Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ



2015-12-14 9127 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




§ 1. Воспитательные функции детского коллектива.Понятие «детский коллектив». Что дает коллектив личности. Функции коллектива. Типы и структура детских коллек­тивов. Виды (уровни) отношений в детском коллективе. Этапы развития коллектива.

§ 2. Пути и средства формирования детского коллектива.Технологические пра­вила организации коллективной деятельности. Перспективы. Коллективные творчес­кие дела (КТД). Принцип параллельного действия. Тон и стиль отношений.

§ 3. Личность и коллектив.Индивидуальный социальный опыт личности. Отно­шение личности к воздействию коллектива и к самому коллективу. Отношение взрос­лых к личности воспитанника. Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность.

§ 1. Воспитательные функции детского коллектива

> Понятие «детский коллектив»

Основополагающим положением советской теории воспитания явля­лось воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. В на­стоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно-ориентированной педагогики, многие педа­гоги перестали говорить о проблемах формирования детского коллекти­ва или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя тер­мины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т.п. Конечно, сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитатель­ной работы с детскими группами (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей была и является актуальной, но там не используется понятие коллектива и акцент делается на соци­ально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В совет­ское время во главу угла ставили идейно-политическое воздействие кол­лектива на личность, его корректирующую, контролирующую функцию. Человек — существо социальное, и начиная с малых лет он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимо­действие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

Воспитательная значимость коллективного, группового взаимодейст­вия задолго до советского времени стала осознаваться как необходимость. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни применил на практике в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная деятельность воспитанников способствовала их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между де­тьми в групповом общении, можно найти в русской художественной и пе­дагогической публицистике второй половины XIX в. Отечественные пе­дагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообщест­вах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

Теория коллективного воспитания получила практическое во­площение в педагогическом опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному обра­зованию руководил С.Т. Шацкий. Он доказал, что организация школьного коллектива может быть эффективной, педагогически це­лесообразной и воспитывающей.

Значительный вклад в разработку теории и методики воспита­тельного коллектива внес А.С. Макаренко. Прежде всего, была прин­ципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспитании де­тей, который в его педагогической практике превратился в субъект воспитательного воздействия, влияющий на каждого члена коллек­тива. По его мнению, педагог только на первых порах является пол­ноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистических отношений он все больше ухо­дит на задний план. Идеи А. С. Макаренко были развиты в педагоги­ческой деятельности В.А. Сухомлинского в Павлышевской школе.

Коллектив дает личности следующее:

— удовлетворяет потребности личности в общении и самоут­верждении;

— является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно на­ходится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимо­действие и взаимоотношения с другими людьми);

— передает богатый эмоциональный опыт;

— передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;

— создает условия через общение и взаимодействие с другими по­знать себя, свои достоинства и проблемы;

— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

Коллектив — группа людей, взаимно влияющих друг на дру­га и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совме­стно выполняемой деятельностью, общностью средств деятель­ности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Есть и такое определение коллектива: группа высокого уровня раз­вития, где межличностные отношения опосредованы ценным и лично -стно значимым содержанием просоциальной деятельности.

Детский коллектив: детская группа, в которой создает­ся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствую­щая формированию личности и развитию индивидуальности каж­дого ее члена.

Можно выделить такие признаки коллектива:

сознательный характер объединения людей;

— единство общей и личных целей членов коллектива;

— относительная устойчивость и длительность функционирова­ния;

— четкая организационная структура внешних и внутренних свя­зей и взаимоотношений;

— наличие органов координации деятельности (органов само­управления);

— общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориента­ции (ценностно-ориентационное единство);

— интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;

— защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоцио­нального комфорта;

— сплоченность;

— коллективная деятельность, единый результат которой дости­гается усилиями каждого члена группы;

— межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

Как правило, положение личности устойчиво, определенно в коллективе с высоким уровнем развития, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или всеми уважаемый человек с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства, а руководи­тель — как наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свободное проявление Я, инициативность. Коллектив, как данность, объе­динен ответственной зависимостью, дружбой.

Сформированный коллектив предоставляет всесторонние воз­можности для проявления и развития каждой личности. Ее подавле­ние и нивелировка происходят в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.

> Функции коллектива

Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоз­зренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная — основная форма организации детской жизне­деятельности.

Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, спло­чения, кооперации.

Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаи­модействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников фор­мируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива. Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая сис­тему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами про­являемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыва­нием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных от­ношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

> Типы и структура детских коллективов

Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений бывают первичными и вторичными.

Первичные коллективы — коллективы, в которых на­блюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов.

В него входят коллективы, разнообразные по характеру деятель­ности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу: первичные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды. В школе это общешкольный кол­лектив. Смысл деятельности общешкольного коллектива заключает­ся в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровнях. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правиль­ном соотношении между первичным (контактным) и общим коллек­тивом. В качестве первичного коллектива им был создан разновозра­стной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. В таком отряде создавались взаимоот­ношения, напоминающие отношения между старшими и младшими детьми в нормальной семье. На старших лежала забота о младших, ответственность за них. Младшие учились уважать старших, подра­жая им и усваивая полезные привычки поведения, накапливая лич­ный опыт. Во главе отряда находился командир, который организо­вывал определенный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда, считал Макаренко, может колебаться от 10 до 15 человек, но не более. Если первичный коллектив имеет большее число членов, он слабо подчиняется командиру, и тот не в состоянии управлять всеми членами отряда. Поэтому класс, состоящий из 25—30 человек, громоздок для управления. Этот недостаток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.

Внутренняя структура, состоящая из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности, присуща каждому формирующемуся или уже созданному коллективу.

Коллективы могут классифицироваться по:

содержанию деятельности: учебные, трудовые, научные, обще­ственно-политические, художественно-творческие, клубные, спор­тивные и др.;

— заданной функции: производственные, воспитательные (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений);

социально фиксированному положению: формальные (юридиче­ски фиксированный статус, социально заданная деятельность); не­формальные (добровольные объединения по интересам, симпатиям и др.);

— длительности функционирования: постоянные, временные (кол­лектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т.п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы коллек­тивных творческих дел).

> Виды (уровни) отношений в детском коллективе

Коллективное самоопределение является психическим механизмом обретения личностью свободы в коллективе, когда различные инди­видуальные мнения и точки зрения не подавляются методами подра­жания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования, когда каждый член кол­лектива сознательно выбирает свою позицию. Но такие отношения складываются постепенно и имеют многоуровневую структуру.

Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных от­ношений непосредственной зависимости (персональных (личностных) отношений). Они проявляются в эмоциональной привлека­тельности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, боль­шей или меньшей внушаемости.

Второй уровень (вид) образует совокупность межличностных от­ношений, опосредованных содержанием коллективной деятельнос­ти и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, това­рищами по учебе, спорту, труду, отдыху

Третий уровень образует систему связей, выражающих отноше­ние к предмету коллективной деятельности (мотивационные отно­шения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объ­екту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

На самой высокой стадии развития коллектива происходит кол­лективистская идентификация — форма гуманных отношений, воз­никающая в совместной деятельности, при которой проблемы любо­го члена группы становятся мотивами поведения других: у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувствовать и т.п.). В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности пе­ред коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гар­моничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к раз­личным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели. Воспитатель учит терпеливо относиться к недо­статкам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантным.

> Этапы развития коллектива

Процесс формирования коллектива проходит несколько стадий (эта­пов) развития на пути превращения в субъект педагогического про­цесса. Задача воспитателя — понять психолого-педагогические осно­вы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике на каждом этапе формирования коллектива. Есть разные определе­ния этих этапов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпо­рации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцаю­щий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).

А.С. Макаренко определял стадии развития коллектива по харак­теру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.

На первой стадии педагог организует жизнь и деятельность груп­пы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, яс­ные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень са­мостоятельности членов актива очень низкий. Преобладают разви­вающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, неред­ко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллекти­вов. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъект воспитания воспитатель.

На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются акти­вом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Вто­рой этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Орга­низаторская функция учителя передается постоянным и временным ор­ганам коллектива (активу), создается реальная возможность всем его членам участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практиче­ская деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее плани­ровании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Растет авторитет актива, он становится опорой педагога. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность.

Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность, конкре­тизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому; функция его коммуникативная — организация и налажи­вание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устой­чивые межличностные отношения и отношения взаимной ответст­венности. Развиваются деловые, мотивационные и гуманистические отношения. Формируется коллективное самосознание: «Мы — кол­лектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллек­тивами.

Субъект воспитанияактив.

На третьей стадии развития большая часть членов группы предъ­являет требования к товарищам и себе, помогает педагогам коррек­тировать развитие каждого. Требования предъявляет и коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данной группы. Появле­ние в детском коллективе способности к формированию обществен­ного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внутри-коллективных отношений и о превращении группы в коллектив.

Между отдельными группами и членами коллектива складываются мотивационные и гуманистические отношения. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и реальности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе возникает благоприятный социально-психологический климат эмо­ционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном уч­реждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.

Субъект воспитания — коллектив.

На этом этапе развития коллектив формирует целостную, нравст­венную личность. Он превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллек­тива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и инте­рес к другим коллективам.

На четвертой стадии происходит побуждение всех членов коллек­тива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой ин­дивидуальности всех членов коллектива. Положение каждой личности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность коллектива все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребнос­тью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Субъект воспитания — личность.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение дет­ского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.

Развитие коллектива — это не плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Меж­ду этапами нет четких границ — возможности для перехода к последую­щему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он до­стиг очень высокого уровня. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни детского коллектива, остановка — смерть.

Динамика формирования коллектива обобщенно может определяться по совокупности следующих признаков: общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность, отношения ответственной за­висимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива, активная организаторская роль органов самоуправления, устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, уровень референтности (отношений лиц), возможность обособления личности в группе.

Показательным является в зависимости от уровня ее развития по­ведение группы в стрессовой ситуации (по Л.И. Уманскому). Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезор­ганизуются. Взаимообщение приобретает конфликтный характер. Результативность работы резко снижается. Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптиру­ются. Эффективность деятельности не снижается. Группы высокого уровня развития наиболее стрессоустойчивы. На стрессовые ситуа­ции отвечают возрастанием активности. Эффективность их деятель­ности не только не снижается, но даже повышается.

§ 2. Пути и средства формирования детского коллектива

Коллектив формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Коллектив не самоцель педагогических усилий. Детский коллектив зарождается, крепнет и развивается только в процессе совместной целеустремленной прак­тической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.

Технологические правила организации коллективной деятельности:

— существование гуманистической, просоциальной, субъективно личностно значимой для каждого члена коллектива цели организуе­мой деятельности;

— предпочтение коллективным и групповым видам деятельности;

— активное участие каждого;

— технологическая организованность (время, место, объем дейст­вий, порядок их выполнения, оснащенность);

— сочетание традиционности и вариативности в содержании и формах;

— организация сменных отношений взаимной зависимости и вза­имного подчинения в групповой деятельности;

— ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждо­го члена коллектива. «Концентрируйте свою энергию на том, чтобы добиться успеха, а не на том, чтобы избежать неудач» (Р. Рюттингер).

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллек­тивные связи, развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разно­образные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех членов коллектива и его сплачивание.

Это, прежде всего, система требований — умелое предъявление тре­бований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности, воспитание ученического актива с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля. Четкая и увлекательная постановка целей, раскрывающих перспективы развития и жизни детского коллек­тива. Макаренко называл это системой перспективных линий, органи­зацией завтрашней радости, т.е. близкие, средние и далекие цели.

Одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, моральный облик. Макаренко, справедливо считал одной из важнейших педагогиче­ских особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ре­бенком, как система цели, она увлекает его возможностью достичь жела­емого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремлен­ность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся по­требностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляю­щим деятельность в определенное социально ценное русло.

Перспектива — это такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, груп­пы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов их возрастным и индивидуальным особенностям.

Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

— увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении об­разе совместной коллективной деятельности;

общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;

четкая организация процесса достижения перспективы.

Эти цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, их самостоятельные действия, инициативу. В результате появляется план конкретных дел.

Перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной, выдвигается близкая перспектива. Она не требует мно­го времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой мо­жет быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к ней заключается в том, что она должна опираться на личную заинте­ресованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это предвкушение радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят. Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не толь­ко длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно. Дальняя перспектива — перспектива на длительное время. Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и некоторые средние. Взросление кол­лектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой систе­мы воспитания школьников могут стать коллективные творческие де­ла (КТД), включающие коллективную организаторскую деятель­ность, творческие игры, праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объеди­нить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует раз­витию отношений товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия: влияние на воспитанников че­рез требования актива, принявшего нравственные ценности воспи­тателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспита­тельное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность ис­пользования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность.

Традиции возникают, крепнут и сплачивают коллектив на всех стадиях его развития.

Традиции— устойчивые формы коллективной жизни, ко­торые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положитель­ный опыт деятельности, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, разви­вают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. Макаренко писал, что «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не мо­жет быть хорошей школой».

Формирование общественного мнения в коллективе тесно связа­но с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал наличие традиций характерным признаком третьего этапа развития коллекти­ва. Каждая из них имеет свое прошлое, большую или меньшую исто­рию. Их создание возможно только при условии, что новые поколе­ния воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. В тради­циях проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сде­лано. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержа­тельную форму (традиционные вечера встречи выпускников, последний звонок, праздник Дня знаний первого сентября и др.). По­явление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что они изобрета­ют» (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование воз­можно при бодром, жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и пра­вильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. Мака­ренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:

бодрость, радость, красота',

гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;

дружеское единение членов коллектива;

активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;

привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;

высокая сознательная дисциплина, несводимая только к тормо­жению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.

Деятельность детских коллективов в отличие от взрослых долж­на быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, ха­рактеризоваться целеустремленностью, активностью и инициати­вой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллективом не­обходимо соблюдать определенные технологические правила.

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подав­лять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а со­трудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. При отри­цательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им так­же не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный ор­ганизатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по ме­ре развития коллектива постепенно меняет тактику управления, переходит к демократическому стилю руководства, самоуправлению общественным мнением и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллек­тив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с други­ми коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его выработать не­обходимую линию общественного поведения.

§ 3. Личность и коллектив

В предыдущих параграфах также шла речь о личности и ее взаимо­отношениях с коллективом. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складываю­щихся внутриколлективных отношений.

Каждый член коллектива приходит в него со своим индивидуаль­ном социальным опытом, который может отставать или опережать тот уровень норм и ценностей, которые сформированы в данном кол­лективе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — неблагоприятном положении.

Личностные качества члена коллектива являются существен­ным фактором, определяющим его положение в коллективе. Его психологические особенности: сдержанность, эмоциональность, во­ля, общительность, оптимизм или им противоположные — или рас­полагают к человеку, или вызывают настороженность, неприятие или отторжение. Не последнее место в определении положения личности в коллективе занимают ее нравственные качества: чест­ность, справедливость, доброта, принципиальность и другие; на ка­кой-то период времени определяющим фактором положения лич­ности в коллективе, особенно в Детском, становятся такие внешние характеристики, как физическая сила, ловкость, красота, «пре­стижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского со­общества вещами (например, компьютерная система с выходом в Интернет).

К воздействию коллектива сам человек относится по-разному: подчиняется коллективу — принимает его ценности и следует им, принимает на словах, принимает под давлением, бунтует. Гармониза­ция отношений: полное единство общественных и личностных стрем­лений и ценностей, добровольный конформизм. Личность подчиняет коллектив: нонконформизм, неформальное лидерство.

Отношение к самому коллективу может быть активно-положи­тельным, пассивно-положительным, активно-отрицательным, пас­сивно-отрицательным.

Немалую роль в определении положения личности в детском коллективе играет отношение взрослых к личности воспитанника. Оно может быть адекватным, с завышенной оценкой, с заниженной оценкой, негативное, безразличное. По мере взросления детей мнение о них взрослых становится менее значимым, но оно никогда не утра­чивает полностью своего значения. Даже во взрослых коллективах избирательное отношение руководителя к членам коллектива влия­ет на их статус. При этом надо учитывать сложность этого влияния: учительские любимчики редко пользуются симпатией у одноклассников. Воспитанник, к которому педагог подчеркнуто выказывает свою неприязнь, может оказаться неформальным лидером.

Неадекватность выполняемых учениками ролей их реальным воз­можностям может стать одной из причин неблагоприятного положе­ния учеников в системе коллективных отношений. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возмож­ностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае воспитанники фактически выпадают из системы коллек­тивных отношений. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти от возможностей и интересов самих детей, а только потом от потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе кол­лективных отношений окажется наиболее благоприятным.

Благоприятное или неблагоприятное положение



2015-12-14 9127 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)