Концептуальные положения
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества познании • Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. • Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: — проблематизация ребенка (знания — дети удивления и любопытства); — активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); — связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Особенности содержания Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует адекватною конструирования дидактического содержания материна, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по (содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям, Особенности методики Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении учащимися выдвинутых проблем. В современной теории проблемною обучения различают два вида проблемных ситуаций:психологическую и педагогическую. Первая существует в головах учеников, вторая — представляет организацию учебною процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не вызовет проблемную ситуацию в головах учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая схема проблемногообучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рис. 2. Учитель вызывает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своею обучения и как результат у ребенка образуются новые знания и приобретается способ действия. Трудность управления процессом проблемного обучения состоит в том, что возникновение проблемной ситуации -- акт индивидуальный, поэтому требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приемы создания проблемных ситуаций: - подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения; — столкновение противоречий практической деятельности; — изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; — предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: командира, юриста, финансиста, педагога); — побуждение обучаемых делать сравнений, обобщений, выводы из ситуации, сопоставлять факты; — постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); — определение проблемных теоретических и практических заданий (например; исследовательских); — постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Для реализации проблемной технологии необходимы: — отбор центральных проблем в сие теме обучения предмету; — определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; — построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; - личностный подход и матерея во учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |