Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам



2015-12-14 362 Обсуждений (0)
По проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная цель, которая должна быть достигнута при выборе проблемной или дискуссионной темы, наряду с более детальным, глубоким ознакомле­нием с учебной литературой, изучаемой студентом в процессе подготовки к практическим занятиям, докладам, экзаменам, которая дает, в основном, на­грузку на механическую память (т.к. опирается на информационно-иллюстративный метод изложения учебника - широкое использование всех средств активизации познавательно-мыслительной деятельности и на этой основе формирование творческого подхода к восприятию реальной действи­тельности и высоких профессиональных качеств.

Самостоятельная работа по предлагаемой тематике в отличие от про­граммной, которая закладывает основы курса, должна:

-строиться на активном участии в поиске и приобретении новых зна­ний, рождении истины;

- расширять представление о курсе;

- выявлять различные точки зрения на проблему.

Это позволит сдвинуть традиционное, стандартное представление о науч­ной категории, понятии, которое за неимением достаточного количества вре­мени зачастую складывается в процессе подачи теоретического и практиче­ского курса, в сторону постановки проблемы и своего отношения к ней.

Курсовая работа по проблемно-поисковой и дискуссионной тематике в процессе вузовского обучения дается, во-первых, после прохождения курса по предмету и прямо показывает качество и глубину усвоенного знания, и заинтересованность курсом.

Во-вторых - предоставленная работа дает возможность оценить качество знаний и степень самостоятельной подготовки по одной из важнейших тем курса, что углубляет и расширяет знания.

В-третьих, позволяет самостоятельно обобщить, переработать, проанали­зировать, переосмыслить все законодательные акты, монографические изда­ния, статьи периодической печати, что включает познавательно-мыслительную деятельность и заставит полемизировать, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свое отношение к проблеме. Задачей кафедры является:

1) тщательное определение дискуссионных и проблемно-поисковых тем по актуальным вопросам курса;

2) профессиональный и методический подбор литературы;

3) осуществление текущего контроля, который предусматривает постоян­ные встречи и обсуждение литературы, плана, темы, параграфов и глав в обя­зательном порядке;

4) ориентирование студента на изучение необходимых законодательных актов, статей, инструктивных писем, мало или совсем не затронутых вопросов на практических и теоретических занятиях и могущих придать дополнитель­ную глубину работе и вызвать значительный интерес самого исследователя:

5) четкое выделение всех сопутствующих проблем;

6) постановка альтернативных, неразрешенных противоречивых вопросов и определение своего отношения к ним.

Преподавателю и студентам, ведущим научную самостоятельную работу по предлагаемой тематике, необходимо учитывать некоторые особенности и методические приемы ее написания.

1. Главным методическим приемом является взаимосвязь курсовой работы с материалами лекций и практических занятий. В этом случае курсовая работа будет являться материалом, завершающим, закрепляющим и углубляющим знания. Поэтому желательно, чтобы темы такой самостоятельной работы не повто­ряли материалы программы, а отражали наиболее важные, сложные в теоре­тическом отношении проблемы, дополняли и развивали их в целях углубле­ния программы.

2. Главная цель, которую должны преследовать преподаватель и студент, за­ключается в активизации логического мышления, вовлечении в динамиче­ский поиск причинно-следственных связей изучаемых закономерностей, в познании внутренних связей между фундаментальными, глубинными и по­верхностными процессами.

3. Основным пунктом методической работы преподавателя со студентами по написанию курсовой работы по предлагаемой тематике должна быть подго­товка к ее написанию, которая включает:

а) Выявление круга интересов студента и перспективы их развития (включая преддипломную практику и написание выпускной квалификационной работы) с которыми он пришел на кафедру бухгалтерского учета.

б) Тщательный отбор (с необходимыми рекомендациями преподавателя) спи­ска используемой литературы. (Для студента рекомендации преподавателя по использованию литературы - это 90% успеха).

в) Чтение, монографирование, конспектирование отобранной литературы, выявление проблемных, дискуссионных, теоретически непроработанных си­туаций, концентрация внимания на основных теоретических, методических вопросах темы.

г) Составление плана. Его утверждение ведущим работу преподавателем.

д) Написание введения:

1) Раскрывается место и значение темы в курсе.

2) Разработанность темы.

3) Обзор литературы и авторов (краткий) по этой тематике.

4) Актуальность исследования.

5) Цели и задачи.

6) Перечисляются узловые проблемы темы, подлежащие анализу в ра­боте.

7) Контрольная проверка введения преподавателем для выяснения пра­вильности написания по форме (оформление введения) и по содержа­нию (выделение цели и проблемы исследования, актуальности).

ж) Для придания работе характера научного исследования необходимо при­менять методы: научной абстракции; системности; диалектического единст­ва; единства исторического и логического; статистической обработки эконо­мической информации.

4. Преподаватель должен следить за ходом изложения научной дискуссии, требовать:

- аргументации (не принимать заявления декларативного характера за хорошее и отличное научное исследование);

- отражения в работе предельно возможного количества точек зрения, так как исследования двух или трех позиций может привести к поверхностно­му восприятию содержания, отвлечению внимания студента от логической последовательности в разрешении узлового момента, кроме того, затруд­нит преподавателя в выставлении объективной оценки;

- систематизации точек зрения:

- личного отношения к дискуссии.

5. Студенты не должны бояться возникновения в работе моментов интеллек­туального затруднения, которые могут быть решены в дальнейшем, при вы­полнении им работ на других кафедрах, при написании выпускной квалификационной работы в условиях расширения и углубления профессиональных знаний. В этом случае сотрудничество преподавателя и студента может сохраниться до пятого кур­са и завершается преддипломной практикой и написанием выпускной квалификационной работы.

6. Необходимость написания курсовой работы по проблемно-поисковой тема­тике состоит и в том, что такого рода исследование подводит к "проблемной ситуации", что в свою очередь обуславливается в выявлении противоречий (несоответствий) между, например:

- абстрактным представлением и практикой;

- имеющимися знаниями и требованиями познания новых, более сложных вопросов для чего ранее приобретенных знаний становится не­достаточно;

- знанием того, что происходит на практике и трудностями в его теоретическом осмыслении, и стремлением преодолеть их.

7. Преподаватель должен умело нацеливать студентов использовать точки противоречия, разные позиции авторов с тем, чтобы:

- способствовать наиболее углубленному овладению теорией;

- развивать логическое мышление;

- развивать искусство полемики.

Все эти качества вместе должны способствовать повышению профессионального мастерства.

8. "Проблемная ситуация" имеет положительный результат тогда, когда вы­зывает у студента желание выйти из нее, снять противоречие. В свою оче­редь, это убедительно говорит о том, что студент хорошо освоил курс, про­читанный на кафедре, и это позволит ему в дальнейшей профессиональной работе самостоятельно углублять знания и приобретать новые.

 



2015-12-14 362 Обсуждений (0)
По проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)