Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Слагаемые профессионального имиджа методиста



2015-12-14 1350 Обсуждений (0)
Слагаемые профессионального имиджа методиста 0.00 из 5.00 0 оценок




Чем объяснить, что в одинаковых условиях, при равных возможностях одни учреждения культуры добиваются высоких результатов, а другие постоянно ссылаются на помехи в работе? Сегодня среди ответов на этот вопрос чаще всего слышится такой: дело в сплоченности коллектива, в его умении опираться на научный анализ ситуации, в компетентности и опыте специалистов.

В менеджменте исследовательской, организационно-методической работы центральное место принадлежит интеллектуальному, профессиональному потенциалу личности. Именно в этом суть методического труда.

Конструирование чего угодно начинается с создания моде­ли. Модель в переводе с французского означает образец, эта­лон, стандарт для массового изготовления какого-либо изде­лия или конструкции. Модель имиджа делового человека – методиста, равно как и ор­ганизации, уникальна, эксклюзивна, но все же может быть сконструирована именно как идеальный вариант, который за­тем станет основой неповторимого образа, призванного выде­лить среди других своего «хозяина». В такой модели обобщены типичные черты лучших, наиболее успешных представителей делового мира.

Технологическая цепочка конструирования индивидуального профессионального имиджа складывается из особенностей сферы деятельнос­ти —► функций специалиста —► связанных с этими функци­ями профессиональных ролей —► личностных и профессио­нальных качеств, необходимых для успешного выполнения этих функций и ролей, —► профессионального имиджа как спе­циальной коммуникации, информирующей окружающих о нали­чии таких качеств у работника.[10]

Выбор этой моде­ли обусловлен тем, что специалистами в разных вариантах со­здан профиль методиста независимо от конкретной сферы его деятельности.

Главными из необходимых качеств, составляющих общий профиль методиста являются: об­разование и профессиональная компетентность; врожденный талант руководителя, лидерство; высокий интеллект и креативность (способность к творчеству); жизненный опыт; внешние данные.[11]

Так в основе интеллекта лежат природные качества – любозна­тельность, изобретательность, сообразительность, способ­ность к анализу, синтезу и классификации. Показателем интел­лекта является уровень умственного развития, способность оперирования знаниями и умениями. Структура интеллекта включает в себя словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информацией, ассоциативную память, логическое мышление, скорость восприятия. Ясно, что наличие таких качеств определяется не только наследственны­ми факторами. Их можно и нужно развивать. Последние иссле­дования ученых показали, что постоянные интеллектуальные нагрузки позволяют человеку сохранить все указанные способ­ности до глубокой старости.

С интеллектом тесно связаны способность к творчеству, не­ожиданным и неординарным решениям, преодолению стерео­типов, восприимчивость к новым идеям. Уровень креативности тоже поддается формированию и коррекции.

Что касается врожденного таланта руководителя, то и здесь многое зависит не только от природных данных. Помимо интеллекта и креативности управленческий потенциал руководи­теля – организатора методической службы включает в себя такие качества как вектор направленнос­ти; уровень агрессивности; са­мооценку и уровень притязаний; уровень субъективного кон­троля; тревожность и уверенность в себе; организаторские способности; экстравертированность - интровертированность; стиль общения и руководства.

Общий профиль методиста должен быть дополнен ком­плексом черт, необходимость которых продиктована специфи­кой сферы деятельности. Речь идет о про­фессиональных ролях методиста социально-культурной сфе­ры. Их структура выявлена в ходе массовых опросов специали­стов, работающих в этом качестве.[12]

Это роли: стратегического планировщика, оперативного планировщика, организатора, менеджер по контактам, менеджера по кадрам, распределителя ресурсов, распределителя работ, представителя, посредника, инструктора, организатора команды, члена команды, воспитателя, психолога, устранителя технических проблем, предпринимателя, бизнесмена, устранителя неполадок, регулятора технологических, экономических, психологических проблем, конфликтов, в том числе и у потребителя.

Набор качеств – еще не модель имиджа. Это логическое построение, модель же – скорее художественно-образное. Это прообраз, то, каким человек хотел бы быть. На этом этапе чело­век выступает в роли «сам себе сценарист и режиссер». Набор качеств для него сырой материал, который для начала надо как-то упорядочить. Для этого сле­дует провести своеобразную инвентаризацию своих возможно­стей и оценить свои слабые и сильные стороны. Помогут в решении этой проблемы анкетирование, самоанализ и тестирование.

Сильные и слабые стороны должны быть определены по каж­дому из основных компонентов имиджа: внешности, поведению, речи, кинетике.

Таким образом, модель имиджа может быть составлена только после того, как собрана и проанализирована достаточная информация, дающая ответ на три во­проса: каковы ожидания контактной аудитории отно­сительно моего профессионального имиджа; в ка­кой мере мои качества могут удовлетворить эти ожи­дания; какую модель я буду строить.

Для того чтобы модель из мертвой схемы превра­тилась в нечто живое и привлекательное, необходи­мо к ее завершению подключить воображение, как, например, это сделали американские социологи, «нарисовав» образ «идеального» руководителя:[13]

  • твердый, но гибкий;
  • серьезный, но с чувством юмора;
  • дружелюбный, но умеющий держать дистанцию;
  • преданный своему делу, но не теряет головы при успехах и поражениях;
  • мечтательный, но с сильно развитой волей;
  • готовый идти на риск, но основательно все просчитывающий.

За созданием модели следует этап ее перевода в реальность по специально составленному конкрет­ному плану, но работа над профессиональным имид­жем на этом не заканчивается. Она продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Меняются условия его труда, должности, иногда са­ма профессия, возраст, статус, окружение. Имидж на все это чутко реагирует, как барометр на погоду. По­этому последним этапом можно считать нескончае­мый мониторинг. В случае необходимости должна меняться модель, если простая корректировка ими­джа не дает нужного эффекта.

Неотъемлемой частью имиджа является общение. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления, т.е. искусства избрания вариантов и манёвров его претворения в жизнь. Вариативность и манёвренность – составляющие тактики, как делового, так и повседневного общения.

В создании личного имиджа важно использовать всё, что ему способствует. Исходный постулат тактики общения: необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации уметь ими оперативно пользоваться.

Вторым постулатом тактики общения выступает следующая рекомендация. В любом общении не следует допускать конфронтации, а тем более конфликта.

Существуют определённые критерии выбора модели поведения.[14]

Первый критерий выбора модели социального поведения. Поведе­ние должно соответствовать закону, ни в коей мере не противоречить установленному в обществе правопорядку. Законопослушание и правопочитание – атрибутные признаки цивилизованных человеческих взаимоотношений.

Второй критерий – нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе суще­ствуют общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость.

Третий критерий – учёт конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Инту­итивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.

Четвёртый критерий – цель, которую ставит перед собой личность. Чем более значима для неё собственная цель, тем большей подъёмной силой она обладает по отношению к личности. Увлечённость целью не должна породить какой-либо недооценки значения чёткого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней, таким образом выстраи­вается предметно-ощутимая логика достижения цели.

Пятый критерий – самокритическая оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом обще­нии велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше очков набирает выступающий. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают низким чувством самоуважения. Это откладывает отпечаток на выбор ими модели по­ведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характе­ристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестой критерий – конкретизация пятого критерия. Принимая во внимание его чрезвычайную важность, необходимо особо рассмотреть всё, что касается мастерства владения человековедческими технологиями. И, прежде всего теми, которые имеют непосредствен­ное отношение к общению. К таковым относятся технологии индивидуальной работы с персоналом, «конструирования» коллективов, стимулирования делового честолюбия, речевого воздействия и т.п.

Седьмой критерий – выглядит несколько своеобразно. В имиджелогии актуально значение психолого-половых характеристик личности, т.е. тех личностных и деловых качеств, которые ожидаемы парт­нёрами по общению от лица, заинтересованного в их расположении. Чтобы не разрушить каких-то сложившихся иллюзий или стереотипов и не разочаровать собой партнеров по общению, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые ожидаемы и желательны для партнеров.



2015-12-14 1350 Обсуждений (0)
Слагаемые профессионального имиджа методиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Слагаемые профессионального имиджа методиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)