Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разновидности физической культуры в современном обществе и её социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач, решаемых в различных направлениях физкультурной практики



2015-12-14 1887 Обсуждений (0)
Разновидности физической культуры в современном обществе и её социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач, решаемых в различных направлениях физкультурной практики 0.00 из 5.00 0 оценок




Л.П. Матвеев выделяет такие разновидности форм физической культуры в обществе, как: базовая физическая культура, спорт, профессионально-прикладная физкультура, оздоровительно-реабилитационная физкультура и «фоновые» виды физкультуры.

Главная цель физкультуры - содействие воспитанию здорового, всесторонне физически развитого человека, способного к долголетней эффективной личной и профессиональной деятельности. В системе физического воспитания задачи можно разделить на: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи:

А) укрепление здоровья занимающихся;

Б) всестороннее и гармоническое воспитание физических качеств человека;

В) совершенствование телосложения

Образовательные задачи:

А) формирование основ техники жизненно важных двигательных действий (умений и навыков);

Б) овладение специальными физкультурными знаниями;

В) формирование устойчивого интереса к физкультуре и умения самостоятельно заниматься.

Воспитательные задачи: в процессе физического воспитания мы обязаны воспитывать у занимающихся такие нравственные и эстетические качества, умственные способности, чтобы они возвышали человека, делали его социально-значимой личностью; важно воспитывать патриотизм, совесть, доброту, чувство свободы и долга, порядочность, честность.

Социально-педагогические принципы системы физического воспитания:

А) содействие всестороннему и гармоничному развитию личности;

Б) принцип прикладности;

В) готовить человека к плодотворной физической жизнедеятельности, прежде всего трудовой, а также в силу необходимости к военной;

Г) принцип оздоровительной направленности: заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.

 


БИЛЕТ 5 (вопрос 2)

Влияние специфических особенностей горного климата на работоспособность человека. Биологическая и психическая адаптация организма человека к условиям горного климата. Гипоксическая тренировка.

Сразу по прибытии на высоту или в ответ на подъем в барокамере возникает ряд физиологических изменений в организме, вызванных условиями гипобарической гипоксии.

Увеличение ЛВ - основной механизм быстрого приспособления организма к гипоксическим условиям высоты.

При выполнении мышечной работы на высоте ЛВ с самого начала существенно больше, чем на равнине. Высотная гипервентиляция вызывает усиленное выведение СО2 из крови с вдыхаемым воздухом. В результате подъема на высоту напряжение СО2 в артериальной крови уменьшается. Т.о. развивается гипокапния, которая может вызывать развитие мышечных спазмов и обширную вазоконструкцию. Особенно неблагоприятны для организма последствия сужения сосудов головного мозга. Вторичным эффектом высокой гипервентиляции является сдвиг реакции крови в щелочную сторону, повышение рН (дыхательный алкалоз). Снижение процентного насыщения гемоглобина кислородом, из которого следует усиленное содержание кислорода в крови.

Чем больше высота и интенсивнее нагрузка, тем значительнее падение напряжения и насыщение кислородом в артериальной крови.

При выполнении мышечной работы на высоте увеличение концентрации молочной кислоты в мышцах и крови происходит при более низких нагрузках, чем на уровне моря.

Показатели АД заметно не отличаются от равнинных. Максимальные величины сердечного выброса, ЧСС и систолический объем при предельных аэробных нагрузках одинаковы на уровне моря и на высоте. ЧСС и СВ достигается в гипоксических условиях при более низкой интенсивности работы, чем на уровне моря. По мере подъёма на высоту коронарный кровоток, снабжение кислородом и потребление его миокардом в условиях покоя уменьшается. Увеличивается венозный возврат. Скорость потребления кислорода в начале работы нарастает медленнее, чем в нормальных условиях, из этого следует характерный кислородный дефицит. Снижение МПК на высоте определяется усиленным содержанием кислорода в артериальной крови.

Основные механизмы естественной адаптации к городским условиям можно разделить на 2 категории.

1.Обеспечивает усиление транспорта кислорода к тканям тела.

2. Действует на тканевом уровне и направлена на усиление эффективности использования кислорода клетками для аэробного образования энергии.

Чем длительнее период пребывания на высоте, тем совершеннее адаптация к ней, тем выше работоспособность на данной высоте. Минимальный период времени, необходимый для высотной акклиматизации, зависит от высоты:

- 2000-2500 - 7-10 дней

- 3600 - 15-21день

- 4500 - 21-25 дней.

По длительности пребывания на высоте разделяют 4 степени акклиматизации:

1) острая - до 30 мин;

2) кратковременная - несколько недель;

З) длительная - несколько месяцев;

4) постоянная - постоянное проживание.

Основные механизмы адаптации

- увеличение ЛВ и сопровождение её изменений в кислотно-щелочном равновесии в крови и др. тканях;

- усиление диффузионной способности лёгких;

- повышение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови - изменения на тканевом уровне.

Физическая работоспособность человека снижается по мере подъёма на высоте прежде всего аэробная работоспособность (выносливость).

Мышечная сила и мощность, координация движения при кратковременных максимальных усилиях практически не изменяются при подъеме в горы или дыхании газовой смесью с низким содержанием кислорода. Восстановительные процессы протекают замедленно.

Результаты в спортивных упражнениях с предельной продолжительностью больше одной минуты на высоте ниже, чем на уровне моря.

 


БИЛЕТ 5 (вопрос 3)

Характеристика понятий «дистанция», «эффективная и неэффективная дистанция», «контроль дистанции». Методы воспитания «чувства дистанции» у квалифицированных спортсменов (на примере вашего вида восточных боевых искусств).

Спортивная деятельность многообразна и характеризуется определен­ными специфическими особенностями. В связи с этим у занимающихся ВБИ развиваются и качественно изменяются психические процессы, к кото­рым данный вид спорта предъявляет повышенные требования. Вышеназван­ное очевидно, в частности, в отношении процесса восприятия. Одной из су­щественных сторон психологической подготовки спортсмена является развитие сложных комплексных специализированных восприятий, которые явля­ются одним из основных компонентов психологической подготовки. Восприятие составляет основу человека в окружающей действительности, оно позволяет организовать его деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей, в соответ­ствии с особенностями окружающей среды.

В спорте наиболее важное значение имеет восприятие пространствен­но-временных отношений. Оно приобретает специализированных характер, регламентированных определенными требованиями техники движений. В психологии спорта и в спортивной практике подобные восприятия получили название "специализированных восприятий". К ним относятся так называе­мые ""чувство дистанции", "чувство времени", "чувство мяча", "чувство ору­жия" и т.д.

Без дифференцированного восприятия пространственно-временных от­ношений не может быть осуществлен самый простейший анализ движений, не говоря уже о сложных специализированных мышечно-двигательных вос­приятиях.

Из вышесказанного следует, что изучение специализированных вос­приятий в конкретных видах спорта на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой для теории и практики спортивной деятельности.

Специализированные восприятия в спорте имеют свою специфику в каждом отдельном виде спортивной деятельности и всегда являются слож­ными комплексными восприятиями .

Специализированные восприятия основываются на высокой дифферен­цирующей деятельности анализаторов, принимающих участие в выполнении данного физического упражнения. Но среди этих анализато­ров преимущественная роль принадлежит мышечно-двигательному анализа­тору, при том наибольшее значение имеет рецепция, связанная с группами мышц, которые принимают участие в выполнении данного спортивного дей­ствия.

Специализированные восприятия характеризуются степенью трениро­ванности спортсмена и уровнем его спортивного мастерства.

Многие авторы научно-методических работ отмечают, что одной из сторон мастерства единоборца является точное и быстрое зрительное вос­приятие, в частности, восприятие расстояния до противника. Наличие у него очень точного специализированного восприятия дистанции или "чувства дистанции".

Термин "чувство дистанции" - один из элементов "чувства боя", со­стоящий в умении точно ощущать и определять часто изменяющееся во вре­мя боя расстояние до противника. Определение понятия "чувство дистанции" дает К.В. Градополов, 1956. Он пишет "чувство дистанции" - умение рассчи­тывать расстояние для осуществления боевых приемов.

Ю.Б. Никифоров, 1967, характеризует его следующим образом: "Под "чувством дистанции" понимается умение спортсменов рассчитывать рас­стояние до тела противника для осуществления боевых приемов".

Н.А. Худадов, 1968, пишет: "Чувство дистанции это специализирован­ное восприятие, позволяющее точно оценивать постоянно изменяющееся расстояние до партнера, "дальнобойность его ударов".

Из вышеперечисленных определений вытекает следующее: "чувство дистанции у единоборцев является специализированным восприятием; оно связано с оценкой расстояния до противника; эта оценка дистан­ции происходит не в статических условиях, а в процессе постоянного пере­мещения партнеров (изменение дистанции); восприятие дистанции в бою на­правлено на осуществление боевых приемов; "чувство дистанции" является элементом "чувства боя".

Исходя из анализа указанных сторон "чувство дистанции" считается возможным дать следующее определение: "Чувство дистанции" в ВБИ - сложное комплексное специализированное восприятие, направленное на точ­ную оценку постоянно изменяющего расстояния во время боя, с целью соз­дания оптимальных условий для проведения атакующих, защитных, подгото­вительных действий.

На основе «чувства дистанции» в ВБИ производятся все технико-тактические действия. "Чувство дистанции" - специализированное комплексное вос­приятие. Пространственные и временные отношения являются теми компо­нентами, из которых оно слагается, а ведущую роль в восприятии дистанции играют зрительный и двигательный анализаторы. "Чувство дис­танции" является узловым моментом поединка.

Что же такое дистанция? Дистанция боя - это расстояние между двумя соперниками, возможное и необходимое для применения технического действия.

В методической литературе по ВБИ разделяют:

1. Собственно-боевую дистанцию (расстояние между противника­ми в бою).

2. Эффективный радиус действий конкретных технических приемов.

Первая условно подразделяется на три дистанции: дальняя, средняя, короткая.

Дальняя дистанция. На дальней дистанции противники ведут позиционную, тактическую борьбу, производится маневрирование, разведки, подготовки.

Средняя дистанция. На этой дистанции расстояние таково, что возможна эффективная атака.

Короткая дистанция. На короткой дистанции возможно нанесение удара рукой либо ногой без ее сокращения.

Дистанция в ВБИ является величиной относительной. Она варьи­руется в зависимости от роста партнеров, длины конечностей, длинны входов в атаку и других индивидуальных особенностей. Поэтому в процессе по­единка спортсмену необходимо рассчитывать расстояние для осуществления своих атак, а также необходимо знать дистанции, с которых его может пора­зить противник. Таким образом, спортсмен имеет дело с двумя дистанциями - своей собственной и дистанцией противника.

"Чувство дистанции" отображает индивидуальные особенности дейст­вий, зависящих от роста спортсмена, длины его рук и ног, от длины, быстро­ты и неожиданности атак, от быстроты и глубины входов и выходов и т.д.. Так, Ю.Б. Никифоров, 1967 на основе экспериментальных исследований показал, что спортсмены высокой квалификации подбирают дистанции в зависимости от роста партнера. С более высокими спортсменами они сохраняют более дальнее расстояние и на­оборот. Такой дифференцировки дистанции у начинающих не наблюдается.

Н.А. Худадов, 1968, отмечает, что уровень воспитания "чувства дистан­ции" у различных спортсменов неодинаков и во многом зависит от индиви­дуальной манеры ведения поединка.

Автор указывает, что зрительно-мониторная координация является фи­зиологической основой "чувства дистанции".

"Чувство дистанции" наряду с восприятием пространственных характе­ристик непосредственно связано с оценкой быстроты движений партнера, т.е. зависит от восприятия временных характеристик движения.

"Чувство дистанции", являясь одним из элементов "Чувства боя" (В.А. Аркадьев, 1959), "органично взаимосвязано со всеми его компонентами (Д.А. Тышлер, 1961). В частности, оно непосредственно связано с другими специа­лизированными восприятиями. К ним относятся "чувство момента", "чувство темпа", "чувство ритма".

Таким образом, специализированные восприятия в ВБИ характе­ризуются своим многообразием, среди которых различаются временные и пространственные. В каждом специализированном восприятии преобладаю­щую роль играют определенные анализаторы, но среди всех анализаторов зрительный и мониторный играют ведущую роль.

Формирование "чувст­ва дистанции" происходит в основном в связи с обучением техническим и практическим умениям и навыкам. Разные авторы предлагают определенные пути направленного формирования и воспитания "чувства дистанции". Среди них следует отметить такие рекомендации, как упражнения на снаряде с вы­полнением ударов с различных дистанций, маневрирование в парах, в инди­видуальных занятиях, удары с различных дистанций., не вызывают никакого сомнения указания вышеперечисленных авторов, что "чувство дистанции" развивается, главным образом, во взаимодействиях с партнером и противни­ком в учебно-тренировочных и соревновательных боях, которые используют в процессе маневрирования специальные задачи на дистанционные взаимо­отношения.


БИЛЕТ 6 (вопрос 1)

Система физического воспитания: её организационные, программно-нормативные и научно-методические основы. Обеспечение функционирования системы физического воспитания в обществе (кадры, материально-технические, социальные условия и др.)

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей.

1. Мировоззренческие основы. Отечественная система физвоспитания в качестве своих мировоззренческих установок исходит из необходимости обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности. В практическом плане развитые в процессе физвоспитания способности и умения человека должны применяться им в своей профессиональной деятельности не во вред, а на пользу как обществу, так и себе.

2. Научно-методические основы. Система физвоспитания в стране базируется на значительном комплексе достижений науки (анатомия, физиология, биохимия, медицина, философия, социология, история, педагогика). Важная роль в общей теории физической культуры заключается также в том, что она разрабатывает не только теоретические, но и методические основы для системы физвоспитания. Дело в том, что различные научные положения, выводы, закономерности – это своего рода абстракция, если она не переложена на язык методики. Методика – это педагогически оправданные предписания, в которых содержится как минимум три взаимосвязанных между собой звена: задача-средство-конкретный метод или методический приём.

3. Программно-нормативные основы. Физвоспитание осуществляется не стихийно, а на основе обязательных государственных документов, называемых учебными планами и программами по физкультуре и спорту. В этих программах излагаются научно-обоснованные задачи и средства физвоспитания, представлены комплексы двигательных умений и навыков, даны перечни конкретных норм и требований. Программной и нормативной основой отечественной системы физвоспитания на протяжении более полувека (30-80-е гг.) являлся всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Для оценки квалификации спортсмена в стране существует и периодически обновляется спортивная классификация.

4. Организационные основы. В России функционируют две крупные формы организации физвоспитания в общегосударственном масштабе: государственная и общественно-самодеятельная. При государственной линии организован общий курс физвоспитания, который должны пройти все граждане нашей страны на определённых этапах возрастного развития. Главная черта государственной формы – это обязательность физвоспитания.

Общественно-самодеятельная форма охватывает прежде всего добровольные спортивные общества типа: Спартак, Динамо, Трудовые резервы, Локомотив. Кроме того, к этой форме относятся все те физкультурники и спортсмены, которые не состоят в этих общества, а занимаются самостоятельно. Принципиальной чертой этой формы является полная добровольность.


БИЛЕТ 6 (вопрос 2)

Этап начальной подготовки юных спортсменов. Задачи и направленность тренировочных нагрузок с учётом их биологических и психологических особенностей. Особенности тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов на данном этапе в вашем виде восточных боевых искусств.

(ответ дан на примере каратэдо)

Дальнейшее развитие каратэдо в нашей стране и повышение уровня спортивного мастерства в значительно степени зависят от качества подготовки резервов. Перед тренерами, работающими с юными каратистами, стоит важная задача – готовить мастеров каратэ, способных добиваться высоких результатов в обстановке обостряющейся конкуренции на всероссийских и международных соревнованиях. Одно из необходимых условий успешного решения этой задачи – рациональное построение всей системы многолетней подготовки и правильное сочетание всех ее компонентов с учетом возрастных особенностей юных каратистов.

В связи с тенденцией неуклонного снижения соревновательного возраста спортсменов в мире (первенства мира среди детей сейчас проводятся с 9 лет, поэтому всероссийские первенства среди детей мы вынуждены проводить по ката с 8 лет, по кумитэ - с 10 лет), перед методикой юношеского спорта в каратэдо возникает ряд проблем с какого возраста следует начинать вести специализированную подготовку и как ее осуществлять, по каким этапам, с преимущественным использованием каких средств и методов.

Опыт работы с юными каратистами показывает, что относительно стабильные успехи на уровне мастера спорта каратисты начинают показывать в 18-20 лет. Возраст же мальчиков и девочек для поступления в группы предварительной подготовки при клубах и секциях 7-8 лет, а в группы начальной подготовки клубов, отделений каратэдо комплексных ДЮСШ или специализированных ДЮШС составляет 10-11 лет). В теории и методике юношеского спорта в соответствии с возрастными особенностями физического развития установлены и научно обоснованы следующие этапы подготовки юных спортсменов:

1 этап – предварительной подготовки;

2 этап – начальной спортивной специализации;

3 этап – углубленной спортивной специализации;

4 этап – спортивного совершенствования.

В соответствии с указанной периодизацией строится многолетняя подготовка юных спортсменов и в каратэдо.

Этап предварительной подготовки юного каратиста начинается с 7-8 лет и продолжается до поступления ребят в группы начальной подготовки специализированных клубов каратэдо и ДЮСШ.

Основная задача этого этапа – укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, овладение двигательными навыками, воспитание основных двигательных качеств, привитие интереса к физическим упражнениям и к занятиям каратэдо. Тренер, которому предстоит делать набор в группы начальной спортивной специализации, ведет необходимые наблюдения на занятиях за занимающимися детьми, выявляет у них двигательные способности, необходимые для успешного овладения спортивным каратэ, и прививает таким ребятам интерес к занятиям этим видом спорта.

Последующие этапы подготовки – начальной спортивной специализации, углубленной спортивной специализации и спортивного совершенствования осуществляются в специализированных группах клубов каратэдо, отделениях спортивного каратэ ДЮШС, СШМ и ШВСМ.

Набор занимающихся в специализированные группы клубов каратэдо и учащихся в отделениях спортивного каратэ ДЮСШ обычно производится в сентябре на основе приемных испытаний, предусматривающих выявление уровня развития определенных двигательных качеств и способностей. Поступающие распределяются по группам начальной спортивной специализации. В дальнейшем для перехода в следующие группы занимающиеся ежегодно сдают соответствующие нормативы по физической и технической подготовке.

В детско-юношеских спортивных подразделениях по каратэ создаются следующие учебные группы:

- начальной подготовки 1-ого и 2 или 3-его годов обучения;

- учебно-тренировочные 1-4 годов обучения;

- спортивного совершенствования 1-3-его годов обучения.

При наличии соответствующих условий в отдельных ДЮСШ с разрешения вышестоящих спортивных организаций могут создаваться также группы высшего спортивного мастерства.

В группы начальной подготовки принимаются мальчики и девочки 10-11 лет, имеющие хорошее физическое развитие и выполнившие установленные требования приемных испытаний.

Учебная работа в этих группах строится из расчета 6 часов в наделю (3 занятия в неделю продолжительностью по 2 академических часа) на 1-м году обучения в 8 часов – на 2-м. Основные задачи учебно-тренировочного процесса:

- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;

- всестороннее физическое развитие, овладение разнообразными двигательными навыками;

- изучение основных положений, передвижений и приемов спортивного каратэ, ведение учебных и учебно-тренировочных боев;

- приобретение начального опыта ведения тренировочных и соревновательных боев.

Минимальное количество занимающихся в группе – 20 человек.

В учебно-тренировочные группы 1-го года обучения зачисляются подростки 12-13 лет, прошедшие обучение в группах начальной подготовки и успешно выполнившие соответствующие вступительные нормативные требования. По окончании 1-го года обучения занимающиеся, проявившие успехи в овладении спортивным каратэ и выполнившие установленные требования, переводятся на 2-ой год обучения. Далее, при соблюдении аналогичных требований юные каратисты 2-го года обучения переводятся на 3-й год, а затем на 4-ый год обучения.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса на этом этапе:

- дальнейшее всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья занимающихся;

- воспитание основных двигательных качеств на основе возрастающего объема физических упражнений все более специализированного характера;

- освоение широкого комплекса приемов и действий спортивного каратэ, определение круга тактических умений;

- приобретение опыта участия в крупных соревнованиях.

В учебно-тренировочном процессе на этом этапе наряду с групповыми формами проведения занятий все большее значение и место начинают занимать индивидуальные уроки различной направленности, упражнения с партнером с тактическими задачами, бои по заданиям, тренировочные бои и участие в соревнованиях. На основе систематического использования этих средств и форм учебно-тренировочного процесса у юных каратистов начинает складываться индивидуальная манера боя в соответствии с уровнем физической и технической подготовленности, а также индивидуальными особенностями, психическими качествами и чертами характера. Тренер должен чутко улавливать этот процесс формирования стиля ведения боя и находить средства и методы для совершенствования боевого оснащения юных каратистов в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Минимальное количество учащихся в группе: 15 человек на 1-м году обучения; 10 человек на 4-м году.

Объем тренировочных нагрузок в неделю: 1-й год – 12 часов; 2-й год – 16 часов; 3-й год - 18 часов; 4-й год – 20 часов;

В группы спортивного совершенствования зачисляются перспективные каратисты старшего юношеского возраста (16-17 лет), прошедшие подготовку в учебно-тренировочных группах и успешно выполнившие соответствующие переводные требования по физической и специальной подготовке.

На этом этапе подготовки молодого каратиста осуществляется комплексное совершенствование всех компонентов спортивного мастерства: физической, технической, тактической и психологической подготовки. Тренировочный процесс строится на основе большого объема нагрузок: 1-й год – 22 часа; 2-й год – 24 часа; 3-й год – 28 часов в неделю, с определенным волнообразным нарастанием психической напряженности тренировок к моменту основных соревнований года (в соответствии с индивидуальными годовыми планами).

Минимальное количество учащихся в группе – 6-8 человек.

На основе большого объема и разумного сочетания разнообразных средств, форм и методов тренировки молодые каратисты на этом этапе должны достигать высокого уровня спортивного мастерства в избранном виде соревновательной деятельности и закладывать технико-тактическую и психологическую базу для дальнейшего роста своих результатов.


БИЛЕТ 6 (вопрос 3)



2015-12-14 1887 Обсуждений (0)
Разновидности физической культуры в современном обществе и её социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач, решаемых в различных направлениях физкультурной практики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разновидности физической культуры в современном обществе и её социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач, решаемых в различных направлениях физкультурной практики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)