I. Организационно-методический раздел
Планы семинарских и практических занятий подготовлены для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальностям 030505.65 – Правоохранительная деятельность и 030501 – Юриспруденция. Курс «Педагогика в деятельности сотрудников ОВД», входящий в раздел ГСЭ.Ф.10 Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, включает в себя семинарские и практические занятия, предполагающие систематизацию знаний по основам общей и юридической педагогики, полученные курсантами на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Место педагогических знаний в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД зависит от выполняемой в дальнейшем служебной деятельности. Сотрудникам кадровых аппаратов, отделов воспитательной работы, инспекторам ПДН она нужна в большей степени. Но и будущим оперативным сотрудникам она также необходима, т. к. служба в коллективе, постоянный контакт с гражданами предполагает решение возникающих психолого-педагогических проблем. Педагогика – человековедческая наука, применимая везде, где присутствуют воспитание, образование, обучение и развитие людей, сказываясь на их поведении, действиях, достигаемых ими результатах. Педагогика – единственная из наук, которая издавна и комплексно занимается проблемой воспитания, ставшей в настоящее время приоритетной в работе с кадрами, в обеспечении прав и свобод граждан. Педагогика как наука ориентированна на практику, и настоящая учебная дисциплина предполагает раскрытие именно ее прикладного аспекта, ориентированного на специфику правоохранительных органов и деятельности личного состава ОВД. Она призвана сформировать у сотрудника профессионально-педагогическую подготовленность, понимание и умение в нужное время и должным образом применить полученные умения на практике. Цель дисциплины – педагогическая подготовка сотрудников ОВД к работе с людьми, формирование эффективных приемов педагогического воздействия на граждан различных категорий и педагогических взаимодействий в служебном коллективе ОВД. Основные задачи дисциплины: 1) формирование у курсантов основных педагогических понятий; представлений о методах, закономерностях педагогики; 2) формирование у курсантов мотивации к изучению и использованию в практической деятельности различных педагогических технологий; 3) овладение приемами и методами воспитания и самовоспитания личности; 4) овладение методами педагогического управления коллективом и отдельными сотрудниками ОВД; 5) формирование умения определять состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава и определять направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины. Требования к уровню освоения содержания курса: Знать – основные понятия, функции и закономерности педагогики, теоретические основы воспитания и развития личности; содержание и возможности педагогического анализа явлений в правовой и общественной сферах; вклад, внесенный в науку теорией и практикой профессиональной педагогики; возможности и содержание основ воспитательной работы в деятельности сотрудников ОВД; формы, средства и методы профессиональной педагогической деятельности; методику и приемы повышения эффективности взаимодействия и общения в процессе профессиональной деятельности сотрудников оперативных аппаратов; специфику обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел. Уметь – творчески использовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей; проводить индивидуально-воспитательную работу как с гражданами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности, так и с сотрудниками ОВД; эффективно применять методы педагогического воздействия в общении с населением и правонарушителями различных категорий при выполнении служебных должностных обязанностей; грамотно строить общение в процессе решения профессиональных задач; организовывать и управлять системой самосовершенствования и повышением профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел; применять педагогические знания в целях профилактического воспитательного воздействия на лиц склонных к девиантному поведению. Владеть – основными формами и методами организации и проведения воспитательной работы в коллективах ОВД; навыками анализа социально-воспитательных ситуаций; навыками определения и компетентного решения педагогических задач. Распределение учебного времени. Общее количество часов, отведенное на изучение дисциплины курсантами очной формы обучения, обучающихся по специальности 030501 – Юриспруденция – 40, в том числе аудиторных – 30 часов, самостоятельная работа – 10 часов; курсантами очной формы обучения, обучающихся по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность – 50 часов, в том числе аудиторных – 30 часов, самостоятельная работа – 20 часов. Форма итогового контроля – зачет.
II. Содержание
Тема 2. Педагогическая теория и методика Основные характеристики педагогического процесса. Сущность и характер профессионального воспитания в теории и истории педагогики силовых структур государства. Воспитание как социально-педагогический процесс. Закономерности, принципы, содержание, формы и методы профессионального воспитания сотрудников ОВД. Объективные и субъективные факторы и условия, воздействующие на процесс воспитания. Воспитательная работа в ОВД как педагогическая система. Современные требования к организации воспитания в органах внутренних дел. Закономерности воспитательного процесса. Принципы воспитания как отражение его закономерностей. Специфика процесса воспитания в органах внутренних дел. Самовоспитание как важнейший фактор профессионального становления сотрудников ОВД. Понятие о методах воспитания. Характеристика методов воспитания сотрудников ОВД. Условия эффективного применения методов воспитания. Роль личности, группы и коллектива в воспитании. Взаимозависимость методов воспитания как необходимое условие воспитания и профессионального становления сотрудников ОВД. Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) изучить сущность и характер профессионального воспитания в теории и истории педагогики силовых структур государства; 2) проанализировать становление единой системы обучения и воспитания кадров для силовых структур государства; 3) усвоить принципы и методы профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД. План занятия 1. История профессионального обучения и воспитания в ОВД. 2. Закономерности и принципы профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД. 3. Формы и методы профессионального воспитания сотрудников ОВД. 4. Роль личности, группы и коллектива в воспитании. Институт наставничества. Темы докладов 1. Образовательное учреждение МВД России как субъект воспитания будущих специалистов ОВД. 2. Основные формы и методы нравственного воспитания. 3. Правовое воспитание в системе МВД.
Термины и понятия
Литература 1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010. 2. Журинский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М., 2000. 3. История педагогики и образования / Под. ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М., 2001. 4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008.
Тема 3. Служебный коллектив в ОВД Роль коллектива в воспитании. Конституция Российской Федерации о повышении роли трудовых коллективов в формировании личности и ее воспитании. Коллектив – как организованная часть общества. Двуединая функция коллектива: коллектив – служебная единица, коллектив – воспитатель. Воспитательные возможности современного служебного коллектива сотрудников ОВД. Основные черты служебного коллектива ОВД как воспитателя. Условия и пути формирования коллектива как воспитателя. Установление и поддержание в коллективе соответствующих межличностных отношений. Особенности педагогического взаимодействия в профессиональном коллективе. Проблемы единоначалия и коллективного мнения. Групповые настроения и чувства. Относительная стабильность, длительность и непрерывность пребывания личности сотрудника в одном служебном коллективе. Проблема социально-психологического статуса сотрудника в коллективе. Характер межличностных и межгрупповых отношений. Общественное мнение как регулятор поступков личности сотрудника. Внутриколлективные традиции. Уставные взаимоотношения, общественное мнение, настроения и традиции в коллективе органа внутренних дел, их роль в воспитании личности сотрудников, укреплении дисциплины, улучшении выполнения служебных задач, в сплочении коллектива. Условия повышения воспитательного влияния коллектива на сотрудников. Педагогический коллектив подразделения органа внутренних дел, его состав, функции. Роль руководителя-воспитателя в работе с педагогическим коллективом. Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) усвоить понятие служебного коллектива в ОВД; 2) проанализировать этапы становления коллектива и возможности руководителя по его формированию и развитию; 3) понять цель работы руководителя по профилактике негативных явлений в коллективе, необходимость создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе. План занятия 1. Понятие коллектива. Стадии и условия развития коллектива. 2. Воспитательные возможности современного служебного коллектива сотрудников ОВД. 3. Роль руководителя в воспитании коллектива. Темы докладов 1. Роль традиций и торжественных ритуалов в формировании коллектива. 2. Сущность и содержание работы по воспитанию в конкретных отделах и подразделениях ОВД. Термины и понятия
Литература 1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010. 2. Биочинский И.В. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД России. – Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997. 3. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001. 4. Журинский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М., 2000. 5. История педагогики и образования / Под. ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М., 2001. 6. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008. 7. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд. – М., 2006.
Тема 4. Социально-психологический портрет Сущность, содержание и специфика профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Социально-психологические факторы и условия, воздействующие на эффективность профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Воспитательные аспекты в деятельности сотрудника, работающего в системе «человек – право – человек». Профессионально-значимые личностные качества сотрудника как результат его воспитания (самовоспитания). Направленность личности сотрудника как психолого-педагогическая проблема в современных условиях. Вопросы профессионального и личностного роста сотрудников в условиях деятельности ОВД. Для специальности 030501 – Юриспруденция Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать понятие социально-педагогической характеристики сотрудника ОВД; 2) проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника ОВД. План занятия 1. Социальные аспекты формирования и развития личности молодого специалиста ОВД. 2. Социально-психологический портрет молодого сотрудника (курсанта вуза) ОВД. Термины и понятия
Литература 1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010. 2. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001. 3. Караваев А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М., 2005. 4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008. 5. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. – М., 2005.
Для специальности 030501 – Юриспруденция Для специальности 030505 – Правоохранительная деятельность Практическое занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать навыки составления социально-педагогической характеристики. План занятия Практическое занятие называется «Презентация товарища» и проходит в два этапа: 1) написание социально-педагогической характеристики однокурснику; 2) зачитывание написанных характеристик преподавателем вслух. Определение, кому из однокурсников необходимо будет написать характеристику, происходит случайным образом (жребий). Характеристика пишется по следующему плану: 1) знание и исполнение курсантом своих профессиональных обязанностей; 2) сформированность профессиональных знаний, умений, навыков; 3) показатели в работе (учебе) за конкретный период (прошлое полугодие); 4) наличие дисциплинарных взысканий или поощрений по службе; 5) наиболее выраженные черты характера; 6) отношения в коллективе и дома. Необходимо помнить о том, что характеристика должна быть объективной, а не отражать субъективное отношение к товарищу. Во второй части занятия характеристики зачитываются вслух преподавателем, при этом группа пытается определить, чья это характеристика и кто ее писал. Обращается внимание на то, что, несмотря на общий план работы, все характеристики абсолютно разные, т. к. у каждого человека есть индивидуальные особенности: разное отношение к своим обязанностям, разные способности, увлечения, черты характера, достоинства и недостатки. Оценка за выполненную работу может быть снижена в случае, если группа поймет, кто составлял зачитанную характеристику. Это будет означать, что в работе отражено субъективное мнение, а не объективные данные.
Тема 5. Теоретические и методические основы Сущность процесса профессионального самовоспитания личности. Взаимосвязь общего и профессионального самовоспитания. Структура и содержание профессионального самовоспитания. Самопознание как основа самовоспитания. Самовоспитание основных профессиональных умений и способностей. Средства и способы профессионального самовоспитания сотрудников ОВД. Методы и приемы самовоспитания. Организация и программирование деятельности профессионального самовоспитания. Профессиональное самовоспитание и условия его эффективности. Управление процессом профессионального самовоспитания сотрудников ОВД. Роль руководителя в управлении самовоспитанием. Практическое занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать умения самоанализа и самооценки; 2) сформировать умение выбора методов самовоспитания; 3) сформировать представление о способах контроля за выполнением поставленной цели. План занятия Практическое занятие проводится в виде самостоятельной письменной работы, в процессе которой курсантам необходимо написать мини-сочинение на тему «Я через 10 лет». При этом, поставив перед собой цель, к которой будет стремиться, курсант должен определить, какие положительные качества личности ему потребуются для достижения поставленной цели, а от каких недостатков надо избавляться. В сочинении должны быть отражены методы самовоспитания. Работа по самовоспитанию предполагает следующие этапы: 1) самоанализ и самооценка; 2) постановка цели; 3) разработка программы по достижению этой цели; 4) выбор методов самовоспитания; 5) практическая реализация намеченной программы; 6) сличение поставленной цели с полученным результатом и коррекция программы (при необходимости). Термины и понятия
Литература 1. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. –СПб., 2000. 2. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. – М., 2002. 3. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. – М., 2005. 4. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. – М., 2000.
Тема 6. Профессиональное общение сотрудника ОВД Человеческое общение как предмет исследований в психологии и педагогике. Сущность и содержание общения как социально-психологического явления. Общение как средство воспитания, обучения, управления, взаимодействия, достижения профессиональных целей, саморазвития. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Уровни общения (примитивный, стандартизированный, манипулятивный, личностный, игровой, профессиональный, духовный) и их характеристика. Факторы и условия, воздействующие на общение людей. Стили общения (авторитарный, либеральный, демократический) и их преимущества в различных профессиональных ситуациях. Формы общения: анонимное, неформальное, функционально-ролевое, интимно-семейное. Условия эффективности педагогического общения. Организация индивидуальной беседы. Принципы деловой и индивидуальной беседы. Критерии успешности профессионально-педагогического общения. Сущность и содержание профессионального общения. Профессиональное общение сотрудников ОВД как воспитательное пространство. Особенности профессионального общения сотрудника ОВД. Методы психологического воздействия в процессе общения. Приемы общения: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование, сопоставление всех «за» и «против», делегирование полномочий в принятии решения, апелляция к авторитетам, сопереживание; внесение элементов неформальности, драматизация, юмор, экспрессия. Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать понятие общения как психолого-педагогической категории; 2) сформировать понятие о трех сторонах общения; 3) рассмотреть особенности профессионального общения сотрудников ОВД; 4) усвоить условия эффективности общения. План занятия 1. Общение как психолого-педагогическая категория. 2. Стороны общения – коммуникация, интеракция, перцепция. 3. Уровни, виды и формы коммуникативного процесса. 4. Условия эффективности общения. Темы докладов 1. Управление процессом педагогического общения. 2. Сущность и содержание педагогического общения в отделах и подразделениях ОВД. Термины и понятия
Литература 1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. 2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – Раздел «Педагогическое общение». 3. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. – М., 2000. 4. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001. 5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1989. 6. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. – М., 1991. 7. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Ажимова О.А., Поповичева Т.М., Борисова С.Е., Кондаурова О.П. Петров В.Е. / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003.
Тема 7. Педагогика управления Психологическая концепция управления в органах внутренних дел. Личность руководителя и подчиненного в системе управления. Психология организационных отношений в управлении. Ценностно-целевые факторы в управлении. Психология и педагогика требовательности руководителя подразделения ОВД. Психология и педагогика стиля и методов руководства личным составом подразделений ОВД. Психолого-педагогические аспекты управленческих воздействий и решений. Психология текущей организаторской работы. Воспитательный потенциал руководящего, профессорско-преподавательского и административного состава подразделений в ОВД. Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать понятие о стилях управления; 2) усвоить методы управления; 3) осознать роль руководителя в создании трудового коллектива и его ответственность за результат труда. План занятия 1. Стили управления и их характеристика. 2. Структура «пирамиды управления» и условия ее эффективного функционирования. 3. Методы управления, условия их применения. Темы докладов 1. Различные классификации стилей управления. 2. Классификация форм власти. Термины и понятия
Литература 1. Баранов П.П. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Монография. / П.П. Баранов, И.А. Жуков, В.Я. Кикоть, А.В. Мещерякова– Ростов-на-Дону, 2005. 2. Марьин М.И. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, Ю.Г. Касперович, В.М. Поздняков, И.О. Котенев– М., 2003. 3. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. – М., 2002. – Часть I и II. 4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под редакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008. 5. Шамаров В.М, Лойт Х.Х.Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. – М., 2000.
Тема 8. Педагогические основы Цели, сущность и содержание правового воспитания сотрудников органов внутренних дел как главного направления укрепления законности и дисциплины. Профессионально-правовая культура сотрудника и ее элементы. Основные направления, формы, методы и средства правового воспитания сотрудников органов внутренних дел. Участие сотрудников в работе по формированию правосознания граждан. Понятие законности и служебной дисциплины. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД. Персональная ответственность руководителей органов внутренних дел за состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава, как фактор ее совершенствования. Современное состояние законности и дисциплины в подразделениях ОВД. Дисциплинарная практика и пути ее совершенствования. Управления (отделы) собственной безопасности их роль в укреплении законности в подразделениях ОВД. Семинарское занятие – 2 часа Цель: 1) сформировать понятие о служебной дисциплине и законности; 2) сформировать умение определять состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава; 3) уяснить, каковы основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины. План занятия 1. Понятие законности и служебной дисциплины. 2. Анализ состояния служебной дисциплины и законности: алгоритм действий руководителя. 3. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД. 4. Работа комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике. Термины и понятия
Литература 1. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001. 2. Марьин М.И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие. / М.И. Марьин, А.В. Буданов, С.Е. Борисова, К.Р. Такасаева, В.Е. Петров, А.И. Адаев/ Под общ. ред. В.М. Бурыкина. — М., 2004. 3. Марьин М.И. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников, требующих повышенного внимания: Методическое пособие. / М.И. Марьин, В.Е. Петров, И.Ф. Солдатова, А.В. Мещерякова– М., 2005. 4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под редакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 5. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 6. Шамаров В.М, Лойт Х.Х.Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. – М., 2000.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (797)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |