Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и основные направления деятельности классного руководителя



2015-12-14 1164 Обсуждений (0)
Функции и основные направления деятельности классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции классного руководителя.Педагог, выступающий в ка­честве руководителя детского коллектива, реализует свои функ­ции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. ()н решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие са­моразвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание не­обходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса и определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально - гуманитарные функции, отнесенные к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитатель­ных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций — социально-психологических, К которым относится, прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции — поддержки положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников

Классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это — управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена, на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инст­румента изучения личности может превратиться в инструмент раз­вития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управле­ния процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятель­ности учащихся.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного развитии воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. Ни основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана — упоря­дочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В планировании важно тесное сотрудничество классного руко­водителя с коллективом класса.

Формы работы классного руководителя с учащимися.В соответ­ствии со своими функциями классный руководитель осуществля­ет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

• по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

• по способу влияния педагога — непосредственные и опосре­дованные;

. по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяю­щиеся);

. по времени подготовки — формы работы, проводимые с уча­щимися без включения их в предварительную подготовку, и фор­мы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

•по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей орга­низуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

- по результату — формы, результатом которых могут быть ин­формационный обмен, выработка общего решения (мнения), об­щественно значимый продукт;

•по числу участников — индивидуальные (воспитатель—вос­питанник), групповые (воспитатель-группа детей), массовые (вос­питатель— несколько групп, классов).

Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элемен­тов: 1) цель обучения (для чего учить); 2) содержа­ние учебной информации (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподава­тель; 5) учащийся.

Педагогический процесс — это способ организации воспитатель­ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и исполь­зовании внешних факторов развития участников. Педагогический про­цесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же струк­туру.

Цель -» Принципы -» Содержание -» Методы -» Средства ~» Формы

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимо­действия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназ­начены для определения основных направлений достижения цели. Со­держание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлени­ям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством кото­рых передается и принимается содержание. Средства как материали­зованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Воспитание— целенаправленный процесс формирования личнос­ти с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает три существенных признака:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобож­дается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превраща­ет в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, само­развития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без само­воспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование— это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение— это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбран­ным средствам.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способ­ность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, при­ведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утвер­ждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно постав­ленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет(ретроспективный взгляд на прой­денный за определенное время путь); осмысление собственной де­ятельности иповедения(выявление причин успехов и неудач); са­моконтроль(систематическая фиксация своего состояния и поведе­ния с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления,которое строится на основе сформулированных человеком целей, про­граммы действий, контроля за выполнением программы, оценки полу­ченных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообла­дание, самостимулирование.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеж­дение являются основными приемами самовоспитания.

Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспи­тания».К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах лич­ности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.



2015-12-14 1164 Обсуждений (0)
Функции и основные направления деятельности классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)