Доброта и отзывчивость
Основные темы: Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить "волшебные" слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым. Усвой истину: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". Оборудование: на доске висит плакат "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству". Ход беседы. Учитель обращается к детям: - Сегодня нас ждет необычный транспорт - ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме. Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: "Ковер-самолет, возьми нас в полет!" (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.) Входит Мудрая Книга: - Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он "Самое страшное". (Читает рассказ на с. 220). Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: "Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?", "Почему Вова остался один на свете?", "Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?" Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод): Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово! Продолжая тему, учитель говорит: - Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Исполняется песенка "Улыбка" (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. "За добро добром платят", "Доброе братство лучше богатства" (написано на доске). Дети читают стихотворение Л. Татьяничевой:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце. Добрый человек никогда один не останется. У него всегда много друзей. Мудрая Книга: - Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-самолет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути! Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе читают стихи. Если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
Варианты бесед для учащихся V - IX классов. Доброта. Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется это качество. Ход беседы. На доске сделана запись для занесения в тетради по этике, взятая из словаря русского языка. "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый". Учитель. Что же такое доброта и какова ее роль в жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы тогда говорим, что торжествует зло? С давних пор и во все времена в разных концах земли, под разными широтами, всегда и повсюду свойство доброты, способность ее проявлять было предметом воспитательской заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях разных стран и народов. Во Вьетнаме в день лунного Нового года (весной) над дверьми домов чертят иероглифы - пожелания счастья, благополучия, доброты живущим в доме. А в Индонезии у жителей острова Бали существует давний обычай: молодого человека, достигшего брачного возраста, торжественно посвящают в мужчины. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждениям балийцев, это делается для того, чтобы убить в человеке дремлющего в нем зверя, чтобы его душа и деяния были добрыми, чтобы он был мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они будут детьми человека, а не зверя - добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другому, а не жестокими, корыстными, черствыми. А сколько скромных простых примеров проявления человеческой доброты рассеяно вокруг нас, в окружающей нас жизни. Вот престарелый врач-пенсионер выращивает в своем саду ягоды и фрукты, собирает и отдает их ребятишкам из соседнего дома. Для него радость видеть, как они лакомятся плодами его труда. Вот молодой сибиряк-тракторист, накопив несколько тысяч рублей, передает их родному селу с просьбой устроить библиотеку. Доброта многолика и многогранна. И проявлять ее можно повсюду, недалеко искать, место и повод ее применить не требуется. Читают вслух рассказа Б. Емельянова "Этого не нужно повторять". Все было хорошо для Гарика до тех пор, пока звеньевой Ибрагим не сказал: - Бабушка Таня наша подшефная! И адрес назвал. Уточнил, что живет она одна и помочь ей некому. Стали приходить к бабушке Тане каждый день. Только у Гарика складывались с бабушкой странные отношения. Они избегали смотреть в глаза друг другу. Дело в том, что бабушка Таня - родная бабушка Гарика: только теперь она не просто бабушка, к которой у него все как-то не было времени забежать, а "зона их пионерского действия". Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении: не говорить ребятам, что она его родная бабушка. Стыдно. Пусть лучше Гарик будет просто тимуровец, а никакой не внук. И бабушка, любя внука, согласилась. Но легче Гарику не стало. Мучил вопрос: почему так получилось, что тимуровская разведка нашла его бабушку, а ему и в голову не пришло, что ей нужна помощь? В конце концов Гарик не выдержал и признался, что он никакой не тимуровец, а просто плохой внук. А ребята это и сами знали: - Мы ведь не только бабушке хотели помочь, но и тебе! Содержание рассказа обсуждается по таким вопросам: "Как вы поняли слова: "Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении..."? Кого имеет в виду автор под словом "зона"?", "Почему Гарику пришлось скрывать о ребят, что бабушка Таня его родная бабушка?", "Как относятся к своим бабушкам и дедушкам твои товарищи? А ты сам?" Затем учитель читает школьникам статью А. Пастухова "Мы ее не били". По содержанию прочитанного предлагаются следующие вопросы: "Как можно назвать поступок одноклассников по отношению к Вале?", "Почему нельзя смеяться над физическими недостатками?", "Как следовало классу отнестись к появлению Вали в очках?" Ученикам предлагается соревнование на то, кто больше назовет пословиц и поговорок о доброте, которые затем записываются в тетради: Спеши делать добро. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго имени. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |