Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



2015-12-14 2003 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




А.Б. МУКАШЕВА, Г.А. КАСЕН

 

 

Педагогическая практика в магистратуре: методические рекомендации

 

Алматы, 2011

Рекомендовано к изданию

Ученым советом факультета философии и политологии и

РИСО КазНУ им. аль-Фараби

Рецензенты:

доктор педагогических наук, доцент Мынбаева А.К.

(зав. кафедрой общей и этнической педагогики ФФИП КазНУ им аль-Фараби)

доктор педагогических наук, профессор Булатбаева А.А.

(ведущий научный сотрудник Академии Педагогических наук Казахстана)

кандидат психологических наук Федорович О.В.

(преподаватель факультета психологии и педагогики университета «Кайнар»)

 

 

Мукашева А.Б., Касен Г.А.

Педагогическая практика в магистратуре: методические рекомендации. – Алматы: Қазақ университеті, 2011 – 54 с.

 

ISBN

 

В методических рекомендациях рассмотрены организационные и содержательные аспекты педагогической практики в магистратуре, педагогические и психологические составляющие теории и практики проведения занятий и воспитательных мероприятий в рамках педагогической практики магистрантов.

Методические рекомендации являются результатом опыта авторов по организации педагогической практики магистрантов различных специальностей КазНУ им. альФараби, предназначены как для магистрантов, так и для преподавателей – организаторов педагогической практики, научных руководителей магистрантов.

ББК

ISBN

 

© Мукашева А.Б., Касен Г.А., 2011

© КазНУ им. аль-Фараби, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………………………...4

Введение………………………………………………………………………..............................6

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ……………………………………………………………………………………..10

1. Установочная конференция ………………………………………………………………...11

2. Цели и задачи…………………………………………………………………………………11

3. Основное содержание………………………………………………………………………..12

4. Организация и проведение…………………………………………………………………..12

5. Распределение часов практики……………………………………………………………...13

6. Функции субъектов педагогической практики…………………………………………….13

7. Контроль и оценка результатов практики………………………………………………….16

8. Отчетная документация…………………………………………………………………......17

Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В МАГИСТРАТУРЕ…………………………………...17

1. Конструктивно-проектировочная деятельность магистранта…………………………….17

2. Основные формы проведения занятий в высшей школе…………………………………..18

2.1. Вузовская лекция………………………………………………………………………...18

2.2 Семинарские и практические занятия…………………………………………………..25

3. Воспитательная работа куратора-эдвайзера .........................................................................31

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В МАГИСТРАТУРЕ …………………………………………………………….34

1. Сложный характер интеллектуальной деятельности в процессе обучения и эффективные методы обучения в вузе………………………………………………………………………...34

2. Таксономия учебных задач - инструмент опережающего управления процессом развития познавательной деятельности……………………………………………………….35

3. Методические рекомендации по психологической составляющей педагогической практики магистрантов……………………………………………………………………........36

3.1 Выявление стиля учения на основе наблюдения.……………………………………..36

3.2 Составление психолого-педагогической характеристики личности студента…........37

3.3 Проведение диагностической работы в студенческой группе………………………..38

3.4 Составление социально-психологического паспорта студенческой группы…………45

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………........47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...............................48

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Важным фактором активизации творческих изысканий магистрантов и повышения их теоретического и практического уровня является педагогическая практика в магистратуре. В соответствии с государственным образовательным стандартом научно-педагогическая практика является обязательной формой практики магистрантов второго года обучения.

Научиться педагогической деятельности за короткий срок достаточно сложно. Поэтому научному руководителю важно основательно помочь своим подопечным-магистрантам в организации и проведении педагогической работы в рамках данной практики. Несмотря на малый объем часов, отведенный для этого вида образовательного процесса, считаем, что подобная работа должна иметь конкретную целевую направленность. Так, при прохождении педагогической практики магистранту необходимо изучить специальную учебно-методическую литературу, посещать лекционные, лабораторные и практические занятия, которые проводит его научный руководитель в учебных группах студентов, кроме того, самому в качестве ассистента принимать активное участие в образовательном процессе.

В рамках педагогической практики магистрантов, возможно, их привлечение к участию в подготовке студентов, участвующих в вузовских олимпиадах, разработке учебных и методических пособий, тестовых заданий для диагностики контроля знаний студентов, наглядных учебных материалов для проведения практических и лекционных занятий.

Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию организационных, методических и научных аспектов деятельности магистранта, а также педагогической и психологической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах.

Местом прохождения научно-педагогической практики служат выпускающие кафедры КазНУ им. аль-Фараби. Методическое руководство практикой осуществляется лицом, ответственным за проведение практики магистрантов. Основными целями научно-педагогической практики являются: • знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя; • закрепление психолого-педагогических знаний и приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач. В ходе научно-педагогической практики магистрант должен расширить и углубить теоретические знания: • основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса; • методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучающихся; • требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях. Кроме того, магистрант должен овладеть умениями: • осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса; • выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий; • анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению; • самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований; • самоконтроля и самооценки процесса и результата педагогической деятельности. Содержание научно-педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий, СРСП и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Важность педагогической практики, как одного из основных элементов образовательного процесса магистрантов, трудно не оценить.

Самостоятельная подготовка к проведению учебных занятий, участие в разработке методических и учебных пособий позволяет лучше ориентироваться в научно-информационном и образовательном пространстве, технической и справочной литературе; непосредственное проведение занятий и контакт со студентами позволяет четко определить организационно-методические этапы работы, развивает культуру речи и общения, учит логично и стилистически грамотно отвечать на вопросы студентов.

Подготовка различных вариантов тестирования (в том числе и с использованием ПК), плакатов, схем позволяет упрочить навыки систематизации данных, изложения материала в логической последовательности и т.д.

ВВЕДЕНИЕ

 

Кардинальные преобразования в социально-экономичеcкой сфере и современные условия развития общества, реформы в образовании, выход в мировое образовательное пространство требуют качественно нового подхода в подготовке педагогических кадров. В Конституции Республики Казахстан, Законе «Об образовании», Концепции «Государственной политики в области образования» особо подчеркнута актуальность проблем подготовки будущих специалистов отвечающих требованиям современности. В частности, в Законе «Об образовании» подчеркивается гуманистический и развивающий характер образования, необходимость профессиональной ориентации образования и усиления внимания к подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

В современной ситуации развития системы образования главным ориентиром реформы системы подготовки педагогических кадров является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов с инновационным, творческим мышлением, способных решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях. Тенденция приоритетного внимания к подготовке кадров при решении задач совершенствования образования является глобальной тенденцией.

Современные требования к преподавателю очень высоки. Требования к преподавателю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, а педагогические способности – это качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с обучающимися и в получении удовольствия от общения с ними. Второе требование - быть профессионально компетентным.

Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика, по мнению ученых, определяется готовностью и способностью выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами, как качество деятельности, обеспечивающее достижение целей, получение результатов.

Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. Таким образом, структура профессиональной компетентности педагога выглядит следующим образом: умения – действия – решение педагогических задач. В свою очередь цикл решения педагогических задач сводится к триаде «мыслить – действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

Содержание теоретической готовности преподавателя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

 

 

Виды умений Содержание
Педагогические умения
Аналитические умения · анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия причины, мотивы, среда, формы проявления и т.д.); · осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами; · находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям; · правильно диагностировать педагогическое явление; · формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Прогностические умения · формулировка диагностируемых образовательных целей и задач; · отбор методов их достижения; · предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления; · мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса; · предварительная оценка затрат средств, труда, времени участников образовательного процесса; · конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса. В В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы: · 1)прогнозирование развития коллектива (его уровня, динамики, структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и отдельной личности в коллективе и т.д.); · 2)прогнозирование развития личности (интегративных личностных качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развитии и поведении личности; трудности в установлении контактов и взаимоотношениях со сверстниками); · 3)прогнозирование педагогического процесса (образовательных развивающих и воспитательных возможностей содержания образования, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования тех или иных методов, средств и приемов образования).
Проективные умения - вычленять поле образовательных проблем; - обосновывать способы их поэтапной реализации; - планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности; - определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; - определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них; - планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей; - отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата; - планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении; - планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью. Планирование требует от педагога овладения рядом узко методических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности.  
Рефлексивные умения При анализе собственной деятельности надо учитывать следующее: · правильность сформулированных целей, их преобразование, в те или иные задачи; · адекватность решаемых приоритетных задач необходимым условиям; · соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; · эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; · соответствие применявшихся, организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования в той или иной образовательной области; · причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; · целостный опыт своей педагогической деятельности и соответствие критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой.

Содержание практической готовности педагога, можно определить в наблюдаемых действиях, которые проявляются через две группы умений – организаторские и коммуникативные.

Организаторская деятельность связана с включением студентов в различные виды деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования.

Коммуникативные умения – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники.

К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, ориентационные.

 

Виды умений Содержание
Мобилизационные умения - Привлекать внимание студентов, развивать у них устойчивый интерес к учению; - Формировать потребности в знаниях; - Формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности; - Формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций; - Разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и др.
Информационно-дидактические умения - умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса. В ходе обучения группа информационно-дидактических умений проявляется в собственно дидактических умениях: - доступно, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал; - используя различные методы обучения и их сочетания, логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоенной информации учащимися; - доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы; - эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭВТ; - оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала; - оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения учащихся.
Ориентационные умения cвязаны с формированием морально-ценностных установок студентов и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям обучающихся; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.
Перцептивные умения проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей.

Конечно же, у преподавателя должна быть хорошо отработана педагогическая техника, которая может быть представлена следующими умениями и навыками:

- выбора правильного тона и стиля в обращении со студентами и другими субъектами педагогического взаимодействия;

- управления их вниманием;

- чувством темпа;

- развитой культурой речи;

- управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;

- регулирования своего психического состояния;

- владения техникой интонирования для выражения разных чувств;

- умения расположить к себе собеседника;

- образной, красочной передачи информации.

Таким образом, все умения, которые являются составляющими профессиональной компетентности преподавателя, являются очень важными для его будущей профессиональной деятельности. В общей системе подготовки преподавателя ВУЗа, в развитии педагогических способностей и формирования профессиональной компетентности особое место принадлежит педагогической практике.

Общая цель педагогической практики – знакомство студентов с принципами организации учебного процесса в вузе, особенностями преподавания дисциплин по профилю кафедры (осуществляющей руководство педагогической практикой), овладение видами вузовской педагогической деятельности на уровне, соответствующем квалификации «магистр», подготовка магистрантов к осуществлению образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Задачипрактики:

- закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин направления и специальных дисциплин;

- овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм учебной работы;

- формирование профессиональных педагогических умений и навыков.

Педагогическая практика является одним из компонентов заключительного этапа подготовки магистрантов как исследователей, аналитиков и научно-педагогических работников. Основой научно-педагогической практики являются дисциплины теоретического блока и специальные дисциплины, изученные в ходе подготовки магистров

В настоящее время в республике ощущается недостаток рекомендательной литературы, методических руководств, формирующих целостное представление как обучающихся, так и организаторов педагогической практики об ее успешной организации и содержании. Многие выпущенные методические указания не могут системно и полно охарактеризовать теоретические и практические вопросы организации педагогической практики магистрантов в ВУЗе, поэтому мы надеемся, что предлагаемые методические рекомендации, написанные в соответствии с современными требованиями к подготовке будущих специалистов, помогут руководителям и магистрантам в организации и прохождении практики.

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Практика магистрантов проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, а также коммуникативных умений, отражающих взаимодействия с людьми. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, панорамного видения ситуации, умения руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистранта, переключению на совершенной новый вид - педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры будущих магистров.

Педагогическая практика магистрантов в вузе предусматривает участие в обучении и воспитании студентов, подготовку и проведение лекционных, семинарских, лабораторных занятий (либо СРС и СРСП) и внеаудиторных мероприятий. Магистранты направляются на кафедры для прохождения педагогической практики на основе определенной организационно-методической деятельности соответствующей кафедры (в частности деятельности руководителей педагогической практики).

В процессе практики магистранты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры или других подразделений факультетов вуза.

Магистранты в процессе практики:

1. Изучают:

- содержание, формы, направления деятельности кафедры: документы планирования и учета учебной нагрузки; протоколы заседания кафедры; планы и отчеты преподавателей; документы по аттестации студентов; нормативные и регламентирующие документы кафедры;

- учебно-методические материалы;

- программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание лабораторных и практических занятий;

- научно-методические материалы: научно-методические разработки, тематику научных направлений кафедры, научно-методическую литературу.

2. Выполняют следующую педагогическую работу:

- посещают занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений);

- проводят наблюдение и анализ занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины (не менее двух наблюдений)

- самостоятельно проводят фрагменты (части) занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины;

- самостоятельно проводят занятия по плану учебной дисциплины (не менее двух занятий).

- разрабатывают конспекты лекций по отдельным учебным дисциплинам (не менее одного конспекта);

- формируют методический пакет по избранной учебной дисциплине, включающий в себя:

а) лекции по теме избранной учебной дисциплины с указанием списка использованных источников;

б) специальные тесты (7-10);

в) публикации по теме учебной дисциплины за последний год (книги, журналы, статьи и пр.).

3. Принимают участие в работе профилирующей кафедры:

- активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах и заседаниях методических комиссий;

- - выполняют отдельные поручения в рамках программы практики.

Все концептуальные и организационные вопросы педагогической практики рассматриваются на установочной конференции.

1. Установочная конференция

Установочная конференция проходит в стенах вуза и знакомит магистрантов с задачами, содержанием и порядком прохождения педагогической практики. Педагогическая практика – комплексный процесс, в котором магистранты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией. Согласование всех направлений работы, требований разных кафедр, доведение комплекса информации до магистрантов также обеспечивается в ходе установочной конференции.

Ответственность за организацию, проведение установочной конференции несет общий руководитель педагогической практики от факультета.

В установочной конференции участвуют:

1. общий руководитель педагогической практики от факультета;

2. декан или его заместитель;

3. кураторы-эдвайзеры;

4. научный руководитель магистранта от кафедры;

5. методист от кафедры педагогики;

6. методист от кафедры психологии;

7. магистранты, направленные на практику по приказу вуза.

В качестве ба­зового образовательного учреждения для организации педагогической практики от­бираются высшие учебные заведения, с которыми есть долгосрочные договора и имеющие необходимую материальную базу, высокие показатели в учебно-воспитательной работе и активно реализующие современные достижения педагогической науки.



2015-12-14 2003 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)