Педагогический процесс
…В ходе развития теоретического знания о педагогическом процессе можно выделить следующие этапы. Первый этап связан с выделением компонентов педагогического процесса, поиском характера и типа их связей. В качестве функциональных компонентов рассматриваются процессы целеполагания-целереализации, контроля-оценки результатов педагогического процесса. Выявленная структура педагогического процесса (цели — содержание — методы — формы организации — результат) позволила поставить задачи поиска приемов и методов организации педагогического процесса от выбора и постановки, целей до этапа оценки его результатов, а также условий его оптимизации, результативности и эффективности. Второй этап связан с исследованием дискретно-непрерывного характера развития педагогического процесса, с выделением состава педагогической системы, в рамках которой реализуется педагогический процесс. В качестве составляющих педагогического процесса выступают: педагог и субъекты педагогического процесса, цель и предмет их совместной деятельности, условия их взаимодействия и действий Третий этап в развитии знания о педагогическом процессе связан с исследованием его функций в развитии субъектов педагогического процесса (педагога и школьника, педагога и студента и т. д.) и динамики отношений между участниками педагогического процесса, установлением типов связей педагогических систем с другими системами (микро- и макросистемами). …Отбор педагогических феноменов осуществляется на основе реализации принципа идеализации реально существующих педагогических процессов. ... При этом мы выделяем две группы признаков — внешние и внутренние. Внешнее основание объективного характера выполнения человеком педагогической функции в обществе как способ его отношения к воспроизводству, обогащению, обновлению опыта Внутреннее основание существования педагогической реальности характеризуется, категоризируется как педагогическое взаимодействие. Таким образом, педагогическая реальность есть особая сфера педагогического взаимодействия и осуществления человеком педагогической функции в обществе в системе «человек-человек». …На наш взгляд, в педагогической науке выявлены три типа педагогического процесса — это процесс обучения, процесс воспитания и процесс образования человека. Каждый тип подразделяется на подвиды, описываемые разными способами. В анализе же самого педагогического процесса принято вычленение компонентов и структуры, этапов, определяющих циклы протекания педагогического процесса в пространстве и времени, условия протекания такого процесса, роль и позиция его субъектов. Исходя из нашего понимания, педагогический процесс фиксирует ряд параметров в описании и объяснении педагогической действительности. Информативность — предмет, характер, виды и последовательность действий педагога и другого субъекта, тип складывающихся отношений между педагогом и субъектом педагогического процесса; позиция педагога в решении педагогических задач как вклад педагога в процессы социализации и аккультурации, субъективации и индивидуализации субъекта педагогического взаимодействия; позиция индивида, на которого направлено педагогическое воздействие; структура и функции педагогического процесса. Направленность педагогического процесса определяется, прежде всего, содержательным наполнением и конкретизацией его целей как системообразующего компонента любого его вида и типа. Результативность педагогического процесса характеризует степень реализации его целей и отражает уровень и особенности развития субъектов педагогического процесса по сравнению с исходным состоянием в начале такого процесса. Эффективность педагогического процесса связана с определением затраченных усилий, как педагога, так и самого субъекта для достижения целей педагогического процесса, а также степенью удовлетворенности каждого субъекта полученным результатом. Мера вклада человеческих усилий в решение педагогических задач может быть разной со стороны и педагога и другого индивида. Технологичность педагогического процесса определяется циклом разных видов действий педагога для достижения целей конкретного типа педагогического процесса, который может быть восстановлен или воспроизведен в определенной логике выполнения действий педагога и их смены. Технологичность педагогического процесса — это параметр внешней организации педагогического процесса, как возможность его относительной «алгоритмизации» без учета субъективного фактора. Интенсивность педагогического процесса определяется прежде всего затратой времени, в течение которого педагог решает конкретные задачи непосредственно в процессе своего взаимодействия с субъектом. Это промежуток времени, который определяет период того или иного цикла при переходе от одного этапа к другому в развитии педагогического процесса. Оптимальность педагогического процесса определяется экономией затраченных ресурсов, в том числе и человеческих (педагога и субъекта педагогических влияний, прежде всего), и времени на получение результата при постановке одних и тех же целей. …Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, — это комплекс всех условий, в которых протекает этот процесс. Среда как характеристика в оценке условий протекания педагогического процесса в реальной практике представляет собой пространство взаимодействия участников педагогического процесса с людьми, предметами, средствами коммуникации и пр. При этом важными параметрами анализа среды являются: изменчивость (динамика), темп, масштабы, глубина, активность взаимодействия среды и личности, представленность среды в восприятии субъектов и др. Учет фактора среды обеспечивает эффективность организации и результативность педагогического процесса. …Несмотря на неоднозначность и уязвимость любого варианта, мы видим возможность использования для измерения выделенных параметров в оценке педагогического процесса следующих критериев: направленность педагогического процесса — доминанта в ориентации педагогического процесса при определении его целей, выражающаяся, прежде всего в приоритете целей педагогического взаимодействия или целей педагогической деятельности; нормативность педагогического процесса — степень соответствия норме, задающей тип или вид педагогического процесса, его структуру и учет этих норм в реальной практике организации педагогического процесса; результативность педагогического процесса — степень согласованности целей и полученных результатов, эффективность — затраченные усилия со стороны участников педагогического процесса для достижения целей и удовлетворенность субъектов полученными результатами, технологичность педагогического процесса — возможность и полнота воспроизведения и повторения всего цикла действий педагога и характера его отношений с субъектами педагогического процесса, интенсивность педагогического процесса — время, затраченное на достижение целей, оптимальность педагогического процесса — экономия затраченного времени и усилий участников педагогического процесса для достижения поставленных целей; развернутость пространства педагогического процесса — соответствие между широтой связей субъектов с окружающим миром, сформированность среды педагогического взаимодействия — информированность участников педагогического процесса о целях взаимодействия и учет интересов, ценностных ориентации и возможностей всех субъектов педагогического процесса, их целей и ожиданий. Сущность педагогического процесса проявляется в конкретных фактах, отражающих характер и последовательность, формы и типы соотношения между взаимодействием и деятельностью педагога в проявлении субъект-объектных и субъект-субъектных отношений между людьми. (Цитаты из работы: Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. С.72-93.)
Приложение 2 М.И.Рожков, Л.В.Байбородова Читайте также: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1036)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |