поля.

Право первой подписи принадлежит руководителю организации (единоличному исполнительному органу), которой открывается счет, , а также иным лицам а также иным лицам, наделенным правом первой подписи распорядительным актом клиента - юридического лица, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом) руководителя организации.

Правом первой или второй подписи могут обладать одновременно несколько сотрудников юридического лица. Сотрудник организации не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи. Правом первой или второй подписи могут обладать иные лица на основании соответствующей доверенности.

Операции по расчетным счетам осуществляются в соответствии с Положением ЦБ России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У на основании расчетных документов.

Расчетный документ - это распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; или это распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика на счет указанный получателем (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Расчетные документы оформляются на бумажном носителе в соответствии с установленными требованиями.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее - ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Поля, отведенные для проставления значений каждого из реквизитов в расчетных документах, обозначены номерами.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях к Положению.

Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.

При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Платежное поручение — документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в доку­менте, на счет получателя либо произвести депонирование ука­занной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его вы­писки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляет­ся в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях — в четырех экземплярах.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Чек расчетный - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), "имеющее" денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Организации получают расчетные чеки в виде лимитированной чековой книжки. Для получения чековой книжки в банк представляются заявление и платежное поручение о депонировании определенной суммы.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем организации и главным бухгалтером.

Платежное требование — расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Применяется для оформления расчетов за товары, выполненные работы и услуги в соответствии с договором организации с поставщиком.

Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.

Кроме реквизитов, приведенных в пункте 2.10 ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П, в платежном требовании указываются:

· условие оплаты;

· срок для акцепта;

· дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

· наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.

Взнос наличными денежных средств на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными, которое означает приказ организации принять на ее расчетный счет наличные деньги. Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе устав­ного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств. Оно состоит из трех частей: верхняя - остается в банке, средняя (квитанция) — передается кассиру, нижняя (ордер) - возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.

Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командиро­вочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизиты чека полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним расчетных документов. Выписка представляет собой копию записей по расчетному счету за соответствующий период.

Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета показывает наличие денежных средств на расчетных счетах организации на начало и конец месяца. По дебету счета отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Корреспонденция счетов по операциям, связанным с движением денежных средств на расчетном счете организации приведена в таблице.

Корреспонденция счетов по учету денежных средств на расчетном счете организации

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Перечислен на расчетный счет из кассы организации сверхлимитный остаток свободных денежных средств
Поступили на расчетный счет организации денежные средства от покупателей в погашение задолженности за проданную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)от 62/1
Поступили на расчетный счет организации ошибочно зачисленные банком денежные средств
Получены на расчетный счет организации предоставленные ей кредиты и займы со сроком погашения менее 12 месяцев
Получены на расчетный счет организации предоставленные ей кредиты и займы со сроком погашения более 12 месяцев
Перечислены на расчетный счет денежные средства учредителями в погашение задолженности по вкладу в УК организации 75/1
Перечислено банку комиссионное вознаграждение за обслуживание расчетного счета организации 91/2
Перечислено с расчетного счета организации поставщикам за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) 60/1
Перечислена с расчетного счета организации заработная плата на лицевые счета ее сотрудников
Перечислено с расчетного счета организации банку в погашение задолженности по предоставленным ей кредитам и займам со сроком погашения менее 12 месяцев
Перечислено с расчетного счета организации банку в погашение задолженности по предоставленным ей кредитам и займам со сроком погашения более 12 месяцев
Получены наличные денежные средства с расчетного счета в кассу организации
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности организации перед бюджетом по налогам и сборам
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности организации перед бюджетом по социальному страхованию и обеспечению
Перечислены с расчетного счета организации дивиденды акционерам 75/2


2015-12-14 1576 Обсуждений (0)
Документальное оформление и учет денежных средств на расчетном счете 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Документальное оформление и учет денежных средств на расчетном счете

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)