Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический взгляд на врачебную деятельность



2015-12-14 3356 Обсуждений (0)
Педагогический взгляд на врачебную деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическое действие востребовано в обществе в случаях, когда накопленный опыт должен быть передан другому. В масштабе системы образования и массовой практики обучения речь идет об определенном объеме знаний и умений, которые в обществе передаются новому поколению. Однако такого же типа передача осуществляется и в малых ситуациях обучения, где адресатом выступает человек, не владеющий каким-либо предметом и способами какой-либо деятельности. В практике медицины чаще всего такой фигурой является пациент, а врач выступает как ретранслятор специальных знаний и умений.

Цель действий человека, принявшего на себя психолого-педагогическую позицию в практике медицины, заключается в установлении взаимодействия с другими на основе ценностно-смыслового комплекса идей здоровья, здорового образа жизни, его сохранения и поддержания. Эта позиция, этот взгляд на осуществляемую деятельность должны стать определяющими в профессиональных установках и действиях врача. И пациент, и врач, и другие «действующие лица» медицинской практики по-разному причастны к индустрии здоровья, но врач является ее олицетворением, и потому именно ему вменяется в обязанность психолого-педагогическое взаимодействие с пациентом.

Выявим и рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую мы обозначили как педагогическую.

Построение пространства встречи. Сразу оговоримся, что под понятием «пространство встречи» мы имеем в виду не только физическое пространство, в котором происходит визуальный и телесный контакт людей, но и нечто большее. В философском знании термин «встреча» употребляется «для обозначения особого процесса и акта взаимопонимания и взаимодействия субъектов в глубинном общении, в котором действуют принципы принятия и другодоминантности». В педагогике большое значение придается встрече с Учителем (именно с большой буквы), благодаря которой перед учеником открывается образовательное пространство как пространство изменений его возможностей, место его будущего успеха. В глубинном педагогическом общении, которое, к слову сказать, встречается не так уж часто, рождаются взаимопонимание, доверие, взаимная поддержка, готовность к совместному творчеству.

К ситуации взаимодействия врач—пациент также можно подойти с позиции высоких требований глубинного общения. Они совершенно уместны и понятны в случаях, когда речь идет о здоровье на грани жизни и смерти. Однако, для того чтобы быть способным на такое общение, врачу необходимо обладать определенным уровнем эмоциональной компетентности, постижения деонтологических оснований врачебной деятельности, опытом оказания поддержки. Начинающему врачу, скорее всего, более свойственно неосознанное избегание подобных ситуаций. Но, на наш взгляд, важно с самого начала профессиональной деятельности знать о существовании глубинных слоев общения и, анализируя встреченные ситуации, постепенно накапливать основания для участия в них.

В чем можно обнаружить признаки необходимости глубинного общения? В первую очередь в том, как каждый пациент стремится добиться от врача индивидуального подхода именно к его случаю заболевания и к нему самому: ищет контакт при взгляде, желает выделиться, сделав приятное, или, наоборот, грубо обращает на себя внимание (кричит, требует), задает неуместные, на взгляд врача, вопросы (например, личного характера), много говорит о себе и т.п. Эти и другие подобные «симптомы» могут исчезнуть совсем или существенно измениться, как только врач создаст условия для откровенного и спокойного разговора с пациентом, касающегося не только «технических» деталей лечения, но и более широкого контекста жизни. «Врач должен владеть двумя искусствами, — подчеркивает Б. Лоун, — искусством лечить, которое немыслимо без обладания научными знаниями, и искусством исцелять. Наука никогда не сможет полностью подменить человеческие отношения, как не сможет подменить искусство».

Физическое пространство встречи также некоторым образом предопределяет разные возможности общения врача и пациента. В ряде случаев условия совсем не предполагают развернутого общения, но все равно оставляют место для человеческого контакта. И чем с большим пониманием значения этого контакта он будет осуществлен врачом, тем более глубокий уровень дальнейшего взаимодействия с пациентом станет возможен. Так, например, кажется, что во время пребывания в реанимационном отделении ни о каком общении врача (или его помощников) с пациентами говорить не приходится. Однако невозможно переоценить то значение, которое именно здесь придает пациент первому обращению к нему (иногда просто телесному прикосновению) при встрече на границе сознательного и бессознательного состояний.

В более простых случаях характер встречи и ее дальнейшее течение определяются наличием и особенностями «места переговоров». Проще говоря, пациенту и врачу должно быть удобно взаимодействовать. Для врача обстановка кабинета или другого рабочего места часто определяется общими требованиями к труду и осуществлению профессиональных действий. Иное дело — запросы к «месту переговоров» с точки зрения пациента. Приняв на себя педагогическую задачу оформления пространства встречи, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности проявить непонимание и выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую, безусловно, ведет врач.

В заключение выскажем несколько общих положений, которые помогут вам вступить в продуктивное общение с пациентами.

Практические советы:

1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотрите ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во-первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о его характере, о физическом и психологическом состоянии. Во-вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).

2. Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше стул поставить напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (или его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.

3. После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.

4. Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи и когда он сможет задать вам вопросы.

5. Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких-либо затруднений.

6. При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде какого-либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.

Планирование совместных действий. В педагогике давно укрепилось положение о том, что осуществление людьми совместных действий является залогом успешности продолжительного общения, связанного с передачей знаний и опыта. Одну из наиболее распространенных и практикуемых на протяжении длительного времени моделей обучения можно наглядно представить через образ мастерской. Здесь мастер, делая свое дело, комментирует свои действия для ученика или подмастерья, который работает на участке, отведенном ему, так сказать, без ущерба для исполняемого замысла. В таком общении ответственность как задело, так и за процесс обучения распределяется особым образом. За выполнение намеченного (будь то производство, услуга ли художественное творение), т.е. получение результата, они отвечают оба, и это, конечно, стимулирует ученика, направляет его внимание на обучение. В то же время мастер отвечает за свой труд и за труд ученика, а потому должен не только качественно передать свой опыт, но и умело выбрать для ученика посильный вклад в общее дело, организовать его действия, пояснить отведенную ему роль.

Безусловно, нельзя недооценивать значение такого распределения ответственности и долей участия, когда речь идет о взаимодействии врача с пациентом. Для того чтобы их усилия стали по-настоящему совместными, служили одной цели и проходили в реально достигнутом контакте, врач должен взять на себя задачу «открытого планирования». Мы имеем в виду регулярное проговаривание с больным хода лечения и возможных последствий, комментирование действий, которые совершает врач (назначения, направления и пр.), обсуждение ожиданий пациента. Опыт ясно показывает, что наибольшая эффективность в совместной деятельности достигается при активности «ученика» (а в нашем случае — пациента), которая создает для «педагога» («врача») благоприятные условия для уточнения и проверки замыслов, корректировки действий и возможности задавать вопросы «на понимание» и пр. Таким образом, в беседе с пациентом врач должен не только объяснить ему, какие действия собирается совершить он сам, но и показать, в чем роль и ответственность пациента, выявить уровень понимания сделанных им назначений. Для того, чтобы пациент имел более четкое представление о том, как идет процесс лечения, можно воспользоваться наглядностью: предоставить ему план лечения (в печатном виде с отметками о том, какие этапы были или будут пройдены), дать визитку с указанием справочного телефона и даты следующей встречи, предложить ему вести дневник встреч, делать в нем отметки о своем состоянии, записывать возникающие вопросы и т.д. Все это не только показывет пациенту возможности его участия, но и наделит его ответственностью за происходящее.

В планировании процесса лечения, которое лучше проводить совместно с пациентом, большое значение имеют как ориентиры Деятельности, принятые в профессиональном медицинском сообществе, так и их выполнение каждым врачом с той или иной долей личного стремления. В большинстве случаев врач испытывает профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, так как результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. Учитывая предыдущие общения и подготавливая ответы на эти вопросы, врач примерно представляет позицию пациента и, следовательно, может планировать свои действия не только в процессе встречи с ним, но и заранее.

Диагностика первоначального уровня обучения. Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. В его основу входят сведения о полученном им образовании, жизненном опыте, в том числе опыте болезни и лечения, социальном и семейном положении, его культурных ориентирах. Однако в таких суждениях нельзя полагаться только на свой опыт и интуицию. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы.

Безусловно, и содержание вопросов, и ход беседы оформляются в реальных условиях ситуации встречи, но тем не менее обозначим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание во всех случаях. В работе-с пациентом, имеющим хроническое заболевание, 'важно точно определить его опыт «пребывания в болезни»: насколько человек внимателен к своим симптомам, умеет ли он о них рассказать, пользуется ли записыванием (своеобразным ведением дневника), каким образом оказывает себе помощь, следует ли советам врача.

В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия. По некоторым признакам: пациент при разговоре не смотрит в глаза, старается уклониться от расспросов, «комкает» фразы — можно определить, что его ответы не совсем честны или недостаточно адекватны. В этом случае следует детализировать расспросы, а если речь идет о практическом умении, попросить его продемонстрировать. Это дает врачу информацию о том, на какой основе будет строиться дальнейшее взаимодействие, и, что очень важно, позволяет выявить не только степень осведомленности пациента, но и его готовность следовать советам врача, нести ответственность за свою часть лечения.

Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа.

При работе с группами пациентов (например, в рамках профилактических программ или на этапе реабилитации) выявление первоначального уровня понимания осваиваемого содержания имеет более сложные формы. Это могут быть анкетирование, тестирование, взаимопроверка. Часто в качестве диагностирующего приема используется так называемое пробное действие: предлагается какое-либо действие и по результатам его выполнения становится ясным уровень умений и знаний ученика. Обязательным условием правомерности использования данного приема служит выбор в качестве пробного такого действия, которое не является ответственным и не может нанести вред. Так, обучая правилам диетического питания, ученикам — пациентам с тем или иным заболеванием желудочно-кишечного тракта — можно предложить составить описание соблюдаемого ими режима питания с указанием его содержания. Здесь для врача могут оказаться важными не только допускаемые ошибки (например, игнорирование противопоказаний по употреблению тех или иных продуктов: такая ошибка понятна, ибо пациент еще не имеет полной информации), но и трудности, которые испытывают обучаемые в ходе работы. Обобщение этих трудностей указывает на отсутствие определенных навыков, которые пациентам данной категории предстоит освоить.

Привлечение самого широкого спектра методов диагностики первоначального уровня освоения содержания обучения, на наш взгляд, возможно и в работе врача в своей профессиональной среде—с работниками медицины и индустрии здоровья. Это объясняется тем, что отсутствуют ограничения на использование профессиональных терминов и чаще всего известны базовые ориентиры деятельности обучаемых специалистов. Здесь уместны не только анкетирования, беседы в виде вопросов, но и прямые формы контроля уровня знаний — выполнение самостоятельных работ и короткие сообщения с привлечением освоенных теоретических знаний, составление графиков и заполнение таблиц, выявляющих обсуждаемые закономерности.

Мотивация (побуждение) ученика к деятельности и обучению. Потребность в здоровье — одна из самых основных для каждого человека в любой момент его жизни. И кажется излишним говорить о необходимости объяснять пациенту важность действий врача и стоящей за его плечами индустрии здоровья. Однако в опыте почти всех медицинских работников найдется немало случаев «упрямого пациента» — отказа человека от назначений, игнорирования методик лечения и т.п. Именно в такой проблемной ситуации у врача могут возникнуть закономерные вопросы к педагогическому знанию: что делать? Где найти основания для убеждения? Как повлиять на человека?

В педагогике сложилось представление о двух основных типах мотивации, используемой в обучении. Первый тип мотивов, на которые опирается педагог, условно можно назвать предметным, а второй — социальным. В педагогической психологии соответственно этому делению речь идет о внутренних и внешних мотивах человека. Внутренние мотивы предполагают взаимодействие различных побудителей действий человека (например, таких, как необходимость, достижение, долг, самоутверждение и пр.) с предметом конкретной деятельности. В случае с обучением ситуацию можно описать следующим образом: движимый осознаваемыми побудителями ученик обнаруживает самоценность какого-либо учебного предмета или действия. Вернувшись к условной типологии мотивов, скажем, что сам предмет обучения становится человеку интересен, а первоначальные побудители отходят на второй план. Так мотивацию называют предметной.

Для социального (внешнего) типа мотивации ситуация встречи с учебным предметом иная: человек в этом случае движим внешними побудителями, которые обусловлены представлениями о социальной успешности, принятыми в данной общественной группе. К мотивам этого типа можно отнести такие, как: не быть хуже других, выделиться, избежать наказания, Получить хорошую оценку своим действиям и др. Главное отличие обучения, совершаемого под действием внешних мотивов, — устойчивое отсутствие предметного интереса, формальный характер обучения Кади отметки, а не ради изменения себя, своих знаний, умений и пр.

Перейдем к рассмотрению ситуации взаимодействия с «упрямым пациентом». Понятно, что картина болезни является для врача центром внимания, тем фокусом, благодаря которому он начинает видеть человека, понимать его и в той или иной степени узнавать обстоятельства его жизни. Но для большинства пациентов, нуждающихся в формировании и поддержке их собственного внимания к своей болезни, такое осознание приходит постепенно, место болезни во всех складывающихся обстоятельствах вырисовывается не сразу и достигается только через углубленное понимание заболевания, его динамики, последствий и т.п. Это рассогласование пониманий врача и пациента приводит к затруднениям во взаимодействии. Чтобы их избежать, врач должен помочь пациенту быстрее осознать неизбежные изменения в привычном образе жизни, которые влечет за собой то или иное заболевание. Врачу приходится привлекать широкий контекст жизнедеятельности пациента, в котором болезнь, связанные с ней ограничения, ее переживание являются только частью, однако весьма значимой для жизни человека. Какую-то информацию можно получить из истории болезни, но этих сведений явно недостаточно для выявления основы; на которой можно построить мотивацию. Главное, что следует отметить, — поиск оснований для мотивации должен быть целенаправленным: врачу необходимо хорошо представить, что именно может «подтолкнуть» пациента к началу качественного лечения, где он способен найти силы, которые поддержат его или даже заставят совершать требуемые для данной ситуации действия.

В большинстве случаев, на наш взгляд, оправданно привлечение как внешних, так и внутренних мотивов. Внешними можно считать давление, оказываемое на пациента родственниками! необходимость продолжать выполнять рабочую и общественную нагрузки, избежать порицания со стороны медицинского персонала (в том числе и доктора), ожидание положительной оценки усилий, прилагаемых к поддержанию здоровья, следование примерам и пр. К предметной мотивации отнесем осознанный интерес человека к своему здоровью, к пониманию процессов, сопровождающих заболевание (физиологических и социальных), желание владеть методикой лечения и осознавать значение действий врача, потребность прояснить последствия, которые несут заболевания, и возможности изменить их неотвратимость собственными силами.

Итак, в практике работы врача задача мотивации (побуждение) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время. Еще раз подчеркнем, для того чтобы найти опору для мобилизации сил пациента, нужно уделить пристальное внимание самым разным сторонам его жизни — работе, положению семейных дел, личным переживаниям, его устремлениям и планам на будущее и т.п. Безусловно, это задача, требующая немало времени и сил, но понимание роли медицины в современном обществе все более оправдывает действия тех медиков, которые берут на себя труд по ее выполнению.

В заключение укажем, что в реальной практике врачи все еще используют крайне узкий круг мотивов для поддержания положительного отношения пациента к переживанию своей болезни и следованию указаниям по ее лечению. Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, остается запугивание пациента. Хотя элементарная психология учит, что страх не может мотивировать конструктивное поведение, многие врачи настойчиво рассказывают своим пациентам об ужасных последствиях, вместо того чтобы мобилизовать внутренние ресурсы человека. Подобная тактика лишает надежды, и это — самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение больного. Однако причина широкого распространения этого приема достаточно понятна: чтобы произвести желаемый эффект, врачу совсем не нужно тратить усилия для выяснения обстоятельств жизни пациента.

Другой распространенный прием, который можно назвать более щадящим, — приведение примеров и образцов поведения людей, которые также страдали, но излечились. Эффект его применения может быть положительным, но далеко не во всех случаях. Он сыграет свою конструктивную роль при условии, что пациент, во-первых, принимает образец, считает, что этот случай совпадает с его условиями и может быть для него показательным, а во-вторых, верит в то, что его силы так же велики, как и у того человека, чей пример был продемонстрирован, или просто достаточны.

Наибольшая отдача от привлечения стоящего за этим приемом мотива подражания вероятна в случае, когда врач заранее знает о соответствии условий жизни образца и реального пациента, уверен в том, что человек-пример действительно может стать для пациента референтным лицом. Но эффективное употребление даже этого приема зависит от того, насколько врач осведомлен об обстоятельствах жизни своего пациента.

Определение содержания обучения. Эта задача в профессионально-педагогической деятельности является центральной, важнейшей и одновременно наиболее сложной. Ее решение осуществляется как ситуативно, т.е. в опоре на понимание, складывающееся в ходе взаимодействия педагога и ученика, так и в процессе общей ориентировки и подготовки к предстоящей встрече. Вопрос общей структуры содержания обучения (или шире — образования) наиболее разработан в современном отечественном педагогическом знании. И.Я. Лернер определяет понятие «содержание Образования» следующим образом: «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности».

Для того чтобы рассмотреть содержание «обучения», являющееся основным предметом общения врача и пациента, вступающего с ним в психолого-педагогическое взаимодействие, еще раз укажем основные составляющие этого содержания: знания (идеи), умения и навыки (практические действия), опыт и эмоциональное отношение. Понятно, что конкретное содержание названных Компонентов будет различным в зависимости от того, кто становится его «потребителем». Выделим основные адресаты обучающего воздействия врача: пациент или группа пациентов, коллеги или другие работники индустрии здоровья (младший и средний медицинский персонал, врачи смежных специальностей, студенты-медики), родственники пациентов и потенциальные пациенты. В краткой форме наполнение содержания обучения, задействованного в психолого-педагогическом взаимодействии, осуществляемом врачом, и скорректированного для каждой из трех выбранных групп, отражено в табл. 2.

ТАБЛИЦА стр 150

 

Основной направленностью взаимодействия врача с пациентами, их родственниками и потенциальными пациентами является идеи сохранения и улучшения здоровья, поддержания здорового образа жизни, приоритетов продолжительной и активной жизнедеятельности человека. Безусловно, что в ходе обучения в медицинском вузе студент сталкивается с этими понятиями не одиножды.

Составление и возможности употребления учебно-методических материалов. В работе педагога решение этой задачи занимает наибольшее место, так как направлено на оснащение процесса обучения реальными средствами воздействия и потому предопределяет его эффективность. Врачу в его работе также приходится пользоваться наглядными средствами и потому важно знать основные принципы их подбора и составления.

В современной дидактике указаны следующие основные функции учебно-методических средств:

· компенсаторность — облегчение процесса обмена информацией, уменьшение затрат времени и сил как обучающего, так и ученика;

· информативность — наполненность сведениями необходимого объема;

· интегративностъ — рассмотрение изучаемого объекта в многообразии связей и закономерностей;

· инструменталъностъ — обеспечение рационального выполнения учащимися определенных действий.

Теперь каждое «средство наглядности», применяемое врачом, мы можем проанализировать с точки зрения функций, которые оно выполняет.

Рекламные проспекты лекарственных средств (или аннотации), которые пациенты получают от врачей, безусловно, в первую очередь созданы для того, чтобы информировать человека о существовании данного средства. Но одновременно они могут нести функцию инструментально, если сообщают о правилах приема препарата и ориентируют пациента в его целевом (а значит, рациональном) назначении. Часто в рекламных проспектах не указывается дозировка препарата, так как для ее определения консультация врача является необходимым условием. Но в тот момент, когда врач назначает или предлагает к приему данный препарат, он может внести в текст рукописные изменения. В этом случае пациент получает на руки не только предложение к использованию, но и инструкцию по применению средства. Таким образом, выполняется основная функция подобных материалов — облегчается процесс передачи нужной информации.

Памятки выполнения процедур или других действий осуществляют функцию рационализации процесса передачи информации и позволяют добиться более эффективного усвоения нового для пациента действия. Такие наглядные материалы используются врачами достаточно редко, видимо, в силу того, что они недостаточно распространены или реально имеются не там, где нужно. Так, например, описание методики подготовки к сдаче анализа или проведению обследования можно обнаружить (и то в редких случаях) у соответствующего кабинета или возле лаборатории. Хотя очевидно, что заинтересованность как пациента, так и врача в качественном прохождении данной процедуры проявляется совсем в другом месте, часто задолго до нее: на приеме у врача или Яри подготовке к ней. Ответственность за передачу необходимой последовательности действий лежит на враче, результат его работы напрямую зависит от качества исполнения пациентом этой методики, и, следовательно, именно врачу нужно приложить усилия к ее появлению. Подобную памятку несложно составить самому. Основное, что нужно сделать, — выделить в действиях отдельные операции, которые необходимо совершить пациенту, и описать их последовательность. Понятно, что эта памятка должна быть каким-то образом передана пациенту, лучше, если это будет отдельный бумажный носитель информации.

Схемы, таблицы или графики, представленные на всеобщее обозрение, также выполняют информационно-инструментальную функцию. Они могут сообщать пациенту (или заинтересованным лицам) примерную динамику развития того или иного заболевания, статистические или эпидемиологические данные, описывать зависимости разного рода, указывать примеры использования той или иной методики лечения или лекарственного препарата и пр.

В книге «Медико-социальный комплекс: здоровье, экономика, управление» (М, 2002) отмечается, что уровень доверия пациентов к обслуживающей их лечебно-профилактической организации (или врачу частной практики) во многом зависит от степени ее информационной открытости, полноты и достоверности сведений о деловых качествах работников организации, наличия листовок, брошюр, буклетов, призванных помочь пациентам составить собственное мнение о характере, качестве и условиях предоставления услуг. Укреплению доверия также способствуют разного рода презентации, семинары, консультации, а также направленность на повышение осязаемости услуг путем включения в них материально-вещественного элемента.

Условиями грамотного и оправданного привлечения этих материалов, обычно поставляемых в медицинские учреждения централизованно, будут предварительный анализ их содержания и учет разрешения на использование, выданного соответствующим органом контроля. Чаще всего на подобных материалах имеется пометка типа «Рекомендовано к использованию Минздравом России». Но большое значение имеет внутренний контроль, который должен быть осуществлен самим врачом. В ходе анализа содержания конкретного плаката, схемы или таблицы важно учитывать достоверность представленной информации с точки зрения не только медицинского знания, но и восприятия рядового обывателя, так называемого «среднего пациента». В целях продуктивности понимания важно, чтобы в тексте не использовалось большое количество терминов и специальных слов. Изображения должны быть четкими, по своему размеру подходящими для помещения, в котором предполагается разместить данные средства, и их рассмотрения читающими. Лучше всего, если схему и рисунок будет сопровождать конкретный текст. Специально подчеркнем, что в функции учебно-методических пособий, перечисленных выше, ни в коей мере не входят запугивание пациентов, формирование у них неприятного ощущения от вида проявлений болезни или страданий других людей.

Разнообразие наглядных пособий не ограничивается бумажными носителями. Опираясь на уровень общего среднего образования, врач может привлекать для объяснения и описания процессов, происходящих с человеком, муляжи и элементы экспериментирования с фантомами. В использовании подобных средств наглядности особенно нуждаются такие категории пациентов, как дети и пожилые роди. Но сразу необходимо сказать об ограничениях их использования — важно строить образ отстранение, так, чтобы у пациента не возникало ощущения воздействия на его орган или часть тела. Учебные пособия этого типа выполняют функцию интегративности, гак как позволяют увидеть рассматриваемый объект в его взаимосвязях и зависимостях, иногда даже в динамике. Сегодня достаточно много примеров популяризации специальных медицинских знаний, которая осуществляется телевизионными познавательными, учебными или информационными программами. Объяснения на муляжах, адресованные не только специалисту, но и пациенту, можно наблюдать, например, в стоматологии.

Справочные материалы, присутствующие на столе врача, всегда окажут ему действенную информационную поддержку. Речь идет не только о специальных изданиях, но и простых записных книжках. В них должны содержаться сведения о смежных структурах — диагностических центрах, отделениях, лабораториях и пр. Мы также советуем врачу всегда иметь под рукой данные (телефоны, адреса, сведения о предоставляемых услугах) об учреждениях, помогающих в работе с людьми: службах психологической пороши, центрах социального обеспечения, консультациях по вопросам права, органах опеки и др. Кроме этого, в различных жизненных ситуациях могут пригодиться контакты с местными (разного уровня) образовательными, досуговыми и спортивными учреждениями. Всю перечисленную информацию врач использует для расширения возможностей пациента, для того чтобы добиваться изменения его образа жизни, согласуя его с задачами результативного лечения и реабилитации.

Здесь мы описали только самые распространенные средства наглядности, привлекаемые для эффективного взаимодействия с пациентом. Их круг может быть значительно расширен, если учеником, на которого направлено образовательное влияние врача, сказывается студент-медик или коллега по работе. Для обучения специалистов сегодня применяют видеосъемки и мультимедийные технологии, в большей степени могут быть использованы анкеты, тезаурусы и пр.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:

1. Приходилось ли вам осознавать какую-либо жизненную ситуацию медицинской практики как педагогическую? Назовите ее основных участников — тех, кто находится в позициях педагога и ученика; опишите, что является ее культурным содержанием, передаваемым одним из них другому. Припомните ее подробности: как происходит процесс передачи, с какими трудностями сталкиваются участники, какие средства использует педагог.

2. Когда, при каких, на наш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен «врачующий»?

3. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

4. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как пациенту, в работе врачей-преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

5. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального медицинского содержания. В каких случаях врачу может понадобиться самостоятельное «изобретение» подобных учебно-методических материалов?

 



2015-12-14 3356 Обсуждений (0)
Педагогический взгляд на врачебную деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический взгляд на врачебную деятельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)