Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы и средства комического



2015-12-14 2202 Обсуждений (0)
Приемы и средства комического 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность и творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина. Особенности его стиля.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним) (1826–1889) – публицист, критик, писатель-сатирик, отдал свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».

Основные события жизни:

Дата События Характер, мировоззрение Творчество
15 (27) января 1826 г. Родился в семье богатых помещиков Салтыковых в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» - автобиографизм
Московский Дворянский институт Любил читать, в том числе журналы Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова
1838-1844 Царскосельский лицей Демократические убеждения, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике».
1844—1848 гг. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства. Участие в кружке Михаила Буташевича-Петрашевского до 1847 г. Увидел жизнь в провинции, служил честно, неподкупно Влияние на писателя личности Белинского. Увлекся социалистическими идеями – разочарование. Тема социального неравенств, критика существующего строя Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848).
1848 г. Арест общества петрашевцев. за антигосударственные идеи в произведениях    
26 апреля 1848 г. Арест за публикацию «Запутанного дела», ссылка в Вятку    
1848—1856 гг. «Вятский плен» - 8 лет ссылки. В Вятке, он встретил свою будущую жену Лизу Болтину. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.  
1856—1557 гг. Освобождение из ссылки, возвращение в Петербург. служба в Министерстве внутренних дел. Огромный «запас» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов. Галерея паразитов, сосущих кровь народа. Книга «Губернские очерки» (псевдоним - Н.Щедрин, принесла признание и славу
1858-1861 Вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани Борьба со взяточниками  
1862-1964 Ооставил должность. Сотрудничество с «Современником» решил посвятить все свое время литературному труду.  
1864-1868 Председатель казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани   Циклы сатирических рассказов и очерков
1868-1869 Член редколлегии «Отечественных записок», увольнение со службы Борьба с цензурой. Разочарование в возможности что-то изменить и служить честно  
1870-е гг. Болезнь, напряженная работа, поездка за границу. новые впечатления Очерки «за рубежом»
с 1878 года После смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Раздумья над судьбой русского народа. Ненависть к поработителям, любовь к народу. Сказки
1880 г. Отдельное издание «Господ Головлевых».    
апрель 1884 г. Запрет произведений и журнала закрыты «Отечественные записки».   «Пошехонская старина».
28 04. (10 мая) 1889 г. Умер в Петербурге    

Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина.

В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие.

Сочетание смешного и трагического — одна из характерных черт и сатиры Щедрина.

Сатира Салтыкова — Щедрина не знает благополучных концов.

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений.

Углубление и заострение критической направленности русского реализма — характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть.

Виды и приемы комического в творчестве Салтыкова-Щедрина

Комическое – смешное, общественно значимое противоречие, которое является объектом осмеяния.

В основе комического - контраст безобразное – прекрасное, ничтожное – возвышенное,нелепое-рассудительное, иллюзи-реальность, объект изображения – идеальное представление о нем и т.п., которые подвергаются осмеянию путем их сопоставления с идеалами времени и самого писателя.

Виды комического

Сатира Юмор Ирония
вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. Признаки сатиры: подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений, преувеличение их, сознательное заострение каких-либо проблем, нарушение пропорций при создании модели мира. Сатира призвана утверждать прекрасные, возвышенные идеалы, пробуждая желание избавиться от недостатков Вид комического, связанный с изображением смешного в жизни, посредством которого писатель не отрицает описываемого явления, а лишь подчеркивает его несовершенство. Вид комического, специфическое отношение к действительности, когда под маской нарочитой серьезности кроется скрытая насмешка над ней.
«Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый – и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево» («История одного города») «В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» («Премудрый пискарь») «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Приемы и средства комического

Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления. «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города»)
Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета. «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления. «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города»)
Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными. «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города»)
Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния. «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы… » («История одного города») (пародия на стиль исторического труда).

 



2015-12-14 2202 Обсуждений (0)
Приемы и средства комического 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы и средства комического

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)