Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции



2015-12-14 609 Обсуждений (0)
Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика

Предметом педагогики является исследование сущности формиро­вания и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педа­гогического процесса.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества. Общественный про­гресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступаю­щее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных зна­ний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходи­мость в их специально организованном воспитании — в целенап­равленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потреб­ность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. В поздний период рабовладельческого строя, когда производство и на­ука достигли значительного развития, воспитание выделяется в осо­бую общественную функцию, т.е. возникают специальные вос­питательные учреждения, появляются лица, профессией кото­рых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педаго­гика,который закрепился в качестве названия науки о воспита­нии.

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристок­раты поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагэгос (пейдаребенок, гогос — вести)обозначает «детоводитель».Впоследствии педагогами стали назы­вать людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педаго­гика. Как особая наука, педагогика впервые была вычленена из систе­мы философских знаний в начале XV!! века.

Педагогика изучаетзакономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в ре­зультате воспитательных отношений. Предмет педагогики — вос­питательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возни­кающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обу­чения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогика— это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удов­летворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитанияявляется предметом научно-педагогического исследова­ния. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Практическая воспитательная деятельность - ее осу­ществление требует от педагога овладения соответствующими воспита­тельными умениями и навыками, которые могут иметь различную сте­пень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. Предметом педагогики является исследование сущности формиро­вания и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педа­гогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирова­ния личности и их влияния на воспитание;

• определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

- исследование и разработка методов воспитания

Следует различать научные и практические задачи педагогики. За­дачи педагогической науки — вести исследования, а практические за­дачи школы, вуза — осуществлять воспитание, образование школьни­ков, студентов.

Задачи педагогической науки

-вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательнымисистемами. За­кономерности в педагогике трактуются как связи между преднамерен­но созданными или объективно существующими условиями и достиг­нутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятель­ности.Профессиональная образовательно-воспитательная работа яв­ляется творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рацио­нальные средства эффективного влияния на учащихся. Многие педа­гоги создают оригинальные педагогические технологии. Однако лю­бые образцы творчества учителей не могут найти своего места в систе­ме педагогических ценностей без теоретического обоснования и науч­ной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущ­ность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педаго­га-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может пре­вратиться во всеобщее достояние. В числе задач науки о воспитании важное место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

К важным постоянным задачам педагогической науки принято от­носить прогнозирование образования на ближайшее и отдален­ное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педаго­гической политикой, экономикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления. Пе­дагогическая система характеризуется двумя параметрами: она функ­ционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необхо­димость управления функционированием педагогической систе­мы и управления ее развитием.

Одной из важных задач педагогической науки является и задача внедрения результатов исследований в практику.

Задача педагогической науки — разработать теоретические, мето­дологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практи­ческой деятельности.



2015-12-14 609 Обсуждений (0)
Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)