Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ



2015-12-14 5153 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Предметом педагогики физической культуры и спорта

является изучение закономерностей и специфики педагогиче­ского процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.

Объектомслужит сама спортивная деятельность и чело­век, занимающийся ею.

Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:

1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физиче­ской культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культу­рой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих учите­лей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.

5. Гармонизация взаимоотношений занимающихся физи­ческой культурой и спортом.

6. Нахождение оптимального соотношения гармоничного развития и конкретных соматических и психологических осо­бенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.

7. Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.

8. Определение содержания и методики подготовки спе­циалистов в вузах физической культуры.

Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.Общественные науки: философия, история физической куль­туры и спорта, социология спорта, этика. Биологические науки: ана­томия, физиология, генетика, спортивная медицина, биомеханика. Науки о мышлении: физиология ВНД, гносеология, логика, психо­логия. Науки о физической культуре: теория физической культуры, теория и методика физической культуры, теория спортивной трени­ровки, физическое воспитание в школе. Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология.


Основные категории: воспитание и широком и узком смысле, образование, обучение, разните, спецшшишцим, тре­нировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование

Проблемы педагогики физической культуры и спорта.В

основе спорта лежит соревновательная деятельность, суп, которой - в стремлении к первенству. В этом содержится главная проблема: необходимость воспитания у спортсменов сильно развитого често­любия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием альтруизма - сопере­живания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спор­ту как важных качеств личности, без которьк в реальной жизни нормальное общество существовать не может.

Вопросы и задания:

1. Что изучает педагогика физической культуры и спорта? Раскройте понятие «воспитание в широком и узком значении».

2. Каковы возможности занятий физической культурой и спортом в развитии личности? Раскройте суть выражения «вос­питательный потенциал спорта».

3. Раскройте суть выражения «спорт как средство воспи­тания весьма диалектичен по возможностям своего влияния». Могут ли занятия физической культурой и спортом отрицатель­но влиять на личность?

4. Какие положительные качества личности формируются при занятиях физической культурой и спортом? Влияет ли вид спорта на формирование определенных качеств личности?

5. Назовите причины, обязывающие педагога и тренера в области физической культуры и спорта серьезно заниматься во­просами воспитания.

6. Учитель физической культуры - прежде всего, воспи­татель. Эту точку зрения немецкий ученый Шпрангер описывает так: «Учитель физической культуры должен больше всех ос­тальных, кто имеет отношение к школе, быть воспитателем в процессе преподавания». Как выдумаете, почему? Относится ЛИ это положение к тренеру?

7. Каковы задачи педагогики физической культуры И спорта как самостоятельной научной дисциплины?


8. Назовите смежные науки, на которые опирается педа­гогика физической культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами.

Советы по подготовке к занятию:

Следует вспомнить из курса общей педагогики определе­ние следующих понятий: «воспитание в широком и узком зна­чении», «образование», «обучение», «развитие».

При определении задач педагогики физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины (вопрос 7) исходите из того, что задачи науки - вести исследования, а за­дачи педагогов - осуществлять воспитание, обучение, развитие личности.

Литература для подготовки:основная - 12, 19, 44; до­полнительная - 3, 8, 14, 25, 33, 34, 36.

ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели воспитания при за­нятиях физической культурой и спортом и установить связи с другими сторонами воспитания. 2. Ознакомить с типовой струк­турой учебно-воспитательных задач. 3. Раскрыть значение и со­держание спортивной этики.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- цели воспитания при занятиях физической куль­турой и спортом, необходимость связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, включая значение и содержа­ние спортивной этики;

уметь- формулировать цели воспитания на ближайший период времени для занимающихся различного уровня спортив­ной подготовленности.

Педагогический процесс характеризуется наличием чет­кой учебно-воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организа­цию, средства и методы.


Под целями воспитанияили обучения понимаются точ­но сформулированные результаты, которые планируется полу­чить в конце намеченного временного периода - десятилетия, года, учебной четверти и т.п.

Основные целизанятий физической культурой и спортом:

• способствовать гармоничному развитию форм и функ­ций организма, его полноценной жизнедеятельности, укрепле­нию здоровья;

• достичь максимальных личных результатов в избран­ном виде спорта;

• подготовить человека к жизни, труду и защите Отечества, формируя умения и навыки прикладного и спортивного характера, развивая личностные свойства и качества, связанные со спортивной деятельностью;

• привить потребность вести здоровый образ жизни, обеспечивающий активное долголетие.

Наряду с физическим воспитанием, обязанностью трене­ра и его объективной потребностью является осуществление нравственного, умственного, трудового и эстетического воспи­тания в том объеме, который прямым образом способствует достижению целей физической культуры и спорта и помогает гармоничному развитию занимающихся.

Смысловое содержание задач сторон воспитания можно разделить на четыре направления:.

1. Овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений.

2. Формирование умений, навыков, привычек, черт ха­рактера.

3. Формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность.

4. Обеспечение определенного качественного проявления свойств личности: интеллектуальных, двигательных, мораль­ных, волевых, трудовых, эстетических.

(Предельно кратко для запоминания это можно выразить в четырех словах: знать, уметь, хотеть, мочь).


Задачи нравственного воспитания:

1.Формирование нравственного сознания: понятий, убе­ждений, элементов мировоззрения, определяющих нравствен­ные позиции человека.

2. Формирование умений, навыков, привычек нравствен­ного поведения.

3. Развитие нравственных чувств, которые в совокупно­сти формируют важнейшие внутренние механизмы, контроли­рующие поведение человека, именуемые совестью.

4. Воспитание моральных черт личности и волевых черт характера: целенаправленности, инициативности, собранности, активности, решительности, стойкости.

Содержание нравственности в спорте является предме­том спортивной этики,в которой рассматриваются и отража­ются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту.

Задачи умственного воспитания:

1. Вооружение систематическими, сознательно усвоен­ными знаниями основ наук и на этой основе формирование ми­ровоззрения.

2. Формирование умений и навыков использования полу­ченных знаний в жизни. Привитие умения самостоятельно при­обретать знания для дальнейшего самообразования.

3. Пробуждение чувства удовлетворения от интеллекту­альной деятельности, радости от приобретения новых знаний и воспитание на этой основе желания и жажды познания нового.

4. Развитие познавательных сил и способностей: воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческого вообра­жения.

Задачи трудового воспитания:

1. Вооружение знанием значения и места труда в жизни общества и формирование убеждений в необходимости тру­диться.

2. Формирование умений и навыков в области самооб­служивания и общественно-полезной деятельности и воспита­ние на этой основе соответствующих привычек.


1.2

3. Воспитание положительного отношения к труду, лю­дям труда и результатам труда. Нетерпимое отношение к лоды­рям и любителям жить за чужой счет. Формирование интереса к трудовой деятельности.

4. Воспитание добросовестного отношения к труду и тру­долюбия в избранной области трудовой деятельности, ответст­венности и настойчивости в достижении трудовой цели, а также ряда других морально-волевых качеств, необходимых для пол­ноценной трудовой деятельности.

Задачи эстетического воспитания:

1. Воспитание эстетических понятий и суждений. Необ­ходимо добиться единства понимания и переживания прекрас­ного и сформировать на этой основе эстетические вкусы и идеа­лы; воспитывать отрицательное отношение ко всему безобраз­ному в обществе.

2. Формирование умений и навыков строить свою жизнь, свой быт по законам красоты; отличать прекрасное от ложной красоты; воспринимать прекрасное в жизни и произведениях искусства; творить, создавать прекрасное и бороться против всего безобразного.

3. Воспитание эстетических чувств.

4. Воспитание качеств личности, связанных с восприяти­ем прекрасного, его утверждением и созданием, а также ряда моральных и волевых качеств, необходимых для борьбы с про­явлением безобразного.

Вопросы и задания:

1. Назовите общие цели воспитания подрастающего по­коления. Перечислите цели обучения и воспитания при занятиях физической культурой и спортом и раскройте их вклад в общие цели воспитания.

2. Обоснуйте связь физического воспитания с другими сто­ронами воспитания. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3. Какова сущность и последовательность решения задач воспитания любой из сторон?

4. Объясните необходимость возникновения спортивной этики как профессиональной ветви (подобно врачебной, юриди­ческой и т.п.) общечеловеческой морали, не противоречащей ее


положениям, но отражающей специфические особенности нрав­ственности в спорте, особенно с момента сигнала к началу со­ревнования.

5. Начиная работу с новичками в своем виде спорта, по­ставьте цели воспитания: а) на конец первого месяца занятий, б) на конец третьего месяца.

6. Вы занимались два года с группой новичков своим ви­дом спорта и подготовили их до уровня третьего и второго юношеских разрядов. Сформулируйте возможные цели воспи­тания на конец следующего полугодия.

7. Назовите возможные цели воспитания и обучения для спортсменов II взрослого разряда по вашему виду спорта на ко­нец избранного Вами календарного периода.

8. В чем особенности целей воспитания для высших раз­рядов (КМС, МС), в том числе и по вашему виду спорта.

Советы по подготовке к занятию:

Следует вспомнить из общей педагогики цели воспитания в широком их смысле и повторить конечные цели воспитания в области занятий физической культурой и спортом.

При определении промежуточных целей воспитания (во­просы 5-7) ориентируйтесь на текущие потребности в организа­ции и проведении учебно-тренировочного процесса: сплочения группы, единства ее целеориентирования, формирования поло­жительного морального климата, добросовестного выполнения заданий, развития личностных качеств и т.д.

Обсудите возникающие идеи друг с другом. Можно посо­ветоваться с тренером.

Литература для подготовки:основная - 12, 14, 25; до­полнительная - 3, 26, 27,28, 30, 38, 39.



2015-12-14 5153 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)