Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
ЛЕКЦИЯ №____ « «Значение конституционного права для юридического образования и практической деятельности» 1. Термины «конституционное» и «государственное право». В зарубежных странах употребление терминов «конституционное» и «государственное право» обусловлено рядом причин: - подходом к объектам и объему регулирования отрасли; - позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; - выделения приоритета во взаимосвязях: государство и право, государство и личность; - историческими и правовыми традициями конкретной страны. В Германии и иных немецкоязычных странах используется термин «государственное право» (хотя выделяется и конституционное право как часть государственного). В англоязычных странах, а также в романоязычных государствах, устоялся термин «конституционное право» (США, Великобритания, Франция, Италия и т. д.). Однако «конституционное право» понимается в этих странах не так широко, как в России: там его в большей степени привязывают к собственно основному закону. Например, в США многое из того, что в России относят к «конституционному праву», считается входящим в административное и некоторые другие отрасли публичного права. Во Франции «конституционное право» представляет собой часть политического права (которое также именуется публичным), регулирующего отношения при осуществлении публичной власти и основы правового статуса личности. В России, в дореволюционный и советский периоды использующей термин «государственное право», в начале 90-ых годов утверждается новое наименование данной отрасли - конституционное право. Однако, на практике, как отмечают фактически все отечественные авторы, замена терминов ничего не изменила: термин «конституционное право» применяют в том же значении, что и «государственное право». Современные российские учебники содержат наименование «конституционное» с дополнением «государственное» в скобках в качестве синонима перед словом «право». Понятие «конституционное право» и «конституционное право зарубежных стран» соотносятся как общее и особенное. Изучать конституционное право можно путем сравнения однопорядковых норм и правоотношений, имеющихся в разных странах. Такое сравнение позволяет лучше разобраться в общих конституционно-правовых закономерностях, а также в особенностях развития конституционного права любой страны. Можно также исследовать конституционное право отдельных стран, каждая из которых рассматривается по отдельности. Сочетание двух подходов позволяет воспользоваться преимуществом каждого из них и, в то же время, сгладить недостатки обоих.
Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина В отечественной юридической литературе термин «конституционное (государственное) право» употребляется в 3-ех значениях – как отрасль права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. В российской науке конституционного права зарубежных стран сложилось 2 основных подхода к определению отрасли. Первый подход условно можно назвать расширительным, когда исходят из того, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом в качестве особенности, характеризующей конституционное право, рассматривается то, что остальные отрасли права регулируют одну сферу общественных отношений, а конституционное право – все. Положительная черта данного подхода состоит в том, что выявляется одна из особенностей конституционного права, отрицательная – в том, что вторжение в другие отрасли права становится важнейшей характеристикой конституционного права, а это делает предмет отрасли неопределенным. Второй подход условно можно назвать ограничительным, поскольку в этом случае стремятся дать по возможности точное определение отрасли и ограничить предмет ее регулирования от предмета регулирования других отраслей права. Данный подход также нельзя признать безупречным. Исходя из 2 вышеназванных подходов, для того, чтобы дать определение отрасли конституционного права, в российской науке конституционного права зарубежных стран, используются следующие приемы.
Очевидно, что и как обобщающее, и как применяемое к конкретной стране такого рода определение не может быть безупречным в силу разнообразия стран и их конституционного права. Кроме того, неясно, все ли указанные институты равнозначны для характеристики конституционного права. Достаточно представить, насколько значительны особенности и вес различных институтов в конституционном праве стран Западной Европы и, например, африканских стран с сохранившейся и поднятой на конституционный уровень племенной организацией, государственной организацией социалистических стран и т. д. 3. Рассмотрение конституционного права как «мегаправа» («сверхправа»). Конституционное право задает тон не только публичному, но и частному праву, создает предпосылки для существования всех остальных отраслей права, содержит предписания, прямо определяющие характер и во многом содержание правового регулирования, осуществляемого в рамках других отраслей права (например, установление социальной функции собственности придает новое измерение гражданскому праву; положение о социальной солидарности заставляют искать новые модели взаимодействия в сфере трудового права и т. д.). Кроме того, одной из тенденций развития конституционного регулирования является расширение сфер, которые оно охватывает (в конституции все шире включаются основополагающие предписания, относящиеся к участию в международных отношениях, экономической сфере, социальным отношениям и т. д.). Это также рассматривается многими учеными как довод в пользу особой роли конституционного права как «сверхправа». Конституционное (государственное) право является отраслью публичного права, поскольку имеет своим предназначением соблюдение и охрану общественного (общего) интереса. Об этом свидетельствует ряд характеристик конституционно-правовых отношений. Во-первых, одной из сторон (или обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель. Во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны или имеют разный правовой статус. В-третьих, содержание конституционно-правовых отношений связано с осуществлением властных полномочий путем подчинения, управления, руководства, уполномачивания, гарантирования и другими подобными методами или посредством самоуправления. При отнесении конституционного права к публичному праву следует иметь в виду, что четкого разделения права на публичное и частное сегодня не существует. Элементы частного проникают в конституционное право, а начала конституционного права присутствуют в отраслях частного права. Публичный характер конституционного права объясняет его тесную связь с политикой: политика предопределяет нормы конституционного права, в свою очередь, последние должны упорядочивать политику. Конституционное право, во-первых, закрепляет организацию политической власти; во-вторых, в значительной степени регулирует политическую деятельность участвующих в ней субъектов как сторон конституционно-правовых отношений; в-третьих, устанавливает правила рационального, политически целесообразного управления общественными процессами. Кроме того, конституционное право призвано защитить общество от произвола власти, определить сферу свободы человека, установив пределы для власти. Этому служат многие конституционно-правовые доктрины: народного суверенитета, прав человека, конституционализма, парламентаризма, нашедшие отражение в том или ином варианте в нормах конституционного права. Связь с политикой делает возможным использование конституционного права противоборствующими политическими силами в целях достижения власти. Поэтому важно обеспечить устойчивость конституционно-правовых норм, недопустимость их нарушения и эффективную правовую защиту, а также реальность таких норм. Наука конституционного права зарубежных стран – это наука, изучающая конституционное право как отрасль права. Наука конституционного права как совокупность сложившихся и взаимосвязанных правовых доктрин появилась в середине 19 века, т. е. много позже, чем первые конституции. Период между 1789 и 1848 гг. некоторые зарубежные конституционалисты характеризуют как «преднаучный» или даже «псевдонаучный», т. к. в этот период конституционное право представляло собой совокупность либеральных политических воззрений, которые выдавались за научные. Другие ученые, не столь критично настроенные, считают, что в начальный период происходило освоение и развитие идей французских просветителей и подготавливался переход от политической интерпретации правовых норм к собственно правовой. В любом случае, без вклада предшественников последующий, собственно научный этап развития был бы невозможен. В центре внимания науки конституционного права зарубежных стран находятся закономерности и тенденции развития конституционного права, характерные для всего мирового сообщества в целом и для отдельных групп стран (по правовым семьям, по регионам и континентам, по стадиям развития демократии и т. д.) Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соответствующей науки. Конституционное право как отрасль юридической науки имеет своим предметом понятие конституционного права – предельную и наиболее конкретную категорию этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конституционно-правовой действительности. Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет. Конституционное право изучает соответствующую отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конституционно-правовые отношения. Обобщенный объект науки – конституционное право как отрасль права и регулируемые им общественные отношения можно конкретизировать, выделив важнейшие объекты изучения и обозначив особые подходы к их исследованию. К таким объектам можно отнести современное государство, гражданское общество, личность и т. д. В юридических отношениях, возникающих между государством, обществом, личностью, государство проявляет себя как носитель государственной власти, а общество и личность – как носители гражданской свободы. Государственная власть и гражданская свобода, а значит, стоящие за ними государственные и общественные институты и человек изучаются наукой конституционного права во взаимосвязи и взаимодействии, с наиболее важных, принципиальных сторон и через нормативное закрепление. Учитывая сказанное, под наукой конституционного права принято понимать систему юридического знания о конституционном праве как отрасли национального права и отношениях, которые возникают в процессе реализации конституционно-правовых норм (система юридического знания о государственной власти и гражданской свободе, опосредованных нормами конституционного права). Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» направлена на приобретение изучающими систематических знаний об этой отрасли права, умений оперировать основными понятиями и институтами, навыков в работе с основными конституционно-правовыми актами. Преподавание конституционного права как учебной дисциплины началось вскоре после появления первых конституционных актов революционной эпохи. Уже в конце 18 века в университете в Ферраре (Италия) преподавали «Конституционное и универсальное публичное право». В 1797 году была создана кафедра, курсы по которой читались в течение 2 лет до вмешательства исполнительной власти Республики. Когда австрийцы вошли в Феррару в 1799г., учебное пособие профессора Компаньони «Элементы конституционного права» они сожгли публично в университетском дворе в присутствии всех. Позднее история преподавания данной учебной дисциплины в разных странах насыщена драматическими эпизодами: рассказывать студентам о конституционном строе как новой, более справедливой организации государства в странах с недемократическими режимами было небезопасно. С другой стороны, в демократических странах эта наука являлась престижной и поддерживаемой государственными структурами, которые использовали ее выводы. Поэтому именно на основе университетского преподавания выросли многие выдающиеся юристы-специалисты по конституционному праву. Вначале преподавание конституционного права носило характер скорее пропагандистский и полемический. Первые преподаватели интерпретировали «бессмертные принципы» французской и американской революций в противовес абсолютизму. В целом развитие учебной дисциплины зависело и зависит от нескольких основных моментов: 1) от успехов распространения конституционного строя. Появление новых конституций и установление конституционного строя не только в Европе в начале 19 века стимулировало создание новых кафедр в разных странах, методическую разработку учебных курсов и издание учебников; 2) состояние учебной дисциплины тесно связано с состоянием научного знания. Когда основные концепции существовали главным образом на уровне политических идей, обосновываемых целесообразностью, в центре внимания были эти идеи. В середине 19 века усилиями немецких ученых была осуществлена разработка позитивистского метода, который получил широкое распространение. Это привело к углубленному изучению правовых норм и юридико-технических вопросов. Формирование в 20 веке различных школ конституционного права вызвало дифференциацию содержания учебных курсов, например, в странах, где сильные позиции занимают конституционалисты, в рамках курсов конституционного права стали уделять большое внимание политическим институтам, влияние социологической школы права проявляется в усиленном внимании к реализации конституционно-правовых норм и т. д. В России официальное признание учебной дисциплины государственное право произошло по университетскому уставу 1835 года, при этом преподавание осуществлялось в рамках кафедры энциклопедии права. По уставу 1863 г. создавалась новая, отдельная кафедра государственного права, на которой преподавалась теория государственного права, русское государственное право и государственное право важнейших иностранных держав, преподавание которого велось на основе сравнительно-исторического метода. В дальнейшем судьба данной учебной дисциплины неоднократно менялась, ее то объявляли обязательной, то факультативной (как, например, по уставу 1884 года). Аналогичной была ее судьба и в советское время. В настоящее время знание конституционного права зарубежных стран в России является для студентов-юристов обязательным элементом их образования. Задачи курса «Конституционное право зарубежных стран» могут быть сведены к следующему - показать место конституционного права в системе национального права, его роль в правовом регулировании общественных отношений и значение для социальной практики; - изучить понятия и категории науки конституционного права в их системе, познакомиться с основными конституционно-правовыми теориями; - овладеть методикой правового анализа норм и институтов конституционного права, оценки практики их реализации в деятельности государственных и общественных институтов; - уяснить влияние факторов политического, экономического, культурного и т. д. характера на конституционно-правовые нормы и практику; - рассмотреть многообразие вариантов конституционно-правового регулирования на примере конкретных зарубежных стран, выявить позитивный и негативный опыт, выделить наиболее целесообразную (рациональную) модель, ориентированную на общечеловеческие ценности, и выяснить возможности ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях. В рамках учебного курса конституционного права принято выделять общую и особенную части. В общей части в сравнительно-правовом плане изучают важнейшие аспекты конституционного права зарубежных стран: характеристику науки и отрасли, теорию конституции, конституционно-правовые аспекты статуса человека и гражданина, конституционные аспекты регулирования экономической, социальной и политической систем, конституционно-правовые основы организации и деятельности институтов политической системы, формы правления и формы государственного устройства, избирательное право и избирательные системы, конституционно-правовые аспекты организации и деятельности органов государства. Особенная часть посвящена изучению конституционного права конкретных стран (ведущих западных государств - США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании и Японии; из стран Латинской Америки – Бразилия, из стран Азии – КНР, Индия, Иран, из африканских стран – Египет).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1816)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |