Приемы и средства комического
Личность и творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина. Особенности его стиля.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним) (1826–1889) – публицист, критик, писатель-сатирик, отдал свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».
Основные события жизни:
Дата
| События
| Характер, мировоззрение
| Творчество
| 15 (27) января 1826 г.
| Родился в семье богатых помещиков Салтыковых в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Шестой ребенок.
| Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву.
| «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» - автобиографизм
|
| Московский Дворянский институт
| Любил читать, в том числе журналы
| Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова
| 1838-1844
| Царскосельский лицей
| Демократические убеждения, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
| Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике».
| 1844—1848 гг.
| Служба чиновником в канцелярии Военного министерства.
Участие в кружке Михаила Буташевича-Петрашевского до 1847 г.
| Увидел жизнь в провинции, служил честно, неподкупно Влияние на писателя личности Белинского. Увлекся социалистическими идеями – разочарование. Тема социального неравенств, критика существующего строя
| Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848).
| 1848 г.
| Арест общества петрашевцев. за антигосударственные идеи в произведениях
|
|
| 26 апреля 1848 г.
| Арест за публикацию «Запутанного дела», ссылка в Вятку
|
|
| 1848—1856 гг.
| «Вятский плен» - 8 лет ссылки. В Вятке, он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.
| Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.
|
| 1856—1557 гг.
| Освобождение из ссылки, возвращение в Петербург. служба в Министерстве внутренних дел.
| Огромный «запас» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов. Галерея паразитов, сосущих кровь народа.
| Книга «Губернские очерки» (псевдоним - Н.Щедрин, принесла признание и славу
| 1858-1861
| Вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани
| Борьба со взяточниками
|
| 1862-1964
| Ооставил должность. Сотрудничество с «Современником»
| решил посвятить все свое время литературному труду.
|
| 1864-1868
| Председатель казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани
|
| Циклы сатирических рассказов и очерков
| 1868-1869
| Член редколлегии «Отечественных записок», увольнение со службы
| Борьба с цензурой. Разочарование в возможности что-то изменить и служить честно
|
| 1870-е гг.
| Болезнь, напряженная работа, поездка за границу.
| новые впечатления
| Очерки «за рубежом»
| с 1878 года
| После смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки».
| Раздумья над судьбой русского народа. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
| Сказки
| 1880 г.
| Отдельное издание «Господ Головлевых».
|
|
| апрель 1884 г.
| Запрет произведений и журнала закрыты «Отечественные записки».
|
| «Пошехонская старина».
| 28 04. (10 мая) 1889 г.
| Умер в Петербурге
|
|
|
Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина.
В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие.
Сочетание смешного и трагического — одна из характерных черт и сатиры Щедрина.
Сатира Салтыкова — Щедрина не знает благополучных концов.
Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений.
Углубление и заострение критической направленности русского реализма — характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть.
Виды и приемы комического в творчестве Салтыкова-Щедрина
Комическое – смешное, общественно значимое противоречие, которое является объектом осмеяния.
В основе комического - контраст безобразное – прекрасное, ничтожное – возвышенное,нелепое-рассудительное, иллюзи-реальность, объект изображения – идеальное представление о нем и т.п., которые подвергаются осмеянию путем их сопоставления с идеалами времени и самого писателя.
Виды комического
Сатира
| Юмор
| Ирония
| вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. Признаки сатиры: подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений, преувеличение их, сознательное заострение каких-либо проблем, нарушение пропорций при создании модели мира. Сатира призвана утверждать прекрасные, возвышенные идеалы, пробуждая желание избавиться от недостатков
| Вид комического, связанный с изображением смешного в жизни, посредством которого писатель не отрицает описываемого явления, а лишь подчеркивает его несовершенство.
| Вид комического, специфическое отношение к действительности, когда под маской нарочитой серьезности кроется скрытая насмешка над ней.
| «Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый – и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево» («История одного города»)
| «В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» («Премудрый пискарь»)
| «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
|
Приемы и средства комического
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно сатирическим смыслом, обладающая высокой степенью отрицания описываемого явления.
| «Бородавкин <…>. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною». («История одного города»)
| Гипербола –художественный прием, основанный на преувеличении какого-либо свойства изображаемого предмета.
| «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
| Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства или признака (размера, силы, значения и т.д.) предмета, явления.
| «Иванов <…>. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ» («История одного города»)
| Гротеск– тип художественной образности, основанный на сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, что позволяет представить жизненное явление в невероятной, неестественной форме. их очевидными.
| «Прыщ <…>. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства» («История одного города»)
| Пародия – один из приемов комического, подражание другому произведению, автору, литературному направлению с целью осмеяния.
| «Был … в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря… По соседству с головотяпами жило независимых племен …, а именно: моржееды, лукоеды, гущеды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы… » («История одного города») (пародия на стиль исторического труда).
|
Читайте также: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2106)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
|