Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Россия на пороге Нового времени (XVII в.)



2015-12-14 553 Обсуждений (0)
Тема 4. Россия на пороге Нового времени (XVII в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




План

  1. Смутное время в России и его социально-политические итоги.
  2. Страна при первых Романовых.

Рекомендации

Содержание контрольной работы должно включать анализ политических, социальных и экономических причин структурного кризиса в российском государстве в начале XVII в. Обязательно обозначьте позиции главных участников событий Смутного времени: боярских родов, дворян, крестьянства, казачества. Выясните, в чём заключались династический кризис в России в конце XVI – начале XVII вв. и феномен самозванства. Дайте краткую характеристику главным персоналиям: Борису Годунову (1598–1605 гг.), Лжедмитрию I (1605–1606 гг.), Лжедмитрию II (1607, 1610 гг.), Василию Шуйскому (1606–1610 гг.), Ивану Болотникову (1606–1607 гг.). Опишите период «Семибоярщины» (1610–1613 гг.) и действия I и II Земских ополчений в 1611–1612 гг. Подведите итоги Смуты и обобщите оценки этого периода отечественными историками. Какой российский государственный праздник отмечается 4 ноября (с 2005 г.) и с какими событиями XVII в. он связан?

Отвечая на второй вопрос опишите роль личностей первых российских государей из рода Романовых: Михаила Фёдоровича (1613–1645 гг.) и Алексей Михайловича (1645–1676 гг.). Важно также отметить значение Земских Соборов в управлении Россией в XVII в. Особое внимание уделите проблеме окончательного закрепощения крестьянства, особенностям крепостного права в России. Определите изменения в составе правящей элиты страны, возрастание роли бюрократии. Обдумайте причины внешнеполитической стабилизации государства. Коротко рассмотрите основные направления российской внешней политики середины и второй половины XVII в., особенно присоединение Украины к России.

Известно, что XVII век называют «бунташным». Кратко изложите специфику народных восстаний (соляного и медного бунтов 1648 и 1662 гг., крестьянского восстания Степана Разина 1667–1671 гг.). Объясните сущность религиозного раскола в России и обозначьте главные идеи противоборствующих сторон – официальной православной церкви и старообрядцев. Как повлиял этот раскол на национальный характер и политическую культуру русского человека?

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 14–141.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 142–199.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 126–141, 143–174.

4. Кобрин, В. Б. Смутное время – утраченные возможности / В. Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. – М., 1991. – С. 163–185.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 67–90.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 88–102.

Дополнительная литература

1. Бахревский, В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец / В. А. Бахревский. – М., 2002.

2. Богданов, А. П. Патриарх Никон / А. П. Богданов // Вопросы истории. – 2004. – №1. – С. 51–85.

3. Буйда, Ю. Самозванец и самозванство. Лжедмитрий: оправдание самозванства / Ю. Буйда // Новое время. – 2002. – №31. – С. 34–39.

4. Даннинг, Ч. Царь Дмитрий / Ч. Даннинг // Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 39–57.

5. Козляков, В. Н. Василий Шуйский / В. Н. Козляков. – М., 2007.

6. Козляков, В. Н. Лжедмитрий I / В. Н. Козляков. – М., 2009.

7. Лисейцев, Д. В. Россия после Смуты – время выбора / Д. В. Лисейцев, Н. М. Рогожин // Отечественная история. – 2008. – №5. – С. 39–50.

8. Нефёдов, С. А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в. / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2004. – №4. – С. 33–52.

9. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. / С. Ф. Платонов. – М., 2008.

10. Седов, П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. / П. В. Седов // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 173–191.

11. Скрынников, Р. Г. Василий Шуйский / Р. Г. Скрынников. – М., 2002.

12. Скрынников, Р. Г. Борис Годунов / Р. Г. Скрынников. – М., 2003.

13. Журнал «Родина». «Смута». 2005. №11 (особенно статьи Шишкова А. «Очищение от Смуты», Назарова В. «Россия на распутье», Кобрина В. «Лжедмитрий I», Ананьева В. «Семибоярщина», Волкова В. «Ополчение первое. Расколотое», Платонова С. «Второе ополчение. Победное», Козлякова В. «Триумф «шпыней» и «блинников»»).

 

Тема 5. Россия в эпоху Петра I (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)

План

  1. Петровские реформы первой четверти XVIII в.
  2. Внешняя политика Петра I. Создание регулярной армии и флота.

Рекомендации

Рассмотрение данной теме можно начать со следующих вопросов: 1) почему необходима была в России политика модернизации? 2) какова роль при этом внешнеполитических факторов? Затем обратите внимание на роль группировок внутри правящего класса России в выборе путей и методов модернизации страны. В ходе работы охарактеризуйте личность Петра I, отметьте этапы становления его как государя. Постарайтесь выяснить, каково истинное влияние иностранцев на реформаторскую политику в России. При описании реформ первой четверти XVIII в. отразите административную, церковную, финансовую, промышленную, налоговую, а также культурные и образовательные. Военная реформа может быть отнесена ко второму вопросу.

При изучении внешней политики Петра I следует помнить о ее многовекторности. Обозначьте направления первых военных походов Петра I. Дайте характеристику причин войны между Россией и Швецией и первых неудач русской армии. Назовите меры Петра I по реорганизации русской армии. Кратко изложите основные сведения о сражениях Северной войны и её итоги. Рассмотрите и другие военные походы Петра I. В конце работы обобщите результаты петровских реформ, отношение к ним различных слоев русского общества, а также издержки при их проведении.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 154–174.

2. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 9–108.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 179–201.

4. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 95–118.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 103–120.

Дополнительная литература

1. Алексеева, Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е. В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – №2. – С. 15–32.

2. Анисимов, Е. В. Петр Великий: Личность и реформы / Е. В. Анисимов. – СПб., 2009.

3. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. – №1. – С. 57–62 – о Петре I.

4. Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. – М., 2007.

5. Петрухинцев, Н. Н. Два флота Петра I. Технологические возможности России / Н. Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2003. – №4. – С. 117–128.

6. Писарькова, Л. Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I / Л. Ф. Писарькова // Отечественная история. – 2004. – №1. – С. 18–41; – №2. – С. 3–19.

7. Серов, Д. Администрация Петра I / Д. Серов. – М., 2008.

8. Хьюз, Л. Петр Первый: У истоков великой империи / Л. Хьюз / пер. с англ. – М., 2008.



2015-12-14 553 Обсуждений (0)
Тема 4. Россия на пороге Нового времени (XVII в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Россия на пороге Нового времени (XVII в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)