Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Методологические принципы теории обучения



2015-12-14 1961 Обсуждений (0)
III. Методологические принципы теории обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Понятие о дидактике

Предмет и задачи дидактики. Краткие сведения из истории развития дидактики: зарубежной и отечественной. Методологические принципы теории обучения (системный, личностно-ориетированный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, антропологический). Основные категории дидактики (философские, общенаучные, частнонаучные). Основы дидактики (физиологические, социокультурные, информационные, нормативные).

 

I. Предмет и задачи дидактики

Обучение прошло путь от случайной передачи информации и подражания до целенаправленного, систематического процесса, т.е. возникла наука – теория обучения, которая получила название дидактика.

Дидактика (с гр. «поучающий, изучающий») – раздел педагогии, который изучает и разрабатывает теорию обучения и образования.

Знания – обобщенный опыт людей, систематизированный в науках. Научные знания.

Умения – знания в действии.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма неоднократно повторяемые бессознательные действия, но контролируемые сознанием.

Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействия преподавания и учения в их единстве, которое обеспечивает организованное учителем усвоение учащимся содержания образования.

Объективные сферы – цели, закономерности, принципы, содержание, средства, формы, методы и приемы.

Функции:

1. Теоретические:

· Диагностические (измерение);

· Прогностические (реализация);

· Оценочные (результат);

· Объясняющие (анализ результатов);

2. Нормативно-прикладные:

· Разработка проблем отбора содержания образования;

· Установление принципов обучения;

· Установление нормативов, применение методов и средств в обучении;

· Выявление роли обучения на развитие личности.

Дидактика стремится дать ответы на следующие вопросы:

1. Для чего учить? (Определение цели образования).

2. Чему учить? (Определение содержания образования).

3. Как организовать обучение? (Определение форм).

4. С помощью чего учить? (Методы, примы, средства).

5. Как оценить и контролировать результаты обучения? (Диагностика обучения).

6. Какие подходы обучения наиболее эффективны? (Выявление принципов обучения).

Связь дидактики с другими науками.

Философия – законы: переход качества в количества, отрицание отрицания

Психология – личностные, индивидуальные, возрастные особенности, мотивация.

Социология Филология Экономика

Физиология Математика История Логика

II. История дидактики

Древнее время

Инициация– переход во взрослую жизнь. Теоретические и практические знания.

Китай – общинные школы. Индия – кастовое обучение. Египет – школы по социальному положению. Спарта – военно-физическое. Афины – всестороннее, гармоничное развитие личности.

Сократический метод беседы.

Средневековье

Направления:

Ø Рыцарское;

Ø Светское;

Ø Религиозное.

Рыцарское обучение:

ü В семье (0-7)

ü Паж (7-14)

ü Оруженосец (14-21)

ü Посвящение в рыцари (21)

Школы иезуитов (Лойола) – отдельное помещение, широкое образование, умение полемизировать (отстаивать свои идеи).

Светское направление. (Медицинский, юридический, богословский факультеты). Томас Мор, Эрози Роттердамский, Мишель Монтень. Начинают открываться городские школы.

Эпоха возрождения (античности).

Расширение сети школьного образования. Разработана возрастная периодизация, система образования. Каменский ввел школы родного языка, гимназии, академии. Дидактические принципы, вопросы воспитания, выявил 6 типов детей. Разработал организацию школьной жизни.

Введение классно-урочной системы, учебные четверти и каникулы, разработаны учебники, требования к учителю, принцип природосообразности.

Новое время (18-19вв).

Прогресс в экономике, НТР и как следствие потребность в специалистах. Развивается система государственного образования. Начальная школа – обязательная, расширяется сеть среднего образования. Джон Локк, - 9/10 обучается в процессе жизни. Жан Жак Руссо – теория свободного воспитания. И.Герберт – группы интересов, ступени обучения, теория управления детьми, теория развивающего обучения, воспитывающее обучение. А.Дистервег – требования к учителю, 3 принципа:

· Культуросообразность;

· Природосообразоность

· Активная деятельность личности

Песталоцци И.Г. теория элементарного образования: число, форма, слово.

Джон Дьюи – основоположник прагматической теории, прагматический характер знаний.

Рудольф Штайер – духовное воспитание, Вальдорфсая школа.

Новейшее время (20-нач. 21вв). Довоенное время.

Расширение государственное системы образования, увеличивается срок обязательного обучения, расширяется сеть средних и высших школ.

2 пол. 20в. – расширяется сеть средних школ. Компьютеризация образования.

Россия

Происходит раскол церкви на старообрядцев и новообрядцев. К концу 17 в. складывается следующие направления:

1. Латинское. С. Половский. Т.е. это западное направление. Ребенок рождается чистым как доска.

2. Грекофильское направление (византийское)

3. Старообрядческое – сторонники ратовали за чистоту образования и обучения.

18 в. расширяется сфера образования. В первой четверти 18в в России начинает складываться профессиональное образование. Открываются разные типы школ. 1725 – академия наук России. Во 2 половине века были реформы. 1764 - открыт институт Смольных благородных девиц.

1804 – реформа созданию систем образования. Особенности: преемственность, бессословность.

В 20е г. школа становится сословной, преемственность отменяется.

Реформы 2й половины 19 в.60е гг. реформы образования.

1861 Открыты гимназии.

К концу 19-нач 20 складывается система образование:

1 блок - разночинные, муниципальные, 2классные 5летнии училища(1кл 2г, 2-3года) После окончанию могли поступить в институт. Для 2-4 блока были дом. Образования:

2блок – мужское образование.

Типы школ:

1. гимназии, после окончания можно поступить в университет

2. реальные училища,

3. кадетские корпуса после них поступление в высшие технические учебные заведения

3й блок – женский

Типы:

1. институт благородных девиц

2. женские гимназии

3. епархиальные училища

4. В них последние классы были педагогические

5. в 80-е годы были открыты Высшие женские бестужевские курсы

4 блок – духовное образование

семинарии, академии

Но этого было мало

25% грамотного населения к 1917г.

Советский период условно можно разделить на:

17-20 гг. преобразование образование – обязательное, светское, для всех.

20-30г. идет поиск новых форм, методов обучения.

учебные предметы были убраны, и вместо комплексные, бригадно-лабораторные формы организации обучения.

Развитие педологической науки.

30-40гг вводится обязательное бесплатное начальное обучение, обучение по школьным предметам и по классно-урочной системе централизация образ.

В военные годы продолжается та же система, открываются вечерние школы, происходит раздельное обучение. В послевоенные годы идет восстановление сети разрушенных школ работа с беспризорниками. Много средств выделяется на образование.

50-сер 60 гг. дальнейшее развитие образования, появляется новые направления:

1. развивающее обучение Занков, Эльконин, Давыдов

2. проблемное обучение Махмудов, Окунь

3. поэтапное формирование мыслительной деятельности – Гальперин

4. программированное обучение Беспалько, Талызина

5. Познавательный интерес – Щукина

Большой вклад в развитие дидактики вносит Лернер,

70-80гг. поиски новых форм, методов, средств

1988г. - реформа образования и профессиональной школы (Тришкин кафтан)

появляются педагоги-новаторы. В основе их взглядов лежала идея сотрудничества

Амонашвили, Лысенкова, Шаталов, Ильин, Гончарова, Иванов, Хазанкин Р.Г.

90-е гг. до настоящего времени реформы систем образования – содержание, новая технология обучения появляются, различные типы образовательных учреждений.

1992г. – закон об образовании (96-изменения, дополнения)

К.Д.Ушинский (антропологизм, народность, углубил теорию классно-урочной системы, отец российских учителей)

Л.Н.Толстой – теория свободного воспитания, всеобщ воспитательная деятельность. В Ясно - Полянской школе.

III. Методологические принципы теории обучения.

1. Системный подход, т.е. компоненты обучения, рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи в системе с другими.

2. Личностный подход – этот подход означает ориентацию при конструировании педагогического процесса на личность. Личность является целью, субъектом, результатом и критерием обучения.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Этот подход требует работы по выбору и организации деятельности ученика и переводу его в позицию субъекта познания и общения.

4. Культурологический подход. Он обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей, и тем, что освоение культуры способствует развитию личности.

5. Этно-педагогический подход. Образование с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национальную, этническую обрядность, обычаи, привычки.

6. Антропологический подход – системное использование данных всех наук и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

 

Основные категории педагогики: образование, обучение, содержание образования, понятие и сущность учебного процесса, принципы и методы обучения, организация обучения, технологии обучения, преподавание и учение.

 



2015-12-14 1961 Обсуждений (0)
III. Методологические принципы теории обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Методологические принципы теории обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)