Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



2015-12-14 5479 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок




§ 1. Сущность и характеристика форм организации целостного педагогического процесса

Общее понятие

Формы организации целостного педагогического процесса — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществ­ляемой в определенном порядке и режиме.

Форма организации учебно-воспитательного процесса связана с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления и реализуется как единство целена­правленной организации содержания, средств и методов. Поскольку взаимодействие учителя и учащихся проходит в виде непосредст­венного или опосредованного общения, то форма является и опреде­ленным порядком построения их общения.

> Формы организации обучения

В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаим­ного обучения, батавская система, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возник­шая в XII—XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI—XVII вв. в школах Ук­раины, Белоруссии и Чехии классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским.

В средней школе любого типа используют различные организацион­ные формы обучения: урок, экскурсию, семинар, практикумы, факульта­тивы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производст­венного обучения. Эти формы организации учебного процесса включены в учебные планы и программы. Они обогащаются и дополня­ются формами внеклассной учебной работы: тематические кружки, науч­ные общества, студии; предметные викторины, конкурсы, которые поз­воляют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.

Функции форм обучения:

обучающе-образовательная — создает оптимальные условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззре­ния и развития психических процессов учащихся;

интегрирующе-дифференцирующая — позволяет реализовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;

систематизирующая и структурирующая — требует четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвер­тям и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);

дополняющая и координирующая — формы организации допол­няют и корректируют друг друга.

В рамках различных форм используется коллективная, фронталь­ная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Дифференцированной может быть и коллективная работа групп. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная или лабораторная работа), тогда речь идет о не­дифференцированной индивидуальной работе фронтального характе­ра. Если класс или группа коллективно решает одну проблему, совме­стно овладевает общей темой, результат работы зависит от общих, сложенных усилий, то имеется в виду коллективная или групповая работа. При групповой работе учитель ставит перед группой задачу, проводит инструктаж, наблюдает за деятельностью, корректирует ее, ока­зывает помощь, оценивает результаты учебной деятельности группы и отдельных учащихся с помощью консультанта, назначенного из наибо­лее подготовленных учащихся. Состав группы от 3 до 5 человек. Обобщенные признаки коллективной деятельности: 1) осознание цели деятельности как единой и значимой для каждого участника; 2) разделение функций и обязанностей; 3) установление отношений взаимной ответственности; 4) непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность; 5) осуществление контроля со стороны учителя и взаимоконтроля самими учащимися.

При индивидуальной работе каждый ученик включается в учебный процесс по заданию и под контролем учителя или по собственной инициативе в меру своих способностей, но все выполняют одно и то же. Индивидуализированным видом учебной работы является такая работа ученика, когда он делает задание по карточке, на индивидуальной доске или в своей тетради, составленное в соответствии с его учебными возможностями и особенностями.

При парной работе организуется помощь более сильного ученикаслабому или распределяются обязанности между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообучение, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимопроверка результатов учебной деятельности. Н.К. Крупская считала, что каждый ученик должен являться в одно и то же время и учеником и учителем. Эти виды организации учебной работы могут комбинироваться: учитель работает ин­дивидуально с 1—2 учениками, работа класса организована по группам под руководством консультантов и т.д.

> Формы организации воспитательной работы

В советское время в теории и методике воспитания и в практике воспитательной работы школ, пионерской и комсомольской организаций разрабатывались и складывались различные формы организации вос­питательной работы: в пионерской организации — линейка, костер, фестивали, походы по местам боевой и трудовой славы, сборы, маев­ки, митинги, тимуровская работа, деятельность КИДов (клубов ин­тернациональной дружбы) и др.; в комсомольской организации — комсомольское собрание, вахты, рейды, акции, десанты и т.п.; в воспи­тательной работе школ — беседы, собрания, политинформации, вече­ра, утренники, диспуты, праздники, классные часы и др.

В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.

1. Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы^ фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клуб­ная работа, ярмарки, театр и др.

2. Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, «капустники», КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.

3. Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чте­ние, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.

Из-за сложности рассматриваемых явлений любая классификация в педагогике, как и приведенная выше, достаточно условна. Например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она про­водится на уровне школы или как межшкольная, то она становится массовой, и так со многими формами работы.

Существуют и другие классификации: по времени проведения и вре­мени подготовки, видам деятельности, результату и др. Например, Е.В. Титова пытается разделить понятия «мероприятие», «дело» и «иг­ра». Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.

Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществ­ляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе.

Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправ­ленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Если разведение понятий «дело» и «мероприятие» в такой трак­товке выглядит убедительным, то с игрой все обстоит гораздо слож­нее, так как любое дело или мероприятие может быть организовано как игра и для тех же целей — отдыха, развлечения, обучения.

Функции форм воспитательной работы:

организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспи­танниками;

регулирующая — та или иная форма, определяющая характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспи­танниками;

информативная — сообщение определенной суммы знаний, уг­лубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.

Как и формы обучения, формы воспитательной работы могут до­полнять друг друга, переходить одна в другую.

Решить следующие задачи внеклассной воспитательной работы можно включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм, т.е.:

— осуществлять всестороннее воспитание воспитанников;

— способствовать проявлению их общественной и познаватель­ной активности;

— пробуждать и углублять интерес учащихся к различным обла­стям знаний и видам деятельности;

— выявлять и развивать способности и наклонности детей;

— осуществлять профессиональную ориентацию школьников;

— культурно организовывать досуг.

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

— добровольность и свобода в выборе форм и направлений;

— разнообразие форм работы;

— демократичность и открытость всех форм воспитательной работы;

— активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;

— широкое вовлечение всех учащихся;

— принцип романтики, игры и интереса.

Выбор форм воспитательной работы и технология их реализации зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста участ­ников, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога.

§ 2. Урок как основная форма обучения

> Общее понятие

Урок — динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетомособенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредст­венно в процессе обучения и для воспитания и развития их позна­вательных способностей.

Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. На­полненность класса не является обязательной характеристикой уро­ка, но установлено, что оптимальной для работы как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10—15 человек.

Один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей в зависимости от доминирования тех или иных методов и средств. Например: тип урока — объяснение нового материала, а вид — урок-конференция, урок-лекция и т.п.

Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые явля­ются элементарными единицами урока. Учебная ситуация — дифференцируемая часть урока, включающая комплекс усло­вий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Учитель будет увереннее чувствовать себя на уроке, если осмыс­лит урок в процессе подготовки, четче продумает его структуру. За­ранее точно продумать урок означает определить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и предусмотреть соответствующие меры для их преодоления (см. табл. 8).

> Структура и типология уроков

Структура урока — совокупность элементов урока, обес­печивающих целостность урока и сохранение основных его ха­рактеристик при различных вариантах.

Структурные элементы урока:

1. Организация начала урока — определение готовности к совме­стной деятельности, мобилизующее начало.

2. Постановка цели и задач урока — формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися.

3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения мате­риала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала.

4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учеб­ного материала с активным привлечением учащихся.

5. Закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах матери-

Таблица 8

Подготовка учителя к уроку

Трудности Пути преодоления
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач
Выделение в содержании главного, существенного Выделение ведущей цели урока Определение содержания каждого логически завершенного этапа урока Уяснение их основных задач
Межпредметная ориентация содержания урока Устранение дублирования материала Опора на материал, известный учащимся из других предметов
Соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени Выбор необходимого и достаточного объема информации Отбор реального количества 1 используемых средств, адекватных методов и видов деятельности
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей

ала. Связь теоретического материала с практикой, выработка уме­ний и навыков применения знаний.

6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поис­кового характера.

7. Домашнее задание — задание на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения.

8. Подведение итогов урока — выяснение, чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.

Хотя существуют разные типологии урока, наиболее традицион­ной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели: изу­чение нового материала, повторение, закрепление, обобщение, кон­троль и проверка, комбинированный. Каждый из названных типов уроков реализуется с помощью определенного сочетания структур­ных элементов.

Урок изучения нового материала. Он необходим, когда учителю с уча­щимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Структура урока: а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, на что требуется большая часть полезного времени для четкого изложения новой информации учителем, организа­ции самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной; в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчи­востью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библио­теке, в лаборатории; д) подведение итогов урока.

Урок закрепления. Завершение изучения целой темы требует про­ведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отра­ботке в специальных упражнениях умений и навыков.

Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и за­дач; б) упражнения различных видов и степени сложности по прой­денному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися пройденного и выработки уме­ний и навыков; в) демонстрация школьниками результатов проделан­ной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным ученикам отметок; г) домашнее задание; д) в краткой заключительной части урока учитель подводит итоги работы, рассказывает о перспек­тивах путем общего введения в новую тему.

Уроки обобщения и повторения. Специальные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух ди­дактических задач психологически побуждает всех учащихся к систе­матическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) соб­ственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступ­ление учеников с сообщениями, устный опрос, включающий индиви­дуальное изложение темы ими, анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и объявление по­урочного балла; в) диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом; г) подведение итогов и указание перспектив изучения новых знаний.

Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащи­мися предполагают и объективную проверку, диагностику состояния их обученности, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контроль­ных уроках. Структура урока: а) вводная объяснительная часть и по­становка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящае­мая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;

б) основная часть — собственно самостоятельная работа учащихся;

в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Комбинированный урок является наиболее распространенным ти­пом занятия. В его структуре в той или иной комбинации присутству­ют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке проходит полноценный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалекти­ка обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуа­ции, степени активности детей и творческого подхода педагога к орга­низации познавательного процесса его структурные компоненты взаи­модействуют, переходят друг в друга. Например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активнос­ти учащихся в Комментировании хода своей работы. Деятельность учи­теля и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодей­ствием и разнообразием видов учебной деятельности. - Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и раз­вивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.

Традиционный урок имеет ряд положительных сторон:

четкая организация педагогического процесса;

— систематический характер обучения;

— эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;

— разносторонность и обилие информации, богатое использова­ние наглядности, технических средств обучения.

К слабым сторонам типового урока можно отнести:

— регламентацию деятельности учителя и учеников рамками ог­раниченного времени;

— трудную сочетаемость с технологиями активного обучения;

— сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;

— сильный акцент на передачу — усвоение знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познаватель-ной-еферы учащихся.

Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Поэтому все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Уроки, прово­димые по многим современным образовательным технологиям, могут совсем не походить на традиционные, но реализация идей этой техноло­гии возможна и в рамках традиционного построения урока. Кроме того, становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпред­метные уроки, межвозрастные и т.п., но они проводятся эпизодически.

Структурное построение урока обусловлено конкретными учебно-воспитательными задачами, характером предполагаемой деятельности и обучающим взаимодействием учителя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей С.Н. Лысенковой, Е.П. Иль­ина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и при­емы диктуют в их творчестве подход к формированию структуры, оп­ределению типа урока.

От возрастных особенностей детей зависит применение того или иного типа урока в учебном процессе. Младший школьный возраст требует мобильной формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематичес­кой работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению — усвоению новых знаний, поэтому в старших классах практикуют сдво­енные уроки, которые позволяют использовать на школьную лекцию практические, а также семинарские занятия.

Пути совершенствования урока:

— создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и до­верии к школьникам;

— формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;

— вооружение учащихся умениями и навыками учиться, форми­рование учебной деятельности;

— практическая направленность обучения, обеспечивающая овла­дение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и даю­щими школьникам уверенность в своих силах;

— организация на уроках условий для творческой деятельностикак учащихся, так и учителя.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет само­ценное обучающее, развивающее, воспитательное значение (см. табл. 9). Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

— вопросы учеников;

— стремление по собственному побуждению участвовать в дея­тельности (кто хочет? кто может?);

— активное оперирование приобретенным багажом знаний;

— стремление поделиться информацией;

— эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;

— волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и к концу урока, реакция на звонок;

— свободный выбор познавательной деятельности.

Стиль поведения-учителя на уроке: авторитетность, демократизм, дело­витость, энергичность, оптимальность требований, опора на «зону бли­жайшего развития», педагогический оптимизм, эмоциональная отзывчи­вость, чувство юмора. Хороший педагог на уроке понимает и учитывает состояние и настроение детей, привлекает дополнительные источники, обучает школьников самостоятельному анализу фактов, явлений, умению делать правильные выводы, побуждает их к активному участию в работе на уроке, взаимодействию и диалогу, поддерживает положительный эмо­циональный тонус урока, обеспечивая успех в учении каждому ученику.

Дисциплина — один из сложных вопросов, с которым на уроке стал­кивается учитель. Решение его в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, найти верный тон в обращении с учащимися. Для установления хорошей рабочей дисцип­лины необходимо глубокое знание предмета, четкое и интересное его преподнесение, заинтересованность учащихся в успехах, такая организа­ция урока, когда ученик всегда занят полезной продуманной деятельно­стью, искренность поведения педагога в классе и его умение отличить детскую непоседливость от дурного намерения недисциплинированного ученика и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть ни чрезмерно строгим, ни слишком мягким. Часто достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии. Никогда ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Обилие замечаний на уроке только ухудшает общий эмоци­ональный тон и мало способствует дисциплинированию учащихся.



2015-12-14 5479 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)