Все, подлежащее усвоению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте…
Лишь бы дать каждому возрасту делать то, к чему он способен…
Я. А. Коменский
Ключевая проблема:
| Каково значение возрастных особенностей развития личности для ее воспитания?
|
Ведущая идея:
| Воспитание предполагает опору на общие закономерности физического, психического и социального развития личности в каждом возрасте с учетом индивидуальных особенностей.
|
Основные понятия:
| возраст, возрастные особенности, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психическое новообразование, кризис, индивидуальные особенности
|
После изучения этой темы необходимо:
· знать определение возраста в психологии и педагогике и иметь представление о различных подходах к возрастной периодизации;
· знать современную отечественную периодизацию возрастного развития и уметь интерпретировать основания для ее построения;
· знать типологические особенности детей школьного возраста и уметь обосновать основные направления их обучения и воспитания;
· иметь представление о связи возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании личности
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая харак-еризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.
| Возрастные особенности– комплекс физических, позна-вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возраст-ного развития личности.
|
По Д.Б.Эльконину, в процессе развития ребенок усваивает два мира:
- мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания);
- мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения).
Соответственно и ведущие деятельности можно разделить на две группы.
|
| |
1 группа – усвоение смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми (общение)
| 2 группа – развитие операционно-технических возможностей, приобретение ЗУН, способностей
(делание)
|
Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве (0-1)
Новообразования: потребность в общении, эмоциональные отношения
|
|
| Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1-3)
Новообразования: наглядно-действенное мышление и речь
|
Сюжетно-ролевая игра
в дошкольном детстве (3-7)
Новообразования: потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
|
|
| Учебная деятельность в младшем школьном детстве (7-11)
Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия
|
Интимно-личностное общение в разных видах общественно значимой деятельности в среднем школьном (подростковом) возрасте (11-15)
Новообразования: чувство взрослости
|
|
| Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте (15-17)
Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы
|
Воз-раст
| Психолого-педагогические доминанты
развития
| Ведущая идея в организации
педагогиче-
ского процесса
| Основные направления педагогической деятельности
|
Д
О
Ш
К
О
Л
Ь
Н
Ы
Й
(3-7)
| - развитие речи и мыш-ления;
- развитие внимания (от непроизвольного к произ-вольному), памяти (от образной к словесно-смысловой);
- развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка);
- формирование адекват-ной самооценки;
- формирование первона-чальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе после-довательности поступков.
| Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возмож-ность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития ин-дивидуально-психоло-гических качеств), педагогически (овла-дение первона-чальными навыками социального поведе-ния и учебной деятельности).
| - организация игровой деятельности;
- помощь семье в организации полно-ценного общения;
- формирование ра-зумных (необходи-мых) материальных потребностей;
- формирование гу-манных отношений в детском коллективе.
|
М
Л
А
Д
Ш
И
Й
Ш
К
О
Л
Ь
Н
Ы
Й
(7-11)
| Изменение социального статуса (превращение в школьника):
- усвоение нового режи-ма жизни;
- усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками;
- изменение отношений ребенка с семьей;
- затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий.
| Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.
| - формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения;
- развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя;
- формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.
|
П
О Д Р О С Т К О В Ы Й
(11-
15)
| - потребность во «взрослом» обращении;
- превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности;
- потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе;
- возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности;
- потребность в половой идентификации.
| Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии.
| - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.;
- организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков;
- предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).
|
С
Т
А Р Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й
(15-17)
| - формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа);
- формирование престав-лений о собственной уникальности;
- эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними;
- стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых;
- возникновение потреб-ности в любви;
- поиски смысла жизни.
| Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями.
| - ориентация на само-воспитание;
- помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками;
- формирование науч-ного мировоззрения;
- помощь в профес-сиональном самооп-ределении;
- формирование осо-знанной гражданской позиции.[1]
|
ЛИТЕРАТУРА
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. С. 10–129.
Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 46–49.
Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 99–126.
Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса. Мн.: ТетраСистемс, 2001. С. 48–67.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С.104–115.
Степаненков Н.К. Педагогика. Мн., 2002. С. 25–42.
Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С. 111–130.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как возрастные особенности развития личности связаны с ее воспитанием?
2. На каких основаниях строится современная отечественная периодизация возрастного развития личности?
3. Каковы особенности обучения и воспитания детей в младшем школьном (подростковом, старшем школьном) возрасте?
4. Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития личности?
5. Как вы считаете, отличаются ли проблемы детей, подростков, юношества сегодня и 5, 10 лет назад? Если да, то с чем вы это связываете?
[1] При составлении таблицы использованы материалы из кн.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. С. 10-129.