Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическое развитие



2015-12-14 733 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 8. Проблемы новейшей истории России (1992–2010).

План лекции:

Социально-экономическое развитие.

Внутренняя политика.

Внешняя политика.

Социально-экономическое развитие.

28 октября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин (годы президентства 1991–1999) выступил на V Съезде Народных Депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого он назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Ключевыми фигурами в подготовке реформы были госсекретарь Г. Э. Бурбулис, экономисты Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, А. Н. Шохин и др. Решено было проводить в жизнь преобразования по так называемой «польской модели», осуществляя «шоковую терапию», что, по сути дела, означало немедленную ломку всей старой экономической системы. Для консультаций в осуществлении экономической реформы в России правительство пригласило группу иностранных экономических советников во главе с Дж. Саксом из США. Реформа проводилась по прямым рекомендациям и указаниям Международного валютного фонда (МВФ). Со 2-го января 1992 года в России произошла либерализация цен практически на все товары и услуги. К 1993 году регулирование цен осталось только в двух секторах — энергетике и сельском хозяйстве (элементы регулирования в этих отраслях сохранились и при премьерстве В. С. Черномырдина, в середине 1990-х гг.). Осенью 1992 года в стране началась ваучерная приватизация. Каждому гражданину России были выданы приватизационные чеки (ваучеры), своего рода доля в общенациональной собственности, которую предлагалось теперь приватизировать. Ваучеры не были именными, и вследствие этого создавалось изначально множество возможностей для разнообразного рода финансовых махинаций и нарушений. Номинальная стоимость чека — 10000 рублей — была изначально занижена и не являлась реальным показателем. Ваучерная приватизация крупных и средних предприятий 1992–1994 гг. привела к следующим результатам. Произошло перераспределение половины государственной собственности. Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение; в сфере услуг, особенно финансовых, преобладали в основном также частные фирмы. Значительная часть промышленности была также приватизирована. К концу 1994 г. только 35% официально зарегистрированных предприятий России находились в государственном и муниципальном владении. Начавшаяся затем денежная приватизация привела к дальнейшему расширению частного сектора экономики. Приватизация способствовала созданию слоя крупных собственников (т. н. олигархов), в руках которых сконцентрированы огромные экономические ресурсы, и, с другой стороны, практически ничего не дала рядовым российским гражданам. На фондовом рынке в течение 1992–1994 гг. курс ваучера неуклонно снижался, в противоположность заверениям «отца» проекта А. Б. Чубайса, и многие граждане просто-напросто дешево продавали свои чеки. По стране создавалась масса инвестиционных ваучерных (чековых) фондов, которые собрали до 30% ваучеров у их первоначальных владельцев. Взамен выдавались акции, не приносившие никаких существенных дивидендов их владельцам. В финансовой сфере предполагалось сформировать сбалансированный бюджет, осуществить укрепление рубля, снизить инфляцию, создать функционирующую систему налогообложения, развивать сферу финансовых услуг (сеть банков, страховых компаний), бороться с экономической преступностью и т.д. Вместе с тем, как известно, именно в финансовой сфере реформа имела наибольшие негативные последствия. В начале 1990-х гг. инфляция приобрела невиданный доселе размах и привела к обесцениванию всех сбережений российских граждан. Только к концу 1990-х гг. ее удалось несколько снизить, хотя и в указанный период такие факты, как «черный вторник» (октябрь 1994 г.), крах финансовых пирамид 1994–1995 гг., кризис 17 августа 1998 г. (дефолт) и другие, повлияли на развитие экономики России самым негативным образом. На общем фоне реформ существенно дестабилизировали экономические отношения такие негативные явления, как создание жульнических финансовых пирамид, утечка и перевод капиталов и национального достояния России за рубеж, небывалое процветание теневого бизнеса, финансовых махинаций, коррумпированность чиновничества, бюрократизация государственного аппарата и т.д.

В 2000 г. от нового Президента В. В. Путина ждали решительного поворота в экономической сфере, но резкого поворота не последовало. Путин, являясь заложником курса Ельцина, не мог осуществить такой поворот. Но социально-экономическую ситуацию оказалось возможным улучшить, так как в 1999 г. мир вступил в полосу очень высоких цен на нефть. Миллиарды дополнительных нефтедолларов позволили оживить экономику страны. Часть полученных доходов была инвестирована в отечественную промышленность, которая стала увеличивать объемы товарного производства. За 1999–2003 гг. производство товаров выросло на 44,3%. ВВП увеличился на 37,1% и в 2003 г. составил почти 80% от уровня 1990 г. (против максимальной точки падения, равной 57,7% в 1998 г.). Уровень жизни большинства населения улучшился, но еще сильно отставал от уровня советского периода. Экономический подъем резко снизил финансовую, а, следовательно, и политическую зависимость от Запада. Россия в период первого президентства Путина вовремя выплачивала текущие внешние долги и резко увеличила свои золотовалютные резервы: с 20 млрд долл. в 2000 г. до 77 млрд долл. к концу 2003 г.

Проблемы:1).Накануне президентских выборов 2003 г. Путин в качестве главных приоритетов своей внутренней политики обозначил удвоение ВВП и повышение уровня жизни населения. Однако пока что эти программные положения остались не реализованными (уровень жизни большинства населения повысился, но незначительно). Кроме того, экономический кризис 2008 г. снизил темпы роста российской экономики, как, впрочем, и мировой в целом.

2). Острой проблемой в период правления В. В. Путина остается также и проблема бедности. Душевой ВВП по-прежнему низок, а его распределение крайне неравномерно. По официальным, явно заниженным, данным в 2004 г. доходы 10% самой обеспеченной части населения в 14–15 раз превышали доходы 10% самых бедных, и разрыв этот с каждым годом увеличивается.

3). После парламентских выборов 2003 г. новый состав Думы принял закон о новой ставке налога на добычу полезных ископаемых. Закон позволял изъять у нефтяных компаний большую часть тех сверхприбылей, которые они получали благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы. Тем не менее, этих мер явно недостаточно. По-прежнему значительная доля сверхприбылей российских олигархов перетекает за рубеж, остается крайне острой проблема коррупции на разных уровнях государственной власти.

 

Внутренняя политика.

В процессе начавшегося в 1990 г. развала СССР в условиях т.н. «парада суверенитетов» остро встал вопрос о сохранении политического единства Российской Федерации (до конца 1991 г. – РСФСР). В этих условиях российское руководство предложило в марте 1992 г. субъектам Федерации (республикам, краям, областям, автономным округам) подписать Федеративный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, который подписало большинство регионов. Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Камнем преткновения между Президентом и руководством Верховного Совета России во главе с Р. И. Хасбулатовым являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1933 г. «О поэтапной конституционной реформе в России» объявил о роспуске Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета и о проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание. Большинство парламентариев не подчинилось этому решению, объявив его неконституционным. Развязкой кризиса стали трагические события 3–4 октября в Москве. По приказу Б. Н. Ельцина был расстрелян «Белый дом», где находился Верховный Совет. Несколько сот человек (официально – около 150 человек, но на самом деле гораздо больше) погибли.

Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась «демократическим правовым государством с республиканской формой правления». Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.

Последующие годы правления Ельцина (1994–1999) ознаменовались нарастанием кризисных явлений. Острой стояла чеченская проблема, которая не была решена в ходе Первой чеченской войны 1994–1996 гг. В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б. Н. Ельцина, который, по сути дела, одержал в 1996 г. на президентских выборах «пиррову победу» над лидером коммунистов Г. А. Зюгановым. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности председателя Правительства РФ сменились 5 человек: В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом А. Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами Второй чеченской войны (с августа 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующей фракцией стало пропрезидентское «Единство», а в четвертой (декабрь 2003 г.) и последующих (до настоящего времени) Государственных Думах большинство принадлежит «Единой России» («Единство» плюс «Отечество – вся Россия»).

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил премьера В. В. Путина. На выборах 26 марта 2000 г. Путин был избран Президентом РФ, в 2004 г. Путин был переизбран на второй срок, в 2008 г. избран Д. А. Медведев, в 2012 г. – снова В. В. Путин.

Руководством во главе с Путиным были предприняты важные меры, способствовавшие единству страны. Весной 2000 года указом Президента создано семь (впоследствии восемь) федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, подчиняющимися непосредственно ему. С ее помощью удалось выстроить «вертикаль власти», контролировать действия региональных элит, восстановить единое экономическое пространство и пр.

Проблемы: 1). В ходе первого президентского срока В. В. Путина была снята с повестки дня угроза распада России. Уже в 2000 г. основные силы чеченских боевиков были разгромлены. Во главе администрации в Чечне был поставлен авторитетный чеченский политик А. Кадыров (в настоящее время Чечней руководит его сын Р. Кадыров), который взял курс на замирение Чечни. Война в Чечне во многом превратилась во внутричеченский конфликт, в ходе которого все большее число чеченцев отходило от поддержки боевиков. Однако полностью чеченская проблема не была решена. Активная деятельность небольших групп боевиков, которые терроризировали мирные объекты на территории России (театр на Дубровке в Москве, школа в Беслане, теракты в московском метро, в аэропорту «Домодедово» и пр.).

2). Важная внутриполитическая проблема, остающаяся актуальной, связана с принятием общефедеральных законопроектов. После 1993 года удалось создать новую правовую систему, принять новые кодексы и законы взамен советских. Однако в законодательстве остаются элементы хаоса и неразберихи, бессистемность, лоббирование со стороны заинтересованных лиц, олигархов и пр. Необходима унификация законодательной базы.

 

Внешняя политика.

После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1). ближнее зарубежье (страны СНГ и Балтии) и 2). дальнее зарубежье.

Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе. За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном. Подписан Договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ.

Проблемы: 1). Не удалось добиться роста удельного веса стран – членов СНГ во внешнеторговом обороте России. 2). В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого до конца не решены (в частности, в Прибалтике). 3). В годы правления В. В. Путина, а затем Д. А. Медведева резко обострились отношения с Грузией (главным образом, по вине президента Грузии М. Саакашвили, проводящего антироссийский курс), а в августе 2008 г. из-за Южной Осетии даже произошел военный конфликт, дипломатические отношения РФ с Грузией разорваны.

В «большой» внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира. Этого удалось достичь, однако ценой колоссальных уступок Западу. В результате Россия сегодня не может сделать ни одного шага без оглядки на Запад.

Проблемы: В результате сдачи своих позиций, уступок Западу и агрессивных устремлений США и стран НАТО Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: во многих странах Ближнего и Среднего Востока, в странах Восточной Европы. США являются сегодня единственной сверхдержавой, диктующей свою волю, что наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики. Перед Россией стоит задача восстановить былой авторитет и влияние.

 



2015-12-14 733 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическое развитие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)