Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Рынок и механизм его функционирования



2015-12-13 538 Обсуждений (0)
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При изучении этой темы особое внимание следует обратить на сущность, функции, структуру и инфраструктуру рынка.

Логику поведения главных субъектов рынка отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Следует проанализировать рынок с помощью действия законов спроса и предложения, выявить факторы (ценовые и неценовые), вызывающие изменение спроса и предложения, определить взаимосвязь между спросом и предложением посредством механизма установления рыночного равновесия. Знание эластичности спроса и предложения позволяет определить степень влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов. В связи с этим необходимо разобраться в видах эластичности, критериях ее разграничения, факторах, влияющих на эластичность спроса и предложения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое рыночный механизм и как он помогает отвечать на вопросы что, как и для кого производить?

2. Какова степень развития рыночных институтов в российской экономике?

3. Что такое спрос и предложение? Какие зависимости выражают закон спроса и закон предложения?

4. Что понимается под эластичностью спроса и предложения, какие факторы влияют на эластичность?

 

Тема 5. Теория конкуренции и монополии

 

Экономическая конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за предпочтение потребителей в целях увеличения дохода. Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структу­ры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях при увеличении объема производства какой-либо фирмой общий отраслевой выпуск изменяется незна­чительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. В экономике совершенной конкуренции достигается эффективное распределение ресурсов между фирмами и отраслями.

В экономике несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) одна фирма оказывает существенное влияние на спрос, предложение и цену продукции. Такая фирма склонна к злоупотреблению своим положением на рынке, стремится к получению монопольной прибыли, меньше заинтересована в более эффективном использовании ресурсов.

При изучении данной темы особое внимание следует уделить условиям существования и развития конкуренции, а также основным причинам возникновения монополий и проблемам антимонопольного регулирования.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Определите сущность конкуренции и проведите классификацию видов конкуренции по месту возникновения и по методам конкурентной борьбы?

2. Что понимается под совершенной и несовершенной конкуренцией?

3. Каковы основные причины появления монополий?

4. Сформулируйте положительные и отрицательные последствия монополизации экономики?

 

Тема 6. Поведение потребителя в рыночной экономике

 

Теория потребительского поведения исследует вопросы, как потребитель принимает и реализует решение о выборе тех или иных благ из существующего их многообразия. Действуя рационально, потребитель выбирает те наборы благ, которые обеспечивают наибольшую полезность. Результат процесса оптимизации полезности – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ – называется потребительским выбором. Теория делит выбор на три этапа – анализ потребительских предпочтений, анализ наличных бюджетов потребителей и собственно выбор как результат оптимизации.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть такие категории и понятия, как потребительский выбор, общая и предельная полезность, принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.

Особое внимание следует уделить графическому анализу в теории потребительского поведения при определении равновесия потребителя. С этой целью рассмотрите карту кривых безразличия потребителя и бюджетные ограничения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2. Что общего и в чем различие трактовок потребительского поведения в кардиналистской и ординалистской теориях предельной полезности?

3. Чем определяются форма и местоположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

4. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

 

Тема 7. Производство и поведение производителя.

Издержки производства

 

Важнейшим условием повышения эффективности производства, увеличения прибыли фирм является снижение издержек производства. По экономическому содержанию издержки производства неоднородны и многообразны. Поэтому при изучении данной темы необходимо рассмотреть понятие и классификацию основных видов издержек производства, их динамику и взаимосвязь с предложением. Необходимо четко разграничить бухгалтерские и экономические издержки.

При изучении видов издержек особое внимание следует обратить на предельные издержки, которые позволяют определить равновесие фирмы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Далее следует рассмотреть возможные варианты поведения фирмы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции и выяснить, какую роль играют средние и средние переменные издержки при максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите примеры постоянных и переменных издержек фирмы. В чем состоит экономический смысл разделения издержек на постоянные и переменные?

2. Почему в долгосрочном периоде не существует постоянных издержек?

3. В чем отличие экономических издержек от бухгалтерских?

4. Почему условия равновесия фирмы неодинаковы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции?

 



2015-12-13 538 Обсуждений (0)
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Рынок и механизм его функционирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)