Современные проблемы воспитания детей с нарушенным слухом
Воспитание - это целенаправленный процесс, который предполагает создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение — важнейшая составляющая общественного развития. Задачи современной системы, воспитания состоят в следующем: —повышение статуса воспитания как социального института в российском обществе в целом и в системе образования в частности; формирование региональных, муниципальных и локальных систем воспитания; — укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений; — интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; — развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания; — создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям; — повышение профессионального уровня управления системой образования, обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации. Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха — не только овладение знаниями, но и уточнение диагностики, коррекция развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентации, социально- психологических особенностей общения и поведения в человеческом сообществе. Реформы образования последних лет актуализировали позитивный потенциал воспитания в процессе становления личностных качеств ребенка, полноценного разностороннего развития его индивидуальности с учетом следующих положений: · семейное воспитание и общение может оказаться негативным при низкой педагогической культуре родителей, в случаях эгоистического проявления ребенку или, наоборот, его отвержения вследствие дефекта; · для развития способности анализировать собственные состояния и действия ребенок нуждается в общении со сверстниками, а для освоения культурных и социальных норм —- в игровой, элементарной трудовой и других видах внеучебной деятельности. Общественное специальное образование не может заменить семейное, поэтому перед воспитанием в системе школьного образования ставятся особые задачи, основным приоритетом которых являются личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и психолого-педагогнческая поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, профилактика возможных нарушений в развитии и забота о его эмоциональном благополучии. Задачами сегодняшнего дня являются: - совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию индивидуального подхода к детям, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей с позиций личностно ориентированного подхода; - стимулирование процесса оснащения учреждений дошкольного и школьного образования современной методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, ценностных смыслов и нравственных установок по различным направлениям воспитания, современной звукоусиливающей аппаратурой в целях развития речевого слуха, речевого поведения ребенка с нарушением слуха; - обеспечение на основе научных исследований в области сурдопедагогики внедрения в практику работы учебно-воспитательных учреждений новейших образовательных программ и технологий по социально-эмоциональному и личностному развитию ребенка, предусматривающих формирование его мотивационной сферы, коммуникативных и личностных качеств; - развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей с нарушением слуха раннего, дошкольного, младшего и старшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, с учетом структуры дефекта, форм и методов работы в дошкольных учреждениях и в школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность в воспитательном процессе на уровне дошкольного и общего образования и их внедрения; - разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания детей с нарушениями слуха; - развитие структур, осуществляющих дифференцированную работу с семьями, имеющими проблемных детей; - информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного и школьного образования детей всех категорий, в том числе с нарушениями слуха. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования, что особенно важно иметь в виду по отношению к ДНС. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования — реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования — развитие мотивации глухих и слабослышащих детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному Самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. В системе профессионального образования действует и развивается сеть учреждений, различающихся по статусу, характеру включения неслышащих в учебный процессе, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, в формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных и стихийно решаемых на практике проблем. Личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании. Эти проблемы могут быть реализованы следующим образом: • путем утверждения партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования, в работе научных советов и других объединений • с помощью развития студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов) • использование возможности дополнительного образования, создание факультетов общественных профессий для преодоления противоречий межу качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою судьбу, реализацию личностного потенциала • создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха; • развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с нарушениями слуха; • изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона. Воспитание неслышащей молодежи начального, среднего специального и высшего профессионального образования должно быть направлено на достижение следующих целей: • дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений; • повышение уровня ответственности в принятии решений, в последовательном и четком осуществлении поставленных задач • умение определять свои взаимоотношения с политическими и общественными организациями, следовать принципам демократии, гуманизма, культуры мира; • утверждение осознанного выбора личностью позитивного образа жизни. Реализация этих целей возможна за счет следующих факторов: · оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования; · разработки содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям различных типов и видов учреждений профессионального образования и модели специалиста, которого они готовят; · созданием необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализации педагогических наклонностей и др.). Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения. Проблема воспитания ДНС рассмотрена в работах Н.Н. Малофеева, Н.М.Назаровой, М.И.Никитиной, Т.С.Зыковой, Г.Н. Лениным, Е.Г. Речицкой, З.А, Пономаревой и др. (опираются на исследования Флери, Остроградского. Лаговского, Дьячкова, Зыкова, Зикеева, Коровина). Педагогическая технология В.-это научно спроектированная система социально проверенных норм и правил, система последовательных действий воспитателя, направленная на решения обучающих и воспитывающих задач. Проблемы (связаны с решением задач системы воспитания): 1.ранняя диагностика нарушений развития и совершенствование системы медико-психолого-педагогической реабилитации с раннего возраста с обязат. участием семьи. 2.проблема освоения ребенком социальных ролей, культуры Общества, правил социального поведения; 3.проблема регулируемого процесса воспитания совместно с родителями; 4.проблема разработки и эффект. использования научно-методического и материально-технич. обеспечения воспит. процесса. 5.проблема социализации и интеграции ДСНС. 6.проблема всестороннего развития личности школьника в условиях восп. творч. деят-ти 7.совершенствование устной речи, полноцен.речев.дея-ти в общении 8.развитие преставления об окружающ.мире с ЗУА 9.проблема развития представления об окруж.мире, обществе, взаимоотношениях между людьми. 10.проблема систематич. работы по профориентации, профконсультированию социализации учащихся.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |