Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Гуманизация и демократизация педагогики и педпроцесса




Введение

Педагогика, ох педагогика! Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дис­циплине. А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педаго­гика после такого изучения, может быть, станет интересной, осознается ее необ­ходимость в педагегической деятельности. Пособие представляет собой крат­кий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таб­лиц и опорных конспектов. Заключает пособие список рекомендуемой литературы. Приложение содержит основные международные и отечественные документы по защите и реализации прав детей, которые должен знать каждый работающий с детьми.

Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике последних лет, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией прежде всего на Государственные стандарты по педа­гогике для вузов и средних педагогических учебных заведений. Курс педагоги­ки разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.

Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными посо­биями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика» (М., 2003, 2004). Необходимые определения можно найти в издании «Словарь по педагогике: междисциплинарный» Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова (М., 2005).

Схемы помогают выделить конкретные составляющие того или иного педа­гогического явления или категории, обозначить их связи. В таблицах представ­лен сопоставительный материал или дано раскрытие общего через совокупность его частей. Опорные конспекты и конспект-схемы — это тезисное обозначение узловых вопросов темы. Они включают в себя не только текстовой материал, но и небольшие схемы и таблицы.

Таблицы, опорные конспекты и схемы могут быть использованы как препо­давателем в ходе лекции, объяснения нового материала, так и студентами для выступления с сообщением на семинаре, самостоятельно проработавшими ту или иную тему; для самопроверки. Предложенные наглядные средства могут применяться в качестве контрольных материалов на экзаменах, коллоквиумах, зачетах, при написании контрольных работ.


РазделI

Общиеосновыпедагогики


Педагогика как наука

овоспитании..................................... 8

Педагогика как наука.............................. 8

Педагогика как прикладная

философия........................................ 11

Категория «воспитание»........................ 12

Категория «формирование».................. 14

Основные вопросы педагогики............... 15

Направления развития педагогики........... 16

Цель воспитания................................. 17

Авторитарная и гуманистическая

педагогика.......................................... 18

Типы, модели, виды воспитания

и образования..................................... 19

Позиция личности

в воспитании.................................. 21

Педагогическая антропология

как философская база воспитания.......... 21

Личность как объект и субъект

воспитания.......................................... 22

Соотношение воспитания и развития
личности................................. .'......... 24


Система образования

и воспитания.................................... 25

Структура системы образования

и воспитания........................................ 25

Непрерывное образование................ 29

Дополнительное образование........... 31

Лагерь какдетско-оздоровительное

образовательное учреждение........... 32

Детские и молодежные общественные

объединения........................................ 34

Тенденции развития систем

образования за рубежом.................. 39

Методология педагогики и методы педагогических

исследований................................... 42

Методология педагогики................... 42

Научное педагогическое

исследование....................................... 44

Методы педагогического

исследования....................................... 46

Изучение и обобщение

педагогического опыта...................... 48

Опытная работа.................................... 50


Педагогика

Как наука о воспитании

Педагогика как наука

Педагогика— упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Предмет педагогики— воспитание как педагогическое явление; особен­ности организации педагогического взаимодействия воспитателей и вос­питанников, формирования и становления личности воспитанника в педа­гогическом процессе.

Функции педагогики

 

 

 

Предмет исследования Функции Объект изучения
Воспитание как педаго­гическое явление Научно-теоретическая познание сущности педа­гогических явлений и процессов раскрытие закономерно­стей, структуры, механиз­мов, специфики протека­ния педагогических про­цессов
Конструктивно-техническая планирование, методика организации и реализа­ции совершенствование педа­гогического процесса
Прогностическая развитие педагогической теории тенденции развития пе­дагогических проблем и явлений перспективы развития образовательных учреж­дений разного типа и вида

Педагогика, как любая наука, имеет категориальный аппарат, источники и свою структуру.


 


Основные категории педагогики

О Воспитание как педаго­гическое явление.

О Формирование личности.

О Образование.

О Обучение.

О Самовоспитание.

О Самообразование.

О Целостный педагогиче­ский процесс (ЦПП).

О Педагогическое взаимо­действие.

О Принципы и закономер­ности ЦПП.

О Содержание, формы, ме­тоды и средства ЦПП.

О Педагогические техно­логии.


Структура педагогики

□ Педагогические тео­рии.

□ Педагогические сис­темы.

□ Педагогические тех­нологии.


Источники педагогики

Теоретические раз­
работки и исследова­
ния учёных настоя-

. щего и прошлого.

♦ Педагогическая прак­
тика и опыт.


 


 


Общемировые тенденции и приоритеты современной педагогики
Приоритеты Тенденции

©> Мир. сг= Творческое содружество педагогов мира.

©> Человек. ф= Изучение и обобщение исторического и совре-

©> Экология. менного опыта развития школы и педагогики

©> Сотрудничество. в мире.

, <ж- Усиление демократических и гуманистических

тенденций.

Гуманизация и демократизация педагогики и педпроцесса

Демократизация предполагает:

/ Соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка в процессе педагоги­ческого взаимодействия. / Право воспитанника на свободный выбор. / Право воспитанника на ошибку. / Право воспитанника на свою точку зрения. / Паритетные отношения в педагогическом взаимодействии.

Гуманизации способствует:

> Педагогическая любовь к детям, уважение, заинтересованность в их судьбе.

> Терпимость (толерантность) педагога, выдержка, уравновешенность.

> Оптимистическая вера в возможности и способности воспитанника. У Сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие.

> Приоритет положительного стимулирования и опора на успех.


Педагогика в системе


Знании о человеке


 


Связь педагогики с другими науками

• философия, информатика, пси­хология, анатомия

• школьная гигиена, антрополо­гия, медицина, генетика

• экология личности, экология среды, социология

• физиология высшей нервной деятельности

И

Педагогика творчески осваи­вает идеи других наук, ис­пользует их методы и резуль­таты исследований, совмест­но решает общие проблемы.





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)