Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ



2015-12-14 2110 Обсуждений (0)
ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи занятия:1. Рассмотреть вопрос о единстве про­цесса воспитания и самовоспитания. 2. Изучить механизмы, приводящие воспитанников к пониманию плановости самовос­питания как объективной необходимости. 3. Уяснить действия педагога по руководству самовоспитанием.


В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- содержание, методы и сложности процесса само­воспитания, о его непрерывности и необходимости усложнения программы самовоспитания по мере взросления и повышения уровня спортивного мастерства подопечных;

уметь- осуществлять оценку и самооценку личностных свойств и качеств и на основе этого составлять план по само­воспитанию.

Самовоспитание- сознательная самостоятельная деятель­ность человека, направленная на преодоление отрицательных и раз­витие у себя положительных качеств личности, которые представ­ляют объективную ценность как для себя, так и для общества.

Движущей силойсамовоспитания является диалектиче­ское противоречие между самооценкой реального «Я» (т.е. ка­ков я есть на самом деле) и идеального "Я" (каким я хотел бы себя видеть). По мере развития личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность процесса самовоспитания в развитии личности.

Активная позиция спортсмена по отношению к самосо­вершенствованию своей личности является важнейшей предпо­сылкой к успеху в спорте, жизни и избранной профессиональ­ной деятельности.

Методы самовоспитания:методы самопознания (самона­блюдение, самооценка, самоанализ, самоконтроль); методы само­воздействия (самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоин­структирование, самопоощрение, самонаказание); методы само­программирования (самообязательства, личные правила).

В организации самовоспитанияможно выделить пять последовательных этапов:

I этап - осознание человеком недостатков, с которыми он
может просто смириться.

II этап - переживание этих недостатков, неудовлетворен­
ность собой. На этом этапе человек может остановиться, конста­
тируя «такой я есть, и ничего мне больше не надо».

III этап - пробуждение желания и веры в возможность
исправить у себя обнаруженные недостатки. Здесь роль педагога


весьма заметна. Успешность самовоспитания в последующих действиях подопечного полностью зависит от профессионализ­ма самого педагога.

IV этап - составление плана по самовоспитанию, включая режим дня. Здесь роль педагога велика, так как дети и подрост­ки при самостоятельном составлении плана завышают свои ре­альные возможности и сроки достижения конечного результата. Педагог, зная степень развития волевых качеств воспитанника и его особенности самоорганизации, помогает ему составить ре­альный план по содержанию и времени осуществления.

V этап - систематический контроль и положительная стимуляция воспитанника для выполнения плана.

Педагогическое руководство самовоспитаниемвклю­чает в себя: формирование мотивов самовоспитания; информи­рование воспитанников о сущности, значении, средствах, мето­дах самовоспитания; оказание помощи в составлении програм­мы самовоспитания, а также подборе средств и методов само­воспитания; осуществление педагогического стимулирования самовоспитания (поощрение, установление связи между достиг­нутыми результатами деятельности и формируемыми в процессе самовоспитания качествами личности); косвенные воздействия (тактичные советы со стороны педагога).

Вопросы и задания:

.1. Раскройте понятие «самовоспитание». Покажите взаи­мосвязь воспитания и самовоспитания.

2. В каком возрасте у школьников формируются доста­точные предпосылки для самовоспитания?

3. Назовите возможные мотивы самовоспитания спорт­сменов.

4. Дайте характеристику этапам самовоспитания.

5. В чем заключается педагогическое руководство само­воспитанием спортсменов?

6. Как изменяется содержание самовоспитания и характер педагогического руководства по мере взросления воспитанни­ков и роста уровня спортивного мастерства?

7. Приведите примеры из собственной практики, отра­жающие деятельность тренера по педагогическому руководству самовоспитанием спортсменов.


8. Попробуйте совместно (в группе, подгруппах) сформу­лировать и написать: а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием; б) рекомендации для них. Правила отличают­ся от рекомендаций степенью обязательности исполнения.

9. Ознакомьтесь с правилами самовоспитания, составлен­ными для себя в юности К.Д.Ушинским, Б.Франклином (прило­жение № 8). Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни?

10. Определите пути решения следующих задач в процессе самовоспитания: а) преодолеть чрезмерную нетерпеливость и вспыльчивость; б) преодолеть привычку к лени; в) развивать общительность; г) преодолеть застенчивость и страх перед ау­диторией.

11. Разработайте программу самовоспитания нескольких качеств личности по форме, представленной в приложении № 9.

Советы по подготовке к занятию:

Следует вспомнить одну из особенностей воспитательного процесса: обязательное сочетание воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием и вытекающее из нее требование к воспитанию: сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных.

Осуществляя педагогическое руководство самовоспитанием, следует иметь в виду, что результаты самовоспитания во многом зависят от уровня развития самопознания воспитанников (взглядов, убеждений, осознанного отношения к действительности, людям, самому себе, способности к адекватном}' оцениванию своей дея­тельности м поведения, развитого честолюбия).

При выборе качеств личности для самовоспитания (зада­ние 11) используйте результаты диагностики степени сформи­рованное™ у себя личностных качеств.

Литература для подготовки:основная - 8, 12; дополни­тельная - 6, 9,10, 14,25.




2015-12-14 2110 Обсуждений (0)
ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)