В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе.
Р. Оуэн
Ключевая проблема:
Какое значение имеет понимание и трактовка понятия «личность» для педагогической теории и практики?
Ведущая идея:
Существенное педагогическое влияние на личностное развитие человека возможно благодаря тому, что личность является его прижизненным приобретением на основе природных задатков в процессе деятельности и общения в социуме.
Основные понятия:
человек, индивид, личность, индивидуальность, наследственность, среда, воспитание, активность, развитие, концепция
После изучения этой темы необходимо:
· знать и уметь различать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;
· иметь представление о структуре личности человека и движущих силах ее развития;
· знать основные факторы (причины) развития личности и уметь объяснить их влияние;
· иметь представление об основных научных концепциях (теориях) развития личности;
· уметь делать педагогические выводы из содержания различных подходов к личностному развитию человека.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
1. Человек —биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду, т.е. биосоциальное существо.
2. Индивид —отдельный человек, единичный представитель человеческого рода (у животных — особь).
3. Личность — социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения.
4. Индивидуальность — конкретный человек с присущими только ему биологическими и личностными свойствами.
Личность = социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации — освоения и воспроизведения индивидом социального опыта, присущего определенному обществу (социальной общности, группе) в конкретный исторический период его развития. Социализация создает основу для индивидуализацииличности – ее обособления и самоопределения, выделения из сообщества, оформления ее уникальности и неповторимости, т.е. индивидуальности. Процессы социализации и индивидуализации лежат в основе развитиячеловека.
Компоненты
структуры
Соотношение биологического и социального
Способы формирова-ния
С
О
биопсихические свойства
(темперамент, половые и возрастные особенности, задатки к формированию способностей)
Задатки– врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие основу развития его способностей.
Способности– формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности.
Движущая силаразвития личности — борьба противоречий между потребностями человека и возможностями их удовлетворения: “хочу, но не могу”, “нужно, но не знаю или не умею”.
Внутренние
Внешние
Наследственность —врож-денные (видовые человеческие задатки к развитию прямохождения, мышления, речи) и унаследованные от родителей (тип нервной системы, темперамент, цвет глаз и кожи, группа крови, резус-фактор, задатки) психофизиологические особенности и свойства человека.
Среда —окружающая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (природная и социальная):
- макросреда — космос, планета, географические условия, общество, государство, социально-экономические отношения;
- мезосреда — регион проживания, город, средства массовой информации;
- микросреда — семья, родственники, друзья, микрорайон проживания.
Активность личности — ее собственная деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источником развития.
Воспитание —–специально организованная среда,целена-правленная профессиональная деятельность общества по развитию и формированию личности в процессе ее образования.
способность рефлексировать, т.е. смотреть на себя со стороны,осознавать свои мысли, эмоциональные состояния, отношения, действия и поступки, обдумывать и анализировать их
способность быть субъектом своей жизни и деятельности, т.е. действовать самостоятельно, господствовать над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и задачами, управлять собственной деятельностью и поведением, нести за них ответственность