Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ



2015-12-14 5009 Обсуждений (0)
Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 7 Муниципальное управление в сфере ЖКХ

1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг 1

2. Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ.. .......... 2

3.Деятельность органов МСУ по обеспечению функционирования ТСЖ и управляющих компаний. ....... 6

4. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 16

Контрольные вопросы.. ........... 19

 

1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг

В настоящее время в России формирование рыночных отношений в ЖКХ не завершено в силу системных причин:

- дотационности этого сектора экономики,

- недостаточно развитой системы договорных отношений,

- неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги и др.

Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунальной сферы носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в сфере жилищных и коммунальных услуг. Не получила пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами.

Возникло множество проблем функционирования сферы ЖКУ, сложность решения которых заключается в том, что по ряду важных теоретических и методологических аспектов их развития отечественные исследования только начались, а зарубежный опыт с точки зрения возможности его применения в условиях российской специфики недостаточно изучен. В свою очередь, это требует глубокого анализа экономики ЖКХ регионов и муниципальных образований, основных закономерностей развития жилищных и коммунальных услуг.

Жилищная и коммунальная услуга как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного и коллективного потребления. Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю, включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.

Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно-коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию. Необходимо различать жилищную и коммунальную услуги, так как жилищная услуга – это осуществление непосредственно работ на объекте по технической эксплуатации жилищного фонда, а коммунальная – это доведение до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода, газ и т.д.), вырабатываемых другими производителями.

Таким образом, под жилищными и коммунальными услугами следует понимать услуги жилищно-коммунального назначения, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими лицами по ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами власти. А под предоставлением жилищных и коммунальных услуг – комплекс работ, выполняемых поставщиком при участии и контроле организатора (заказчика) по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.

Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

Проблемы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) приобретают особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребности горожан и принять конкретные меры по решению вопросов местного значения в этой сфере. Однако социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это крупный по своим масштабам сектор народного хозяйства, включающий всю жилищную инфраструктуру с инженерными системами, газо- и водопроводящими сетями и системами энергоснабжения, обслуживающие организации. Жилищно-коммунальное хозяйство входит в состав муниципального хозяйства МО.

ЖКК состоит из четырех подотраслей:

1. Жилищное хозяйство, в т.ч. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций.

2. Ресурсоснабжение, в т.ч. теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение.

3. Благоустройство и содержание жилищного фонда, в т.ч. дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов, ремонт.

4. Бытовое обслуживание, в т.ч. банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание.

Согласно ФЗ-№131 полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ составляют:

1. Поселения (сельского, городского): проблемы жизнеобеспечения населения (тепло; газ; электричество; вода и водоснабжение; топливо; содержание и строительство дорог, мостов в границах поселения; обеспечение жильем, содержание жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пожарная безопасность; общественное питание; торговля и бытовое обслуживание; сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; благоустройство);

2. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района: проблемы жизнеобеспечения населения района (электро- и газоснабжение поселений; содержание и строительство дорог, мостов общего пользования; транспортные услуги между поселениями; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка на территории района; мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды; утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; общественное питание, торговля, бытовое обслуживание);

3. Полномочия органов местного самоуправления городского округа: проблемы жизнеобеспечения округа (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, топливо, дороги, мосты; строительство и содержание жилого фонда, жилищное строительство; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка, муниципальная милиция; меры пожарной безопасности; охрана окружающей среды; обеспечение услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания; сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов; благоустройство территории).

Уровень обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.

Объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, тепле, электроэнергии и др. услугах согласно действующим нормативам и стандартам.

В настоящее время уровень содержания жилищного фонда в большинстве муниципальных образований не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий. Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с нормативами и стандартами. Система теплоснабжения технологически устарела и не соответствует требованиям экологии. Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства: дефицит бюджетных средств и административный механизм управления.

Одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК является совершенствование бюджетно-налогового законодательства, в которое необходимо внесение поправок с целью обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.

Ожидаемого эффекта реформы ЖКХ не принесут без изменения системы регулирования субъектов естественной монополии, продукция которых напрямую влияет на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне, должно решить ряд задач: определение форм и методов регулирования; разграничение компетенции органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления; установления механизма взаимного делегирования полномочий.

Жилищный кодекс РФ является основным документом, регулирующим нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ. Модернизация отношений между субъектами жилищно-коммунального комплекса, заложенная в Жилищном кодексе, принципиально отличается от административной реформы. Ведь, кроме федеральных и региональных министерств и ведомств, поставщиков услуг, управляющих компаний, других специализированных предприятий ЖКХ, внесенные изменения напрямую касаются буквально каждого гражданина страны.

Появление новых операторов на рынке жилищных услуг и поставки коммунальных ресурсов в отсутствии апробированных и общепризнанных схем передачи отрасли в частные руки, а также вакуум в области правовой и методической поддержки для нового слоя многочисленных управленцев жилищным фондом привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли. Только после введения закона о коммерческой концессии (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г.) появились, наконец, единые правила игры для крупных инвесторов.

Жилищный кодекс инициировал процесс выбора собственниками жилья способа управления многоквартирным домом и определил для этого достаточно жесткие сроки. На фоне глубокого недоверия к старым формам управления повсеместно создаются новые управляющие организации. Смена формы управления, замена поставщиков услуг – нормальные явления в рыночной экономике, но в отсутствии единых стандартов по управлению жилым фондом, формальных правил и процедур оказания услуг, с учетом недостаточной квалификации новых управленцев могут привести к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем.

Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать управляющие компании, самостоятельные в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования.

Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения.

Другой, не менее важной проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. При том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-5%. Очевидно, что замена оборудования значительно увеличивает долю амортизации, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно – к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.

Перспективным направлением развития становится постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Одним из путей осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.

Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ. Однако опыт функционирования частного бизнеса показывает, что средства вкладываются не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании работают в основном на правах аренды, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям.

Роль органов местного самоуправления в реализации положений Жилищного кодекса с правовой точки зрения конкретно описана в соответствующих статьях указанного Кодекса, в основном в ст.ст. 14, 161, 165.

Выделяют следующие задачи органов МСУ по реформированию ЖКХ:

  1. совершенствование местной нормативной базы,
  2. установление экономически обоснованных тарифов,

3. ограничение монополизма в системе ЖКХ,

  1. разработка и реализация программ ресурсосбережения,
  2. создание товариществ собственников жилья,
  3. реформирование муниципальных предприятий,
  4. создание конкурентной среды в управлении и эксплуатации жилищного фонда,
  5. повышение качества ЖКУ и др.


2015-12-14 5009 Обсуждений (0)
Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5009)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)