Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина



2015-12-14 1816 Обсуждений (0)
Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ №____ «

«Значение конституционного права для юридического образования и практической деятельности»

1. Термины «конституционное» и «государственное право».

В зарубежных странах употребление терминов «конституционное» и «государственное право» обусловлено рядом причин:

- подходом к объектам и объему регулирования отрасли;

- позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны;

- выделения приоритета во взаимосвязях: государство и право, государство и личность;

- историческими и правовыми традициями конкретной страны.

В Германии и иных немецкоязычных странах используется термин «государственное право» (хотя выделяется и конституционное право как часть государственного).

В англоязычных странах, а также в романоязычных государствах, устоялся термин «конституционное право» (США, Великобритания, Франция, Италия и т. д.).

Однако «конституционное право» понимается в этих странах не так широко, как в России: там его в большей степени привязывают к собственно основному закону. Например, в США многое из того, что в России относят к «конституционному праву», считается входящим в административное и некоторые другие отрасли публичного права. Во Франции «конституционное право» представляет собой часть политического права (которое также именуется публичным), регулирующего отношения при осуществлении публичной власти и основы правового статуса личности.

В России, в дореволюционный и советский периоды использующей термин «государственное право», в начале 90-ых годов утверждается новое наименование данной отрасли - конституционное право. Однако, на практике, как отмечают фактически все отечественные авторы, замена терминов ничего не изменила: термин «конституционное право» применяют в том же значении, что и «государственное право». Современные российские учебники содержат наименование «конституционное» с дополнением «государственное» в скобках в качестве синонима перед словом «право».

Понятие «конституционное право» и «конституционное право зарубежных стран» соотносятся как общее и особенное. Изучать конституционное право можно путем сравнения однопорядковых норм и правоотношений, имеющихся в разных странах. Такое сравнение позволяет лучше разобраться в общих конституционно-правовых закономерностях, а также в особенностях развития конституционного права любой страны.

Можно также исследовать конституционное право отдельных стран, каждая из которых рассматривается по отдельности. Сочетание двух подходов позволяет воспользоваться преимуществом каждого из них и, в то же время, сгладить недостатки обоих.

 

Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

В отечественной юридической литературе термин «конституционное (государственное) право» употребляется в 3-ех значениях – как отрасль права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

В российской науке конституционного права зарубежных стран сложилось 2 основных подхода к определению отрасли. Первый подход условно можно назвать расширительным, когда исходят из того, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом в качестве особенности, характеризующей конституционное право, рассматривается то, что остальные отрасли права регулируют одну сферу общественных отношений, а конституционное право – все. Положительная черта данного подхода состоит в том, что выявляется одна из особенностей конституционного права, отрицательная – в том, что вторжение в другие отрасли права становится важнейшей характеристикой конституционного права, а это делает предмет отрасли неопределенным.

Второй подход условно можно назвать ограничительным, поскольку в этом случае стремятся дать по возможности точное определение отрасли и ограничить предмет ее регулирования от предмета регулирования других отраслей права. Данный подход также нельзя признать безупречным.

Исходя из 2 вышеназванных подходов, для того, чтобы дать определение отрасли конституционного права, в российской науке конституционного права зарубежных стран, используются следующие приемы.

  1. Обобщение. Исходя из него конституционное право – это отрасль права конкретного государства, регулирующая основы устройства общества и государства и положение человека в обществе и государстве. Так, в словаре по конституционному праву содержится следующее определение отрасли: «Конституционное право - основополагающая отрасль национального права того или иного государства , включающая в себя систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения, образующие основы устройства общества и государства и положение человека в них» (См.: Конституционное право. Словарь / Отв. Ред. Маклаков В. В. М.: Юрист, 2001. С. 220). Положительной стороной данного определения является его краткость, отрицательной – неопределенность и аналогия с советским правом, подчеркивающим важность регулирования в первую очередь общественной, а не государственной сферы, что характерно для определенной группы стран.
  2. Перечисление. Конституционное право как отрасль права раскрывается через перечисление его институтов или групп институтов, причем сам перечень может варьироваться в зависимости от того, на какую модель ориентированы авторы. Например: «Конституционное право любой страны – это основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность политических норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право, избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты данного государства» (См.: Чудаков М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск.: Харвест, 1998. С. 19). Конституционное право конкретной страны рассматривается как основная отрасль права этой страны, представляющая собой совокупность правовых норм, устанавливающих основы конституционного или общественного строя, форму государства (т. е. форму правления, территориального устройства и, в определенной мере, политический режим), основы правового статуса человека и гражданина, порядок формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государства и основы местного самоуправления

Очевидно, что и как обобщающее, и как применяемое к конкретной стране такого рода определение не может быть безупречным в силу разнообразия стран и их конституционного права. Кроме того, неясно, все ли указанные институты равнозначны для характеристики конституционного права. Достаточно представить, насколько значительны особенности и вес различных институтов в конституционном праве стран Западной Европы и, например, африканских стран с сохранившейся и поднятой на конституционный уровень племенной организацией, государственной организацией социалистических стран и т. д.

3. Рассмотрение конституционного права как «мегаправа» («сверхправа»). Конституционное право задает тон не только публичному, но и частному праву, создает предпосылки для существования всех остальных отраслей права, содержит предписания, прямо определяющие характер и во многом содержание правового регулирования, осуществляемого в рамках других отраслей права (например, установление социальной функции собственности придает новое измерение гражданскому праву; положение о социальной солидарности заставляют искать новые модели взаимодействия в сфере трудового права и т. д.). Кроме того, одной из тенденций развития конституционного регулирования является расширение сфер, которые оно охватывает (в конституции все шире включаются основополагающие предписания, относящиеся к участию в международных отношениях, экономической сфере, социальным отношениям и т. д.). Это также рассматривается многими учеными как довод в пользу особой роли конституционного права как «сверхправа».

Конституционное (государственное) право является отраслью публичного права, поскольку имеет своим предназначением соблюдение и охрану общественного (общего) интереса. Об этом свидетельствует ряд характеристик конституционно-правовых отношений. Во-первых, одной из сторон (или обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель. Во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны или имеют разный правовой статус. В-третьих, содержание конституционно-правовых отношений связано с осуществлением властных полномочий путем подчинения, управления, руководства, уполномачивания, гарантирования и другими подобными методами или посредством самоуправления.

При отнесении конституционного права к публичному праву следует иметь в виду, что четкого разделения права на публичное и частное сегодня не существует. Элементы частного проникают в конституционное право, а начала конституционного права присутствуют в отраслях частного права.

Публичный характер конституционного права объясняет его тесную связь с политикой: политика предопределяет нормы конституционного права, в свою очередь, последние должны упорядочивать политику. Конституционное право, во-первых, закрепляет организацию политической власти; во-вторых, в значительной степени регулирует политическую деятельность участвующих в ней субъектов как сторон конституционно-правовых отношений; в-третьих, устанавливает правила рационального, политически целесообразного управления общественными процессами. Кроме того, конституционное право призвано защитить общество от произвола власти, определить сферу свободы человека, установив пределы для власти. Этому служат многие конституционно-правовые доктрины: народного суверенитета, прав человека, конституционализма, парламентаризма, нашедшие отражение в том или ином варианте в нормах конституционного права.

Связь с политикой делает возможным использование конституционного права противоборствующими политическими силами в целях достижения власти. Поэтому важно обеспечить устойчивость конституционно-правовых норм, недопустимость их нарушения и эффективную правовую защиту, а также реальность таких норм.

Наука конституционного права зарубежных стран – это наука, изучающая конституционное право как отрасль права. Наука конституционного права как совокупность сложившихся и взаимосвязанных правовых доктрин появилась в середине 19 века, т. е. много позже, чем первые конституции. Период между 1789 и 1848 гг. некоторые зарубежные конституционалисты характеризуют как «преднаучный» или даже «псевдонаучный», т. к. в этот период конституционное право представляло собой совокупность либеральных политических воззрений, которые выдавались за научные.

Другие ученые, не столь критично настроенные, считают, что в начальный период происходило освоение и развитие идей французских просветителей и подготавливался переход от политической интерпретации правовых норм к собственно правовой. В любом случае, без вклада предшественников последующий, собственно научный этап развития был бы невозможен.

В центре внимания науки конституционного права зарубежных стран находятся закономерности и тенденции развития конституционного права, характерные для всего мирового сообщества в целом и для отдельных групп стран (по правовым семьям, по регионам и континентам, по стадиям развития демократии и т. д.)

Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соответствующей науки.

Конституционное право как отрасль юридической науки имеет своим предметом понятие конституционного права – предельную и наиболее конкретную категорию этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конституционно-правовой действительности.

Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет. Конституционное право изучает соответствующую отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конституционно-правовые отношения.

Обобщенный объект науки – конституционное право как отрасль права и регулируемые им общественные отношения можно конкретизировать, выделив важнейшие объекты изучения и обозначив особые подходы к их исследованию. К таким объектам можно отнести современное государство, гражданское общество, личность и т. д.

В юридических отношениях, возникающих между государством, обществом, личностью, государство проявляет себя как носитель государственной власти, а общество и личность – как носители гражданской свободы. Государственная власть и гражданская свобода, а значит, стоящие за ними государственные и общественные институты и человек изучаются наукой конституционного права во взаимосвязи и взаимодействии, с наиболее важных, принципиальных сторон и через нормативное закрепление.

Учитывая сказанное, под наукой конституционного права принято понимать систему юридического знания о конституционном праве как отрасли национального права и отношениях, которые возникают в процессе реализации конституционно-правовых норм

(система юридического знания о государственной власти и гражданской свободе, опосредованных нормами конституционного права).

Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» направлена на приобретение изучающими систематических знаний об этой отрасли права, умений оперировать основными понятиями и институтами, навыков в работе с основными конституционно-правовыми актами.

Преподавание конституционного права как учебной дисциплины началось вскоре после появления первых конституционных актов революционной эпохи. Уже в конце 18 века в университете в Ферраре (Италия) преподавали «Конституционное и универсальное публичное право». В 1797 году была создана кафедра, курсы по которой читались в течение 2 лет до вмешательства исполнительной власти Республики. Когда австрийцы вошли в Феррару в 1799г., учебное пособие профессора Компаньони «Элементы конституционного права» они сожгли публично в университетском дворе в присутствии всех. Позднее история преподавания данной учебной дисциплины в разных странах насыщена драматическими эпизодами: рассказывать студентам о конституционном строе как новой, более справедливой организации государства в странах с недемократическими режимами было небезопасно.

С другой стороны, в демократических странах эта наука являлась престижной и поддерживаемой государственными структурами, которые использовали ее выводы. Поэтому именно на основе университетского преподавания выросли многие выдающиеся юристы-специалисты по конституционному праву.

Вначале преподавание конституционного права носило характер скорее пропагандистский и полемический. Первые преподаватели интерпретировали «бессмертные принципы» французской и американской революций в противовес абсолютизму. В целом развитие учебной дисциплины зависело и зависит от нескольких основных моментов:

1) от успехов распространения конституционного строя. Появление новых конституций и установление конституционного строя не только в Европе в начале 19 века стимулировало создание новых кафедр в разных странах, методическую разработку учебных курсов и издание учебников;

2) состояние учебной дисциплины тесно связано с состоянием научного знания. Когда основные концепции существовали главным образом на уровне политических идей, обосновываемых целесообразностью, в центре внимания были эти идеи. В середине 19 века усилиями немецких ученых была осуществлена разработка позитивистского метода, который получил широкое распространение. Это привело к углубленному изучению правовых норм и юридико-технических вопросов.

Формирование в 20 веке различных школ конституционного права вызвало дифференциацию содержания учебных курсов, например, в странах, где сильные позиции занимают конституционалисты, в рамках курсов конституционного права стали уделять большое внимание политическим институтам, влияние социологической школы права проявляется в усиленном внимании к реализации конституционно-правовых норм и т. д.

В России официальное признание учебной дисциплины государственное право произошло по университетскому уставу 1835 года, при этом преподавание осуществлялось в рамках кафедры энциклопедии права. По уставу 1863 г. создавалась новая, отдельная кафедра государственного права, на которой преподавалась теория государственного права, русское государственное право и государственное право важнейших иностранных держав, преподавание которого велось на основе сравнительно-исторического метода. В дальнейшем судьба данной учебной дисциплины неоднократно менялась, ее то объявляли обязательной, то факультативной (как, например, по уставу 1884 года). Аналогичной была ее судьба и в советское время. В настоящее время знание конституционного права зарубежных стран в России является для студентов-юристов обязательным элементом их образования. Задачи курса «Конституционное право зарубежных стран» могут быть сведены к следующему

- показать место конституционного права в системе национального права, его роль в правовом регулировании общественных отношений и значение для социальной практики;

- изучить понятия и категории науки конституционного права в их системе, познакомиться с основными конституционно-правовыми теориями;

- овладеть методикой правового анализа норм и институтов конституционного права, оценки практики их реализации в деятельности государственных и общественных институтов;

- уяснить влияние факторов политического, экономического, культурного и т. д. характера на конституционно-правовые нормы и практику;

- рассмотреть многообразие вариантов конституционно-правового регулирования на примере конкретных зарубежных стран, выявить позитивный и негативный опыт, выделить наиболее целесообразную (рациональную) модель, ориентированную на общечеловеческие ценности, и выяснить возможности ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях.

В рамках учебного курса конституционного права принято выделять общую и особенную части. В общей части в сравнительно-правовом плане изучают важнейшие аспекты конституционного права зарубежных стран: характеристику науки и отрасли, теорию конституции, конституционно-правовые аспекты статуса человека и гражданина, конституционные аспекты регулирования экономической, социальной и политической систем, конституционно-правовые основы организации и деятельности институтов политической системы, формы правления и формы государственного устройства, избирательное право и избирательные системы, конституционно-правовые аспекты организации и деятельности органов государства.

Особенная часть посвящена изучению конституционного права конкретных стран (ведущих западных государств - США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании и Японии; из стран Латинской Америки – Бразилия, из стран Азии – КНР, Индия, Иран, из африканских стран – Египет).

 

 



2015-12-14 1816 Обсуждений (0)
Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)