Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экономический рост и экономическое развитие




 

Экономический рост как критерий развития общества является своеобразным итогом хозяйственной деятельности государства, индикатором его благополучия и гарантом экономической независимости. По устойчивости темпов экономического роста, уровню и качественному наполнению можно достаточно надежно судить об экономическом здоровье общества. В настоящее время экономический рост остается центральной проблемой макроэкономической политики всех государств. Разницу составляет лишь ступень, на которой находится то или иное государство и которая определяет конкретный круг проблем, связанных с экономическим ростом.

В ходе проведенных реформ российская экономика претерпела кардинальные изменения двух типов – системные, связанные с возникновением и становлением рыночных институтов экономической деятельности, и структурные, нашедшие отражение в изменении отраслевой, воспроизводственной и региональной структурах, а также в существенном падении валового внутреннего продукта в 90-е гг. XX в. В начале XXI в. наметились положительные тенденции, что нашло отражение в динамике ряда макроэкономических показателей. В то же время следует признать наличие ряда отрицательных явлений, среди которых – торможение темпов экономического роста (прирост ВВП составил 7,3 % в 2003 г., 7,1 % в 2004 г., 6,1 % в 2005 г., 6,8 % в 2006 г.), наличие зависимости темпов экономического роста от экспорта природных ресурсов и соответствующих валютных поступлений, неравномерность экономического развития отечественных отраслей и регионов, сохранение высоких темпов инфляции.

Все это делает перспективным исследование проблем экономического роста и развития.

Экономический рост – сложное и многогранное явление. За, казалось бы, простым способом его выражения, таким, как прирост ВНП, ВВП и НД, стоит система взаимодействия разных сторон экономической жизни. «Экономический рост в качестве итога развития за определенный период времени аккумулирует в своем составе положительные и отрицательные народнохозяйственные результаты».

Под экономическим ростом понимается целевая функция общественного воспроизводства, выраженная в количественном увеличении и качественном совершенствовании общественного продукта и факторов его производства.

С точки зрения результатов воспроизводства при экономическом росте происходит увеличение реальных объемов товаров и услуг, созданных за определенный период. На микроэкономическом уровне – это увеличение реальных объемов валовой и, соответственно, товарной и реализованной продукции; на макроэкономическом уровне – это увеличение реальных объемов валового внутреннего продукта, валового национального продукта, чистого национального продукта и национального дохода.

Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Основными конечными целями экономического роста являются:

1) рост объемов производства и богатства общества,

2) поддержание национальной безопасности, рост престижа страны в мире,

3) увеличение материальной обеспеченности жизни людей,

4) механизируется и автоматизируется производство, улучшаются условия труда и т. д.

Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста НД на душу населения.

Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны.

Улучшение распределения НД среди различных слоев населения. Очень важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.

Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального НД. В то же время допустимо предположить, что более высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного НД.

В теоретическом плане могут быть также выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный (рис. 1.5).

Экстенсивный экономический рост представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства:

· увеличения числа занятых работников без повышения их квалификации;

· расширения потребления материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без увеличения эффективности их использования;

· роста капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

 

Интенсивный экономический рост представляет собой рост производства за счет более эффективного (интенсивного) использования наличных факторов производства:

· расширения производства материальных благ и услуг за счет внедрения новых, более эффективных технологий, посредством обновления основных фондов (средств производства). Иначе – за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;

· улучшения организации производства (новая структура хозяйственных связей, управления, маркетинга, кооперации) и, как результат, – повышение его эффективности;

· совершенствования использования основных и оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, ускоренной амортизации и т. д.;

· постоянного роста квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда.

Таким образом, экстенсивный тип экономического роста заключается в простом количественном увеличении факторов производства, а интенсивный тип – в качественном улучшении их использования, совершенствовании техники и технологии.

В реальной жизни экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста всегда находятся в определенной комбинации, взаимно дополняя друг друга. В процессе исторического развития осуществляется их постоянный взаимопереход, поэтому можно говорить лишь о преобладающем значении тех или других.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)