Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночной самоорганизации и общественного саморегулирования при управлении развитием хозяйственных систем



2015-12-14 444 Обсуждений (0)
Рыночной самоорганизации и общественного саморегулирования при управлении развитием хозяйственных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взаимное влияние государства, рыночной экономики, и отраслевого самоуправления реализуется в целом следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику, способствует организации отраслевого самоуправления; экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы; отраслевое самоуправление «воспитывает» государство, указывает бизнесу цели и перспективы развития.

Совершенствуя управление хозяйственной системой региона, необходимо обеспечивать на практике разумный баланс между государством, экономикой и отраслевым самоуправлением, вводить дополнительно к трем секторам новые структурные элементы для осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Исследования, проведенные во время подготовки настоящей работы во Владимирской области, доказывают важность общественного контроля и гражданских инициатив для принятия обоснованных управленческих решений. Так в регионе для привлечения широких слоев общественности к процессу выработки предложений по важнейшим вопросам социально-политического и экономического развития регулярно проводятся областные экономические совещания с приглашением более 700 представителей различных сфер деятельности.

Дополнительно в 2002 году создан экономический совет. Он действует при Губернаторе Владимирской области и является общественным консультативным органом, способствующим принятию оптимальных решений в сфере управления хозяйственным комплексом. Совет взаимодействует с руководителями и специалистами организаций, администрацией и Законодательным Собранием области, органами местного самоуправления, общественными организациями. Основными задачами Совета являются оказание содействия в улучшении работы экономики области и обеспечении её устойчивого развития, в том числе: поддержка приоритетных отраслей, способствующих экономическому росту в регионе; создание современной инфраструктуры рынков; внедрение инноваций, увеличение отдачи научно-технического потенциала области; повышение устойчивости работы отраслей экономики за счет улучшения энергообеспечения, транспортного обслуживания; привлечение инвестиций в экономику области; выполнение специальных программ, повышение квалификации и переобучение кадров; обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов[61].

В результате на практике реализуется рациональное сочетание четырех субъектов управления, как показано на рисунке 6.

 

 


Рисунок 6. Рациональное взаимодействие субъектов управления при переходе к устойчивому развитию региона

 

Особая миссия, конечно, принадлежит государственным органам управления, призванным выполнять функции и обязанности по отношению к обществу и экономике, которые нельзя переложить на других участников. Одновременнореализация эффективного взаимодействия всех субъектов управления, действительного государственно-частного партнерства осуществляется посредством заключения трехстороннего соглашения между региональным отделением ассоциации работодателей и товаропроизводителей, администрацией области и объединением отраслевых профсоюзов. В нем на 2006-2008 гг. предусматривается комплекс мер по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики, обеспечению положительной динамики развития. Так, администрация берет на себя обязательства по разработке программы социально-экономического развития области на 2007-2010 гг.; совершенствованию инвестиционной политики и оказанию государственной поддержки при реализации высокоэффективных проектов; формированию государственного заказа для поддержки собственных товаропроизводителей; дальнейшему совершенствованию регионального законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы устойчивого функционирования отраслей экономики и т.д.

Работодатели предусматривают меры по эффективной работе организаций, техническому перевооружению, внедрению передовых технологий, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению безопасности и охраны труда.

Профсоюзы выступают инициаторами подготовки и заключения коллективных договоров, отраслевых, территориальных соглашений, организуют контроль за их исполнением. Они способствуют росту квалификации работников, организации трудового соперничества в коллективах.

Стороны совместно добиваются стабилизации и подъема экономики области, укрепления экономического и финансового положения коммерческих организаций, развития предпринимательского ресурса, повышения жизненного уровня населения Владимирской области. Так совершенствуется механизм социального партнерства, закрепления прав, обязанностей, взаимной ответственности сторон, создания условий для равноправного диалога и сотрудничества.

Для реализации отмеченных принципов предложена и апробирована на практике структура управления социально-экономическим комплексом Владимирской области (рисунок 7).


       
 
 
   
Рисунок 7. Структура управления социально-хозяйственным комплексом региона


Структура представляет собой сложное взаимодействие и взаимовлияние органов власти и управления, которые через соответствующие инструменты регулирования воздействуют на хозяйствующие субъекты, находящиеся, в свою очередь, под влиянием объектов рыночной инфраструктуры. Сочетание инструментов государственного регулирования и рыночной самоорганизации позволяет обеспечить рациональное воздействие на предприятия хозяйственного комплекса. Двойная прямая и обратная связь между администрацией области и Законодательным Собранием означает, что принципиальные управленческие решения вырабатываются и принимаются на основе взаимного участия обеих сторон.

Отличительной особенностью данной интегрированной структуры является то, что региональная социально-экономическая система рассматривается не как замкнутая, на которую воздействуют лишь внутренние факторы, а как открытая, интегрированная в общероссийскую и мировую внешнюю среду. Поэтому в ней очень важное значение, с точки зрения обеспечения стабильности и устойчивости функционирования, играет блок «Взаимодействие региональной социально-экономической системы с внешней средой». Оптимизировать структуру и численность администрации области позволяет введение в схему управления дополнительных экономических институтов в виде корпоративных некоммерческих структур. В практической деятельности они доказали, что способны осуществлять такие функции, как: маркетинговые исследования; выработка отраслевой технической, финансовой и ценовой политики; подготовку предложений по совершенствованию системы налогообложения; проведение торговой политики, обеспечивающей защиту предприятий на внешнем и внутреннем рынках и др. Многие в прошлом административные вопросы уже сейчас решает торгово-промышленная палата области.

 

 

Контрольные вопросы для подготовки

1. Когда впервые в отечественной литературе появился термин «устойчивое развитие»?

2. Сущность категорий экономическая устойчивость и устойчивое экономическое развитие. Общее и принципиальные различия.

3. Почему вопросы устойчивого развития и государственного регулирования связанных с этим процессом в настоящее время находятся в сфере системного внимания российских ученых?

4. Возможно ли изучение указанной темы проводить лишь с позиции устойчивого эколого-безопасного развития?

5. Основные элементы стратегии развития России в XXI веке в области устойчивого развития.

6. В каких основополагающих работах излагается философское мировоззрение, теория и методы проектирования устойчивого развития сложных социально-экономических систем?

7. Сущность системного подхода к управлению сложноэволюционизирующими системами.

8. Необходимость усиления государственного регулирования социально-экономических процессов в связи с возрастанием дифференциации развития регионов в Российской Федерации.

9. Что такое системы? Основные законы их функционирования.

10. Хозяйственная система региона как научное понятие и явление.

11. Основные компоненты обеспечения экономической устойчивости хозяйственной системы региона.

12. Инновационная и инвестиционная активности как важнейшие факторы обеспечения устойчивости хозяйственной системы региона.

13. Кадровый потенциал и устойчивое экономическое развитие.

14. Интегрированное (многофакторное) управление региональным развитием: теория и практика реализации.

 

Обязательная литература

 

 

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общей редакцией В.И. Кушлина. – М.: Издательство РАГС, 2006, 616 с.

2. Дмитриев Ю.А., Кретинин В.А., Максимов С.А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона // ВлГУ, Владимир, 2004, 300с.

3. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.-Н. 1996 г. Дальнаука, Владивосток, 1997 г.

4. Кретинин В.А., Омарова Т.Д., Чайковская Н.В. Управление региональной экономикой – механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию: моногр. – Муром: Изд.- полиграфич. центр МИВлГУ, 2005, 216с.

5. Кушлин В.Н., Волгин Н.А., Фоломьев А.Н. и др. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: ОАО «НПО» Экономика», 2000.

6. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. Эдиториал УРСС, М., 2000г.

7. Кузнецова О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа- общество-человек. Санкт-Петербург- Москва- Дубна, 2001 г.

8. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000.

9. Региональная экономика и управление: Учебник/ Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 616 с.

10. Селезнев Г.Н., Христенко В.Б., Залиханов М.И., Львов Д.С. и др. Научная основа устойчивого развития Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2002.

11. Урсул А.Д., Лось В.А.. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., РАУ, 1994 г.

12. Указ Президента РФ " О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию" № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета, 9 апреля, 1996 г.

13. Фоломьев А.Н.. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем.// Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. Издательство РАГС, М., 1999 г.

14. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г.. Инновационное инвестирование// «Наука», С-Пб,

2000.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е., Регион: теория и практика устойчивого развития// Издательство «БСТ», М., 1998

2. Бильчак В.С., Захаров Р.Ф. Региональная экономика – Калининград, 1998

3. Бутов В.Н., Игнатов В.Г., Кетов Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.

4. Данилов-Данильянц, Резванов Н.А. и др. Стратегия устойчивого развития России в XXI веке. www.economyzdat.ru

5. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление, М., РАГС, 1998.

6. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Под редакцией профессора Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.

7. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. Учебник. С.Петербург-Москва-Дубна, 2001.

8. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

9. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. Владимир, 2003г.

10. Левашов В.К. устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. – М., 2001.

11. Селезнев Г.Н., Христенко В.Б., Залиханов М.И., Львов Д.С., Матросов В., Гранберг А., Левашов В., Урсул А., Шелехов А.М. и др. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2002. – 232 с.

12. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и тактика. Под редакцией С.Б.Мельникова. – М.: Изд. РАГС, 2000 – 291с.

13. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г. Инновационное инвестирование. – СПб.: Наука, 2001. – 184с.

14. Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. Под ред. Фоломьева А.Н., Издательство РАГС, М., 1996, 251с.

15. Экономика региона: от антикризисного к устойчивому развитию. Под редакцией Кушлина В.И., Фоломьева А.Н. и др. М.: Издательство РАГС, 2003г., 425с.

 

 



2015-12-14 444 Обсуждений (0)
Рыночной самоорганизации и общественного саморегулирования при управлении развитием хозяйственных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночной самоорганизации и общественного саморегулирования при управлении развитием хозяйственных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)