Методист как лидер преобразований
В профессиональной работе методиста достаточно часто встречаются ситуации, предполагающие деятельность, направленную на проведение перемен, изменений в условиях жизни, учебы, труда сотрудников коллектива. В последние годы интерес к проблемам управления изменениями значительно возрос. Это объясняется стремлением руководителей профессионально проводить нужные изменения и не рассматривать их как нечто второсортное, мимолетное, побочное. Среди ролей руководителя – методиста – администратор, организатор, координатор, психолог, предприниматель и др. – появилась и изучается роль «изменителя», «проводника перемен». Управление изменениями – это разновидность деятельности по их обоснованию и реализации намеченных мер, действий, мероприятий. Поэтому изменения предполагают выполнение информационно- аналитической и организационной работы, в которой наиболее принципиальными являются следующие вопросы (таблица 4).[15] Таблица 4
Изменения должны быть обоснованными и проводиться организованно. В них недопустим «анархический подход», основанный на «авось», «как-нибудь проведем». Управление изменениями – наиболее сложная разновидность практической деятельности, так как связана с преодолением привычек, сопротивления персонала, устоявшихся, но явно устаревших форм и методов работы и т.д. Здесь, так же как и в «обычном управлении», особое значение имеют аналитическая основа (где, что и почему нужно изменять), разработка стратегии и тактики проведения изменений, их практическая реализация. Среди основных трудностей реализации инноваций в учреждениях культуры специалистами называется неспособность методиста выполнять роль лидера, предвидеть перспективу, выстраивать инновационную стратегию, анализировать ситуацию. Причины такого несоответствия связывают с размытостью квалификационных требований к методистам, отсутствием действенных образовательных структур, способных осуществлять обучение методистов для новых условий функционирования учреждений культуры. Специфика деятельности методиста требует наличия у него определенных личных и профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач управления нововведениями. В различных сферах общественной деятельности к инновационному методисту, помимо общих требований (творческие способности, разносторонние знания и аналитические навыки), относят специфические (наличие определенных деловых качеств). В самом общем виде они заключаются в следующем.[16] Ø Личная инновационная активность и инициативность, что позволяет стимулировать инновационное поведение персонала, препятствовать инерции и сопротивлению изменениям, выступать в роли генератора инноваций, носителя инновационного стиля деятельности; Ø Эмоциональность, коммуникабельность и открытость для новых идей, предложений сотрудников, потребителей и партнеров. Эти качества позволяют заручиться поддержкой сотрудников, вовлечь в инновационную деятельность новых участников, использовать любые возможности для пропаганды новых разработок (на различных производственных совещаниях, семинарах и конференциях, встречах), тем самым, способствуя трансляции и диффузии внедряемых нововведений; Ø Способность предвидеть развитие событий. Это дает возможность эффективно планировать изменения, определять приоритеты, рассчитывать потребность в ресурсах, распределять задания между работниками и контролировать ход работ, учитывать неожиданные изменения, например, выбывание из команды участников проектов, совпадение мероприятий из разных проектов и занятость исполнителей проекта в каких-либо других важнейших мероприятиях; Ø Ответственность и способность к рефлексии и анализу текущих событий, позволяющие инновационному методисту постоянно находить новые возможности для улучшения деятельности. Оценивая проблемы и неудачи, анализируя степень риска, он может адекватно определить направления обучения персонала инновационным методикам, работать в условиях изменяющейся инновационной ситуации. Ø Способность к созданию творческой атмосферы позволяет поддерживать и поощрять авторов творческих идей/исполнителей инновационных проектов. Способствуя росту инновационной активности и популярности новаторства, методист создает эффект «цепной реакции» новаторской деятельности, когда новые идеи заражают других работников, а признанность становится стимулом активности. Характеризуя особенности личности и профессиональной деятельности инновационного методиста, следует особенно подчеркнуть то, что для эффективной реализации инноваций и результативного управления нововведениями ему, прежде всего, необходимо позитивное мышление. Позитивное мышление – это инструмент успешного решения любых проблем в различных сферах деятельности. Психологи считают, что позитивное мышление – это резерв сил и возможностей, который каждый методист может использовать во благо себе и своим подчиненным. Приведем лишь несколько правил позитивного управления, особенно актуальных для управления нововведениями. Øбыть свободным и независимым от чужого мнения; Øперестать пугать самого себя предстоящими переменами и сложностями достижения целей; Øнаучиться просить о помощи; Øследует стремиться сообщать своим подчиненным только продуктивную информацию и минимизировать распространение негативной. Негативная информация может быть передана только в том случае, если руководителю кажется возможным изменить ситуацию к лучшему коллективными усилиями; Øанализировать возможности, хвалить и поощрять, а не критиковать своих подчиненных; Øвовлекать в инновационный процесс (включать в проектные группы) только тех сотрудников, кто имеет желание и способен действовать самостоятельно. Не следует уговаривать и убеждать в необходимости инноваций (тот, кого нужно убеждать не сможет работать самостоятельно, а тот, кто причастен к изменениям, участвовал в формировании стратегии и тактики изменений, не нуждается в убеждении). Таким образом, инновационный методист – это яркая личность, с четко определенным кругом решаемых задач, носитель инновационного типа организационной культуры, способный позитивно мыслить и управлять, настроенный на достижение результата и знающий, как это сделать.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |