Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к результатам освоения содержания дисциплины



2015-12-14 341 Обсуждений (0)
Требования к результатам освоения содержания дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра педагогики

 

 

  Утверждаю Проректор по учебной работе   (подпись, расшифровка подписи) “____”______________20.… г  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика воспитательной работы»

 

Направление подготовки

050400 – Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки

Профессиональное обучение (по отраслям)

(наименование профиля подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

 

очная

 

 

Тобольск 2011


Рецензент

 

 

Рабочая программа дисциплины «Методика воспитательной работы»/ сост. И.И.Черкасова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. – 13 с.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) в 5 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" марта 2010 г. № 200.

 

Составитель ____________________ И.И.Черкасова

23.11.2011 г. (подпись)

 

  ã Черкасова И.И.,  
  ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева,2011

Содержание

    с.
Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………....
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..................
Требования к результатам освоения содержания дисциплины....................................
Содержание и структура дисциплины (модуля)....………………………….................
4.1 Содержание разделов дисциплины ........................................................................................
4.2 Структура дисциплины ...........................................................................................................
4.3 Лабораторные работы ……………………………………………………………………….
4.4 Практические занятия (семинары) ....……………………………………….........................
4.5 Курсовой проект (курсовая работа) ………………………………………………………...
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины …………….…………..........................
Образовательные технологии .............................................................................................
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ...............................................................................................................................  
6.1 Образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля …………………………
6.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы ..
6.3 Рейтинговая оценка знаний студентов ……………………………………………………..
6.4 Примерный перечень вопросов к зачету …………………………………………………...
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) ......................……………..
7.1 Основная литература ………………………………………………………….......................
7.2 Дополнительная литература ………………………………………………….......................
7.3 Периодические издания .....……………………………………….…………........................
7.4 Интернет-ресурсы ....................................................................................................................
7.5 Методические указания к лабораторным занятиям ……………………………………….
7.6 Методические указания к практическим занятиям (семинарам) ........................................
7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ........................................................................................................  
7.7.1 Методические указания к самостоятельному изучению разделов и выполнению дополнительных заданий ……………………………………………………………………  
7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................………………………………….........  
Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………....................
  Лист согласования рабочей программы дисциплины …..…………………........................  
  Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….........................  

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: формирование системы знаний по общей теории и практике воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении с учетом исторических тенденций и современного развития воспитания и умений по проектированию воспитательных дел и систем.

Задачи курса:

- изучение общей теории воспитания, методологических подходов, а также закономерностей, принципов и методов воспитательной деятельности;

- изучение истории возникновения, становления и развития воспитания, специфики его современного состояния и функционирования в России;

- изучение современных концепций воспитания;

- моделирование и проектирование воспитательных систем в образовательных учреждениях.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Курс «Методика воспитательной работы» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «051000 – Профессиональное обучение (по отраслям)». Трудоемкость курса составляет 3 зачетные единицы.

Основу данной дисциплины составляют фундаментальные знания из области общей педагогики, теории обучения, теории воспитания, педагогических технологий, психологии.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

общекультурных (ОК):

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

 

профессиональных (ПК):

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные понятия и категории курса;

- содержание воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования;

- психолого-педагогические условия и факторы, обеспечивающие целенаправленное развитие и воспитание личности учащихся;

- методику подготовки и проведения основных форм внеучебной деятельности обучающихся;

уметь:

- формировать банк диагностических методик под конкретную воспитательную задачу;

- осуществлять мониторинг уровня воспитанности обучающихся;

- выбирать и использовать различные средства и методы воспитательного влияния на личность, способствующие развитию личности и коррекции поведения обучающихся;

- проектировать воспитательные процессы и осуществлять основные воспитательные функции;

- анализировать проекты воспитательной работы и воспитательного влияния, применяемые в учебных заведениях системы профессионального образования;

 

владеть:

– специальной профессиональной терминологией и навыками ее использования в процессе последующей деятельности;

– навыками поиска, сбора, систематизации и обработки информации, необходимой для профессиональной деятельности в области воспитания;

– методами проектирования развития процессов воспитания в конкретных ОУ и оценивать их потенциальные возможности;

– навыками профессиональной аргументации при обосновании своей позиции в той или иной сфере предстоящей деятельности;

– систематизированными теоретическими и практическими педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса

Содержание и структура дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

Вид работы Трудоемкость, ч
6 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
КСР
Самостоятельная работа
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1 - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - -
Реферат (Р)
Эссе (Э)
Самостоятельное изучение разделов
Контрольная работа (К)2    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
Подготовка и сдача экзамена3
Вид итогового контроля (зачет) экзамен экзамен

1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)

2 Только для заочной формы обучения

3 При наличии экзамена по дисциплине

 

Содержание разделов дисциплины

№ темы Наименование темы Содержание тем
1. Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования Цели, задачи, принципы, основные направления воспитания в учреждениях профессионального образования. Сущность и особенности воспитательной деятельности педагогов, основные воспитательные функции. Целеполагание в воспитательном процессе. Методика целеполагания. Проектирование содержания воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования. Критерии эффективности воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогические условия развития личности Современные педагогические концепции и модели воспитания и развития личности. Биологические и социальные факторы, влияющие на воспитание и развитие личности. Потребности, интересы, мотивы – основные факторы развития личности. Возрастные, индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся профессиональных учебных заведений, их потребности, интересы, ценности, уровень духовной культуры. Формирование Я-концепции и самооценки учащихся в системе начального и среднего профессионального образования.
3. Методика комплексного изучения личности учащегося Сущность и задачи педагогической диагностики развития личности. Методы изучения учащихся, способы получения и фиксирования диагностической информации об учащихся. Воспитанность учащихся, критерии, показатели и уровни воспитанности. Использование различных диагностических методик в процессе воспитательной работы.
4. Методика организации и осуществления воспитательного влияния Характеристика основных способов и методов организации воспитательного влияния. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методика убеждения. Технологические правила организации убеждающего воздействия. Внушение. Виды внушения. Технологические правила применения внушающего влияния. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Педагогическое требование. Технологические правила предъявления педагогического требования. Роль поощрения и наказания в воспитательном воздействии на личность и группу. Технологические правила организации и осуществления поощрения и наказания. Ситуация успеха. Методика создания ситуации успеха. Технологические правила организации ситуации успеха. Технологии воспитания.
5. Методика подготовки и проведения основных форм воспитания Общая характеристика форм воспитательной работы. Классификация форм. Воспитательная беседа. Сущность, виды, структура. Методика подготовки и проведения беседы. Методика подготовки и проведения собраний учащихся. Методика подготовки и проведения игр, и игровых тренингов.Методика подготовки и проведения диспутов, дискуссий. Методика подготовки и проведения конкурсов. Методика организации и работы кружков и клубов как особых форм жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры.
6. Методика формирования коллектива учебной группы Учебный коллектив как цель и средство воспитания. Личность и коллектив. Развитие индивидуальности в условиях коллектива. Методика диагностики уровня развития учебной группы. Реализация воспитательных функций коллектива. Специфика форм и методов работы с неформальными группами и лидерами. Методика организации социального опыта учащихся в системе общественных отношений. Развитие самоуправления. Органы самоуправления, основные функции, содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию самоуправления учащихся.
7. Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся Понятие «отклоняющееся поведение». Критерии отклоняющегося поведения. Понятие «норма». Виды норм (юридические, дисциплинарные, моральные и др.). Биологическая природа социальных отклонений. Социальные факторы девиантного поведения. Методика диагностики мотивов отклоняющегося поведения. Дезадаптивные формы поведения учащихся. Группы риска. Специфика воспитательной работы с учащимися группы риска. Пути, средства предупреждения девиантного развития личности. Педагогическая реабилитация в системе воспитательной работы. Влияние семьи на поведение детей. Специфика социального воспитания в семье. Типы семейных отношений. Формирование и развитие духовных потребностей в семье; усвоение норм и правил общечеловеческой морали. Психолого-педагогическая культура родителей.
8. Методика взаимодействия участников воспитательного процесса Сущность, основные характеристики взаимодействия. Структура общения. Стили педагогического общения. Типы взаимодействия педагогов и учащихся. Формы взаимодействия педагогов и родителей. Методика конструктивного решения конфликта в воспитательном процессе.
9. Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Этапы планирования работы в коллективе учебной группы. Методика изучения результатов и эффективности воспитательного процесса. Сущность и требования к организации аналитической деятельности. Виды и уровни анализа воспитательной работы. Методика анализа форм внеучебной деятельности учащихся. Методика анализа системы воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования.

 

 

Структура дисциплины

№ темы Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР  
1. Теоретические основы воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования -
2. Психолого-педагогические условия развития личности - -
3. Методика комплексного изучения личности учащегося - -
4. Методика организации и осуществления воспитательного влияния -
5. Методика подготовки и проведения основных форм воспитания -
6. Методика формирования коллектива учебной группы - -
7. Методика работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся - -
8. Методика взаимодействия участников воспитательного процесса -
9. Методика планирования и изучения результатов эффективности воспитательного процесса -
  Итого: -

 

 

4.3 Лабораторные работыне предусмотрены.

 



2015-12-14 341 Обсуждений (0)
Требования к результатам освоения содержания дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)