Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам



2015-12-14 630 Обсуждений (0)
вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 17. Гражданский процесс с международным элементом.

Подмеждународным гра­жданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностран­ных юридических лиц в суде и арбитраже. Термин "международный гражданский процесс носит условный характер.

Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие во­просы:

- определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, се­мейным и трудовым правоотношениям с иностранным (или международным) элементом;

- процессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде;

- процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей;

- установление содержания иностранного права;

- обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и вы­полнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов;

- признание и исполнение иностранных судебных решений;

- совершение нотариальных действий;

- признание иностранных арбитражных соглашений;

- рассмотрение споров в порядке арбитража;

- принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

Внутригосударственные нормы, регулирующие международный гражданский процесс, принадлежат к отраслям процессуального права - гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права.

 

вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам.

В международном частном праве под международной подсудностью понима­лся компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с ино­странным элементом. Обязательной для государства системы норм о международной под­судности по гражданским делам не существует, но в некоторых международных догово­рах - многосторонних и двусторонних - содержатся правила о международной подсудно­сти, применяемые в рамках сотрудничества, регулируемого этими договорами.

Если коллизионные правила позволяют преодолевать «столкновение» материаль­ных законов, то правила о международной подсудности разрешают «конфликты юрисдик­ции»: «положительные» конфликты (процессуальные нормы двух и более государств пре­тендуют на подсудность в отношении одного и того же дела) и «отрицательные» конфликты (процессуальные нормы двух и более государств отказываются от подсудности в отношении одного и того же дела),

Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это преду­смотрено международным договором РФ. Правовая регламентация вопросов междуна­родной подсудности в РФ представлена нормами международных договоров РФ, граж­данского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. В каждой из этих групп можно выделить нормы об исключительной, альтернативной и договорной подсудности.

Исключительная подсудность означает установление подсудности спора суду оп­ределенного государства с исключением его подсудности судам иных государств,

Альтернативная подсудность предоставляет право выбора между судами своего и иностранного государства.

Договорная подсудность выражается в определении подсудности по выбору сто­рон.

В ст. 117 ГПК РСФСР выражено основное правило подсудности: иск предъявля­ется в суде по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Правила о подсудности по выбору истца (ст. 118 ГПК РСФСР) позволяют предъявлять: иск к ответчику, место жи­тельства которого неизвестно, - по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства; иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, - по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в РФ; иск, вытекающий из деятельности филиала юридического лица, - по месту нахожде­ния филиала; иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства - также по месту жительства истца; иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, - также по месту жительства истца или по месту причинения вреда; иски о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, - также по месту причинения вреда; иски, вытекающие из дого­воров, в которых указано место исполнения, - также по месту исполнения договора, и др.

Иски на право на строение, об освобождении имущества от ареста, об установле­нии порядка пользования земельным участком подсудны суду по месту нахождения иму­щества (земельного участка); иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения наследственного имуще­ства или основной его части; иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения управления транс­портной организации, к которой в установленном порядке предъявлена претензия (ст. 119 ГПК РСФСР «Исключительная подсудность»),

Договоренность, определяющая подсудность, может принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения. В первом случае дело, не подсудное суду дан­ного государства, в силу соглашения передается этому суду на рассмотрение; во втором случае дело, подсудное суду данного государства, передается на рассмотрение суда иного государства.

В Конвенции СНГ 1993 г. значительно расширен (по сравнению с двусторонними договорами) круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции). Поскольку Конвенцией не предусмотрено иное, иски к лицам, имеющим место­жительство на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляется независи­мо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой нахо­дится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, то спор в этом случае рассматривается по местожительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Суды Догова­ривающейся Стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории: осуществля­ется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиа­ла) ответчика; исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора; имеет постоянное местожительства или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Исключительная подсудность предусмотрена в Конвенции по отношению к ис­кам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество. По этим делам компетентны лишь суды по местонахождению имущества. Новшеством (для дого­воров о правовой помощи) является включение в Конвенцию правила о договорной под­судности: суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам. Однако ис­ключительная компетенция, вытекающая из норм Конвенции, а также из внутреннего законодательства соответствующей Договаривающейся Стороны, не может быть изменена соглашением сторон.

2вопрос. Судебные поручения. Выполнение поручений иностранных учреждений юстиции образует основу понятия «правовая помощь». Отношение к объему правовой помощи, ее видам, а также и к самому понятию, в зарубежном праве неодинаковое. Отмечается тен­денция к расширительному толкованию сферы правовой помощи, в которую включаются как выполнение поручений учреждений юстиции, вручение документов, так и содействие в получении информации об иностранном праве, пересылке документов и др. Судами США и Великобритании используется институт допроса находящихся за границей свидетелей через управомоченного на то судом лица с участием представителей сторон, осуществляющих прямой и перекрестный допрос.

В ГПК РСФСР (ст. 436) и АПР РФ (ст. 215) перечисляются отдельные процессу­альные действия, в производстве которых иностранным судам может быть оказано содей­ствие. Это перечисление не является исчерпывающим и включает - наряду с вручением повесток и других документов - допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте (ГПК РСФСР), получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте (АПК РФ) и др. Из текста упомянутых статей следует, что в российском законодательстве вручение документов не рассматривается как самостоятельный (по отношению к исполнению процессуальных действий) вид правовой помощи.

Переданные российским судам в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий не подлежат исполнению по одному из следующих оснований: 1) исполнение поручения противоречит суверенитету РФ или угрожает ее безопасности; 2) исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

Вопросы исполнения судебных поручений подробно урегулированы в Минской Конвенции 1993 г. Широко, но не исчерпывающим образом, обозначен в ней объем пра­вовой помощи, определены содержание и форма поручений, порядок его исполнения. По просьбе запрашивающего правовую помощь учреждения могут применяться процессу­альные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Без какого-либо специального удостоверения, т.е. без легализации, подлежат принятию на территории Договаривающихся Сторон документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью.

Поручения судов и иных учреждений юстиции направляются из иностранного государства в РФ и из РФ в иностранные государства в дипломатическом порядке, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Поручение, направляемое из РФ в дипломатическом порядке, следует по «маршруту»: Министерство юстиции РФ - Мини­стерство иностранных дел РФ - консульские отделы посольств.

Исполнение решений иностранных судов. Для придания решению правовых по­следствий в другом государстве требуется его согласие, основанное на нормах междуна­родного договора и/или национального законодательства.

К способам приведения в исполнение иностранных судебных решений относятся: проверка правильности решения с формальной точки зрения и прежде всего установление непротиворечия его публичному порядку; выдача экзекватуры, т. е. принятие судом по­становления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, при­давая ему принудительную силу. С выдачей экзекватуры решение подлежит исполнению, как если бы оно было принято в государстве суда, выдавшего экзекватуру (этот способ принят во многих странах континентальной Европы).

Процедура исполнения иностранного судебного решения путем выдачи экзеква­туры различна. В одних странах иностранное решение подвергается ревизии, в других - широкая проверка иностранного решения не осуществляется. Брюссельская конвенция о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. допускает принудительное исполнение судебного решения, вынесенного в одном государстве - участнике Конвенции, в другом государстве-участнике при условии подачи любой заинтересованной стороной заявления об этом на рассмотрение компетент­ного судебного органа. Иностранное судебное решение не должно пересматриваться по существу. На судебное решение, санкционирующее принудительное исполнение ино­странного решения, должником может быть подана апелляция; судебное разбирательство с перераспределением бремени доказывания. Презумпция в пользу выигравшей стороны подлежит опровержению противной стороной; регистрация решения в специальном реестре.

Рассмотрение ходатайств о разрешении исполнения входит в компетенцию судов государства, на территории которого должно быть осуществлено исполнение. Ходатайст­во о разрешении исполнения подается в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции, затем препровождается суду, компетентному вынести решение по ходатайст­ву.

Порядок исполнения также регулируется законодательством государства, на тер­ритории которого должно быть осуществлено исполнение. Этим же законодательством определяются реквизиты ходатайства.

В признании судебного решения или в разрешении исполнения может быть отка­зано: если лицо, возбудившее ходатайство, или ответчик по делу не принял участие в про­цессе вследствие того, что ему или его представителю не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд; если по тому же правовому спору между теми же сторонами на терри­тории государства, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вы­несено вступившее в законную силу решение или если учреждением этого государства было ранее возбуждено производство по данному делу; если согласно международному договору, а в случаях, не предусмотренных договором, согласно законодательству госу­дарства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено, дело отно­сится к исключительной компетенции его учреждения. Указанные положения применяют­ся и к мировым соглашениям, утвержденным судом.

3 вопрос. Нотариальные действия. Нотариальные действия от имени РФ на территории Других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ уполномо­ченные на совершение этих действий. Нотариальные действия, совершаемые этими долж­ностными лицами, определены в ст. 38 Основ, в заключительной части которой указано, что законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные совершаемые ими нотариальные действия.

Положения главы XXI Основ (ст. 104-109) посвящены применению нотариусом норм иностранного права и правилам международных договоров о нотариальных действиях. Нотариус в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ применяет нормы иностранного права. Он принимает документы, составленные в соответ­ствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ. Правила Основ гражданского законода­тельства предписывают суду, арбитражному суду, третейскому суду или административ­ному органу, применяющим иностранное право, устанавливать содержание его норм в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответ­ствующем иностранном государстве. В целях установления содержания норм иностранно­го права указанные органы могут обращаться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции, иным компетентным органам или учреждениям (как в РФ, так и за границей) либо привлекать экспертов.

Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетент­ных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при ус­ловии их легализации органом МИД РФ. Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено российским законодательством и ме­ждународными договорами РФ.

4 вопрос. Легализация. Последовательный ряд удостоверений в РФ подлинности подписи должностного лица, качества, в котором выступает должностное лицо, а в случае необхо­димости- подлинности печати, штампа, которыми скреплен документ, именуется его лега­лизацией. Звенья «цепочки» удостоверений- это свидетельствование копии нотариусом, удостоверение его подписи, печати и штампа должностным лицом Министерства юстиции РФ, совершение аналогичных действий в отношении подписи этого должностного лица и печати Минюста должностным лицом департамента консульской службы МИД РФ и, наконец, удостоверение подписи должностного лица МИДа в посольстве (консульстве) зарубежного государства, куда направляется документ.

Предназначенные для использования на территории РФ иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в РФ.

5 октября 1961 г. в Гааге рядом государств была подписана Конвенция, отме­няющая требование легализации иностранных официальных документов. Под дипломати­ческой или консульской легализацией, требование которой отменяется, в Конвенции по­нимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими уч­реждениями государства, где должен представлен документ, для удостоверения подлин­ности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надле­жащем случае, подлинности печати или штампа. Которыми скреплен документ.

Требование дипломатической или консульской легализации отменяется в отно­шении: 1) документов, исходящих от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от Прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; 2) административных документов; 3) нотариальных актов; 4) официальных пометок, таких, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие опреде­ленную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Однако Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломати­ческими или консульскими учреждениями, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции (в частности, договоры о поставке товаров и предоставлении услуг, доверенности на совершение сде­лок коммерческого характера, таможенные документы о перемещении грузов через гра­ницу).

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостовере­ния подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот доку­мент, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляе­мом с документом. Образец апостиля, приложенный к Конвенции, представляет собой оттиск специального штампа в виде квадрата со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов, а также заголовком на французском языке: «Apostille».

В РФ апостиль проставляется органами юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния. Полномочия на проставление апостиля на официальных доку­ментах об образовании, выдаваемых в РФ, предоставлены Министерству общего и про­фессионального образования РФ. Отказ этих органов в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке.

Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договорен­ность между двумя или несколькими Договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Так, апостиль не проставляется в связи с освобождением документа от легализации в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам 1993 г., ряда двусторонних международных договоров о правовой помощи.



2015-12-14 630 Обсуждений (0)
вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: вопрос. Международная подсудность но гражданским и торговым делам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)