Кафедра педагогики
| Утверждаю
Проректор по учебной работе
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методика воспитательной работы»
Направление подготовки
050400 – Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
Профессиональное обучение (по отраслям)
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Тобольск 2011
Рецензент
Рабочая программа дисциплины «Методика воспитательной работы»/ сост. И.И.Черкасова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. – 13 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) в 5 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" марта 2010 г. № 200.
Составитель ____________________ И.И.Черкасова
23.11.2011 г. (подпись)
| ã Черкасова И.И.,
|
| ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева,2011
|
Содержание
|
| с.
|
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………....
|
|
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..................
|
|
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины....................................
|
|
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....………………………….................
|
|
4.1
| Содержание разделов дисциплины ........................................................................................
|
|
4.2
| Структура дисциплины ...........................................................................................................
|
|
4.3
| Лабораторные работы ……………………………………………………………………….
|
|
4.4
| Практические занятия (семинары) ....……………………………………….........................
|
|
4.5
| Курсовой проект (курсовая работа) ………………………………………………………...
|
|
4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины …………….…………..........................
|
|
| Образовательные технологии .............................................................................................
|
|
5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ...
|
|
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ...............................................................................................................................
|
|
6.1
| Образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля …………………………
|
|
6.2
| Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы ..
|
|
6.3
| Рейтинговая оценка знаний студентов ……………………………………………………..
|
|
6.4
| Примерный перечень вопросов к зачету …………………………………………………...
|
|
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) ......................……………..
|
|
7.1
| Основная литература ………………………………………………………….......................
|
|
7.2
| Дополнительная литература ………………………………………………….......................
|
|
7.3
| Периодические издания .....……………………………………….…………........................
|
|
7.4
| Интернет-ресурсы ....................................................................................................................
|
|
7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………………………………….
|
|
7.6
| Методические указания к практическим занятиям (семинарам) ........................................
|
|
7.7
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ........................................................................................................
|
|
7.7.1
| Методические указания к самостоятельному изучению разделов и выполнению дополнительных заданий ……………………………………………………………………
|
|
7.8
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................………………………………….........
|
|
| Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………....................
|
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины …..…………………........................
|
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….........................
|
|
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование системы знаний по общей теории и практике воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении с учетом исторических тенденций и современного развития воспитания и умений по проектированию воспитательных дел и систем.
Задачи курса:
- изучение общей теории воспитания, методологических подходов, а также закономерностей, принципов и методов воспитательной деятельности;
- изучение истории возникновения, становления и развития воспитания, специфики его современного состояния и функционирования в России;
- изучение современных концепций воспитания;
- моделирование и проектирование воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Методика воспитательной работы» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «051000 – Профессиональное обучение (по отраслям)». Трудоемкость курса составляет 3 зачетные единицы.
Основу данной дисциплины составляют фундаментальные знания из области общей педагогики, теории обучения, теории воспитания, педагогических технологий, психологии.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
общекультурных (ОК):
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
профессиональных (ПК):
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные понятия и категории курса;
- содержание воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования;
- психолого-педагогические условия и факторы, обеспечивающие целенаправленное развитие и воспитание личности учащихся;
- методику подготовки и проведения основных форм внеучебной деятельности обучающихся;
уметь:
- формировать банк диагностических методик под конкретную воспитательную задачу;
- осуществлять мониторинг уровня воспитанности обучающихся;
- выбирать и использовать различные средства и методы воспитательного влияния на личность, способствующие развитию личности и коррекции поведения обучающихся;
- проектировать воспитательные процессы и осуществлять основные воспитательные функции;
- анализировать проекты воспитательной работы и воспитательного влияния, применяемые в учебных заведениях системы профессионального образования;
владеть:
– специальной профессиональной терминологией и навыками ее использования в процессе последующей деятельности;
– навыками поиска, сбора, систематизации и обработки информации, необходимой для профессиональной деятельности в области воспитания;
– методами проектирования развития процессов воспитания в конкретных ОУ и оценивать их потенциальные возможности;
– навыками профессиональной аргументации при обосновании своей позиции в той или иной сфере предстоящей деятельности;
– систематизированными теоретическими и практическими педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид работы
| Трудоемкость, ч
|
6 семестр
| Всего
|
Общая трудоемкость
|
|
|
Аудиторная работа
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
КСР
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1
| -
| -
|
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
|
Реферат (Р)
|
|
|
Эссе (Э)
|
|
|
Самостоятельное изучение разделов
|
|
|
Контрольная работа (К)2
|
|
|
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
|
|
|
Подготовка и сдача экзамена3
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет)
| экзамен
| экзамен
|
1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)
2 Только для заочной формы обучения
3 При наличии экзамена по дисциплине
Содержание разделов дисциплины
№ темы
| Наименование темы
| Содержание тем
|
|
|
|
1.
| Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
| Цели, задачи, принципы, основные направления воспитания в учреждениях профессионального образования. Сущность и особенности воспитательной деятельности педагогов, основные воспитательные функции. Целеполагание в воспитательном процессе. Методика целеполагания. Проектирование содержания воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования. Критерии эффективности воспитательного процесса.
|
2.
| Психолого-педагогические условия развития личности
| Современные педагогические концепции и модели воспитания и развития личности. Биологические и социальные факторы, влияющие на воспитание и
развитие личности. Потребности, интересы, мотивы – основные факторы развития личности. Возрастные, индивидуально-психологические и личностные особенности
учащихся профессиональных учебных заведений, их потребности, интересы, ценности, уровень духовной культуры. Формирование Я-концепции и самооценки учащихся в системе начального и среднего профессионального образования.
|
3.
| Методика комплексного изучения личности учащегося
| Сущность и задачи педагогической диагностики развития личности. Методы изучения учащихся, способы получения и фиксирования диагностической информации об учащихся. Воспитанность учащихся, критерии, показатели и уровни воспитанности. Использование различных диагностических методик в процессе воспитательной работы.
|
4.
| Методика организации и осуществления воспитательного влияния
| Характеристика основных способов и методов организации воспитательного влияния. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методика убеждения. Технологические правила организации убеждающего воздействия. Внушение. Виды внушения. Технологические правила применения внушающего влияния. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Педагогическое требование. Технологические правила предъявления педагогического требования. Роль поощрения и наказания в воспитательном воздействии на личность и группу. Технологические правила организации и осуществления поощрения и наказания. Ситуация успеха. Методика создания ситуации успеха. Технологические правила организации ситуации успеха. Технологии воспитания.
|
5.
| Методика подготовки и проведения основных форм воспитания
| Общая характеристика форм воспитательной работы. Классификация форм. Воспитательная беседа. Сущность, виды, структура. Методика подготовки и проведения беседы. Методика подготовки и проведения собраний учащихся. Методика подготовки и проведения игр, и игровых тренингов.Методика подготовки и проведения диспутов, дискуссий. Методика подготовки и проведения конкурсов. Методика организации и работы кружков и клубов как особых форм жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры.
|
6.
| Методика формирования коллектива учебной группы
| Учебный коллектив как цель и средство воспитания. Личность и коллектив. Развитие индивидуальности в условиях коллектива. Методика диагностики уровня развития учебной группы. Реализация воспитательных функций коллектива. Специфика форм и методов работы с неформальными группами и лидерами. Методика организации социального опыта учащихся в системе общественных отношений. Развитие самоуправления. Органы самоуправления, основные функции, содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию самоуправления учащихся.
|
7.
| Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся
| Понятие «отклоняющееся поведение». Критерии отклоняющегося поведения. Понятие «норма». Виды норм (юридические, дисциплинарные, моральные и др.). Биологическая природа социальных отклонений. Социальные факторы девиантного поведения. Методика диагностики мотивов отклоняющегося поведения. Дезадаптивные формы поведения учащихся. Группы риска. Специфика воспитательной работы с учащимися группы риска. Пути, средства предупреждения девиантного развития личности. Педагогическая реабилитация в системе воспитательной работы.
Влияние семьи на поведение детей. Специфика социального воспитания в семье. Типы семейных отношений. Формирование и развитие духовных потребностей в семье; усвоение норм и правил общечеловеческой морали. Психолого-педагогическая культура родителей.
|
8.
| Методика взаимодействия участников воспитательного процесса
| Сущность, основные характеристики взаимодействия. Структура общения. Стили педагогического общения. Типы взаимодействия педагогов и учащихся. Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Методика конструктивного решения конфликта в воспитательном процессе.
|
9.
| Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса
| Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Этапы планирования работы в коллективе учебной группы. Методика изучения результатов и эффективности воспитательного процесса.
Сущность и требования к организации аналитической деятельности. Виды и уровни анализа воспитательной работы. Методика анализа форм внеучебной деятельности учащихся. Методика анализа системы воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования.
|
Структура дисциплины
№
темы
| Наименование разделов
| Количество часов
|
Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
|
Л
| ПЗ
| ЛР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
|
|
|
| -
|
|
2.
| Психолого-педагогические условия развития личности
|
|
| -
| -
|
|
3.
| Методика комплексного изучения личности учащегося
|
| -
|
| -
|
|
4.
| Методика организации и осуществления воспитательного влияния
|
|
|
| -
|
|
5.
| Методика подготовки и проведения основных форм воспитания
|
|
|
| -
|
|
6.
| Методика формирования коллектива учебной группы
|
|
| -
| -
|
|
7.
| Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся
|
|
| -
| -
|
|
8.
| Методика взаимодействия участников воспитательного процесса
|
|
|
| -
|
|
9.
| Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса
|
|
|
| -
|
|
| Итого:
|
|
|
| -
|
|
4.3 Лабораторные работыне предусмотрены.