Практическое занятие № 1
Введение Изменения, происходящие в современном обществе, требуют не только специалистов с высокой квалификацией, но и с психологической компетентностью, владеющих продуктивными психолого-педагогичес-кими технологиями для решения практических задач. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, умения педагогически грамотно воздействовать на людей. Формированию необходимых качеств специалиста и будет способствовать изучение дисциплины «Психология и педагогика». Выступая необходимым условием подготовки студентов инженерных специальностей как специалистов, данная дисциплина является также важной предпосылкой гармоничного развития личности студентов, эффективного выполнения ими социальных функций в обществе, коллективе, семье. Дисциплина «Психология и педагогика» решает основные задачи: - ознакомление с основными направлениями психологической и педагогической наук; - приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; - приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия; - усвоение методов воспитательной работы в семье и в профессиональной деятельности; - развитие умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий. Методические указания по изучению дисциплины «Психология и педагогика» призваны помочь студентам инженерных специальностей в изучении данной дисциплины. В них содержится структура и трудоемкость дисциплины, примерные темы лекций и практических занятий, рекомендации к аудиторной и внеаудиторной работе студентов. Изложены основные требования к написанию рефератов по психологии и педагогике, учебно-исследовательские задания ко всем разделам, а также рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов при изучении данной дисциплины. Методические указания содержат также словарь основных психолого-педагогических понятий. Методические указания разработаны на основании примерной программы дисциплины «Психология и педагогика» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Методические указания выпускаются как самостоятельное издание. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Структура и трудоемкость дисциплины Организационная структура и трудоемкость дисциплины «Психология и педагогика» приведены в табл. 1.
Таблица 1 Структура и трудоемкость дисциплины «Психология и педагогика»
Примечание.« - » - занятия не предусмотрены. Темы лекций и семинаров Тематика лекций отражена в табл. 2, учебно-тематическое планирование практических занятий – в табл. 3. Таблица 2 Темы лекций
Таблица 3 Учебно-тематическое планирование практических занятий
РЕКОМЕНДАЦИИ К АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Методические рекомендации к практическим занятиям Практическое занятие № 1 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цели занятия 1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение. 2. Изучение различных психолого-педагогических методов исследования. 3. Приобретение умения выбирать методы для проведения простейших исследований.
Вопросы для обсуждения 1. Теоретические методы исследования (сравнительно-сопоставитель-ный анализ, моделирование и др.) 2. эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент; тестирование; особенности применения анкетирования и интервьюирования). 3. Количественные методы исследования (регистрация, ранжирование, шкалирование и др.).
Практическая работа: - разработка анкет, опросных листов; - деловая игра «Презентация».
Задание Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 1 (на выбор). Темы рефератов 1. Достоинства и недостатки наблюдения как метода научного познания. 2. Виды эксперимента. 3. Конструирование педагогических тестов.
Список рекомендуемой литературы 1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 1998. 2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006. 3. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. – М., 2000. 4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1998. 5. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 1990. 6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. – М., 2001. 7. Челошкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое методы психолого-педагогических исследований? 2. Какие методы относятся к теоретическим? 3. Какие методы относятся к эмпирическим? 4. Как проводится анкетирование? 5. В чем сущность метода тестирования? 6. В чем сущность педагогического эксперимента? 7. Как применяются количественные методы в педагогике?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |