Тема 2.4 Методология и методы педагогического исследования
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Основные принципы и компоненты научного исследования. Понятие о методах педагогического исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция, изучение и обобщения педагогического опыта. Характеристика эмпирических (практические) методов по плану: сущность метода, его характерные особенности, сильные и слабые стороны, условия применения: наблюдение, изучение школьной документации, изучение продуктов творчества учеников, беседа, тестирование, анкетирование, шкалирование, ранжирование, педагогический эксперимент.
Тема 2.5 Система образования в Российской Федерации. Понятие о системе образования. Основные принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, общедоступность образования, связь образования с национальными и региональными культурными традициями, светский характер образования. Типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, учреждения профессионального образования, учреждения дополнительного образования, специальные (коррекционные), учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы получения образования очная, очно – заочная (вечерняя форма обучения), заочная; семейное образование; самообразование, экстернат. Понятие и принципы непрерывного образования( всеобщность, демократизм и доступность, открытость, самообразование). Дополнительное образование. Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков: школы (спортивные, художественные и др.), стадионы и спортивные площадки, детские студии, центры, клубы, музеи и т.д.
Раздел Ш. Педагогика школы Тема 3.1 Дидактика как научная дисциплина. Эволюция понятия «Дидактика». Общая и частная дидактики: предмет изучения и задачи. Дидактика Гербарта как основа деятельности традиционной школы. Дидактическая система Джона Дьюи как основа прогрессивистской школы. Характеристика современной дидактики. Основные дидактические понятия: цель обучения, преподавание, учение, обучение, образование, методы обучения, средства обучения, формы организации обучения, результаты обучения, знания, компетенции, умения, навыки.
Тема 3.2 Обучение в целостном педагогическом процессе. Современные представления о сущности обучения и его движущих силах. Двусторонний характер процесса обучения. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. Характеристика этапов научного познания: живое созерцание, абстрактное мышление, практика. Познание и учение. Структура процесса обучения: определение целей, отбор содержания и средств достижения целей, организация учебной работы, контроль и корректировка работы, анализ результатов работы. Основные этапы овладения знаниями: восприятие; осмысление; формирование, закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Движущие силы и противоречия процесса обучения.
Тема 3.3 Обучение как сотворчество учителя и ученика. Субьект-субьективный характер обучения. Структура и организация процесса обучения. Виды организации учебного процесса ( виды обучения). Особенности обьяснительно - иллюстративного вида организации процесса обучения. Характеристика проблемного обучения. Особенности программированного обучения. Тема 3.4 Закономерности и принципы обучения. Содержание понятий: «закономерность», «принцип», «правило» обучения. Закономерности обучения: взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития; взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания и учения, взаимосвязь задач, содержания, методов и форм обучения в педагогическом процессе. Соотношение закономерностей, принципов обучения и правил обучения. Система дидактических принципов. Принцип сознательности и активности в обучении. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности усвоения учащимися учебного материала. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. Тема 3.5 Содержание образования в современной школе. Общее понятие содержания образования. Основные компоненты содержания образования (знания, умения, опыт самостоятельной познавательной деятельности и включения в творческую деятельность, опыт эмоционально ценностного отношения к действительности). Стратегические основы содержания образования в законе РФ «Об образовании». Зависимость содержания образования: от развития культуры, научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, развития педагогической науки и др. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования. Исторический характер проблемы определения содержания образования. Теории формирования содержания образования: формальный (классический) и материальный (реальный) подходы. Государственный стандарт образования и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |