ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Задачи занятия:1. Раскрыть сущность методов формирования нравственного сознания и их роли в дальнейшем процессе воспитания. 2. Рассмотреть пути и условия эффективности применения данных методов для решения конкретных задач. В результате изучения лекционного курса й-участия в занятии студенты должны: знать- номенклатуру методов и возможности решать с их помощью определенные виды воспитательных задач; уметь- выбирать метод для решения конкретной задачи с учетом возраста, воспитанности и индивидуальных особенностей подопечных. Методы воспитания- способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания. Методы формирования нравственного сознания воспитанниковнаправлены на формирование представлений, понятий, взглядов и убеждений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений в процессе общения и деятельности, в том числе, входящих в содержание спортивной этики. Взгляды- это суждения человека, которые могут подвергаться уточнениям и изменению под влиянием новых аргументов и фактов. Убеждение- есть глубокая уверенность в истинности чего-либо, ставшее руководством к действию и основанное на критическом осмысливании своего и общественного опыта. К группе методов формирования нравственного сознаниявоспитанников относят: • информационные: разъяснениенорм и правил поведения; этический рассказ(краткое повествование о достойных формах поведения); советвоспитанникам по организации своих действий; внушение(преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой его авторитета); пример(опора на реальные образы или образцы нравственности; может бьпъ личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа(совместное обсуждение вопросов нравственности); лекциина этические темы; • дискуссионные: диспутыи читательские конференциипо наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам. Читательская конференция проводится в тех случаях, когда у воспитуемых отсутствует личный опыт по рассматриваемой нравственной проблеме. Для обсуждения избирается какое-либо высокохудожественное произведение, в котором мотивы действий героев и их-переживания достаточно ярко раскрыты и могут-служить предметом глубокого критического осмысления. • поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск; • взаимного просвещения: политинформации, доклады, сообщения. Условия эффективности методов:владение искусством речи, тактичность; выбор времени и места воздействия; хороший подбор иллюстративного материала (примеры и др.); учет знаний воспитанников в этой области, их возраста, развития и нравственной воспитанности, особенностей группы и ее психологического состояния в момент педагогического воздействия. Методические приемы- это части каких-либо методов, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения. Вопросы и задания: 1.Раскройте сущность методов формирования нравственного сознания и их значение в формировании личности. Покажите, от чего зависит выбор методов воспитания. 2. Какими условиями определяется эффективность использования методов формирования нравственного сознания? 3. Какую роль в нравственном поведении играют убеждения занимающихся физической культурой и спортом? Покажите путь формирования убеждения на примере требования добросовестно выполнять задания тренера или помогать товарищам в освоении двигательных действий. 4. Проанализируйте примеры взаимодействия методов, приемов и средств воспитания в учебной и учебно-тренировочной работе. Объясните, в чем вы видите единство в использовании методов, средств и приемов воспитания. 5. Подготовьте и проведите этическую беседу по избранной вами теме с учетом следующих требований: беседа должна быть краткой (7-10 минут); актуальной для воспитанников; изложена доступным, ярким, логичным языком (приложение №1). Беседа оценивается слушателями с позиции успешности решения образовательных и воспитательных задач. 6. Проведите педагогическое наблюдение по использованию педагогом методов формирования нравственного сознания на учебном или учебно-тренировочном занятии (форма протокола педагогического наблюдения представлена в приложении №2). Оцените их целесообразность и эффективность применения в зависимости от поставленных задач. Советы по подготовке к занятию: Обратитесь к работам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о методах воспитания. Выясните, почему А.С. Макаренко назвал методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними? Восстановите в памяти номенклатуру методов, особенности их применения и задачи, которые с помощью каждого из них можно решать: активизировать мышление занимающихся; передавать знания; иллюстрировать их значение; формировать нравственную позицию, взгляды и убеждения. Подготовьте конкретные примеры механизма использования воспитательных воздействий в процессе учебно-тренировочной деятельности. Оцените, учитывает ли тренер индивидуальные особенности, уровень воспитанности занимающихся, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных спортсменов, так и коллектива в целом. Ознакомьтесь с методиками подготовки и проведения этической беседы, диспута, представленными в приложении № 1. При подготовке и проведении этической беседы (задание 5) используйте одну из предложенных методик. Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 2, 10, 20, 21,24, 26, 27,28, 30, 42.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1873)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |