Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Ранжирование»



2015-12-14 2209 Обсуждений (0)
Методика «Ранжирование» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: изучить оценку воспитанниками нравственных качеств личности с учетом конкретных ситуаций их жизнедеятельности.

Ход выполнения. Подросткам предлагается проранжировать ряд качеств личности (трудолюбие, ответственность, общественная активность, честность, отзывчивость, самостоятельность, доброта, стремление отстоять свое мнение) в зависимости от поставленных вопросов:

• Какое из перечисленных качеств является для тебя самым важным?

• Как ты думаешь, какие из перечисленных качеств в тебе ценят товарищи?

• Какие из этих качеств ты ценишь у товарищей?

Обработка данных. Качественный анализ ответов позволяет выявить наличие и характер ценностных ориентаций у воспитанников, их способность к рефлексии.

 

Методика "Приоритет"

Цель: выявить наиболее значимые, ценные для подростка качества

личности.

Ход выполнения. Подросткам предлагается следующее задание: "Какие из приведенных ниже качеств личности человека являются для тебя нужными, ценными, значимыми? Значимость для тебя каждого качества в списке проставь в баллах от 5 до 1, где 5 – самый высокий балл, 1 – самый низкий балл".

Чуткость (заботливость) ……………….……………

Милосердие ………………………………………….

Решительность ………………………….……………

Настойчивость ……………………………………….

Самостоятельность ………………………………….

Инициативность ……………………………………..

Честность, правдивость …………………..…………

Ответственность …………………………………….

Твердая воля ………………………………….……..

Обработка данных. Проводится качественный анализ ответов.

Методика «Мини-сочинение»

Цель: выявить суждение подростков об основных нравственных качествах личности, их отношение к нравственным нормам.

 

Ход выполнения. Подросткам предлагается написать мини-сочинение на нравственные темы:

1. Что значит быть добрым (милосердным)?

2. Честный поступок, который я совершил...

3. Что значит поступать по совести?

4. В чем опасность равнодушия?

Обработка данных. Качественный анализ ответов позволяет сделать вывод о том, каков характер суждений подростков о нравственных качествах личности.

 

Этические задачи

Цель: изучить нравственные суждения подростков, выявить их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Ход выполнения. Учащемуся предлагается прочитать или прослушать этическую ситуацию и дать анализ поступков действующих лиц.

Примеры ситуаций для обсуждения.

История в горах

Эта история произошла в горах. Люди ходят в горы, чтобы покорить вершину и увидеть ее необыкновенную красоту, чтобы проверить, на что ты способен и найти настоящих и верных друзей. Но, к сожалению, горы – это не только красота, но еще и смертельный риск. Риск заставляет людей совершать и прекрасные, и ужасные поступки.

Группа альпинистов совершала восхождение на одну из самых высоких и опасных гор Европы. Участники были опытными и сильными людьми, но никто не может предвидеть несчастье.

Все началось с того, что уже на подходе к вершине девушка по имени Энни провалилась в трещину. Трещина оказалась неглубокой и Энни отделалась только легким испугом. Беда подкралась внезапно: когда друзья пытались вытащить девушку, всю группу накрыла снежная лавина.

Двое мужчин успели спрыгнуть в трещину, так как это был единственный путь спасения от "белой смерти".

Но это спасение оказалось временным: трое людей остались на дне трещины, замурованные от мира толстым слоем снега. Тут же оказалось, что один из мужчин по имени Джон сломал при падении несколько ребер и повредил внутренние органы. При попытке подняться он стонал от боли.

Как жалела Энни, видя страдания друга, что они не внизу: хороший врач быстро бы помог ему. Она стала ухаживать за раненым и старалась хоть как-то облегчить его боль.

На большой высоте в горах человека подстерегает множество опасностей: сильный холод, недостаток кислорода, низкое давление. Все это может привести к отеку лёгких и гибели. Чтобы выжить, человеку нужна вода или вакцина оксометазы. Воды оказалось очень мало, но была вакцина... Вскоре выяснилось: ни того, ни другого не хватит на троих до прихода спасателей...

Что же делать?!? Роберт отозвал Энни в сторону и быстро заговорил:

- Нам нужно принять твердое решение. Зачем тратить вакцину на все равно обреченную жизнь? Что толку, если все мы погибнем? Энни, мы не должны упускать свой шанс выжить!

- Как ты можешь так говорить? У Джона тоже есть шанс, и он тоже имеет право на надежду! Неужели ты предлагаешь мне стать убийцей? Разве можно пытаться сохранить свою жизнь ценою жизни другого человека??? Ты не заставишь меня это сделать!!!

- Не будь такой глупой, Энни! Посмотри правде в глаза! Мы все здесь умрем из-за тебя! По-твоему так будет лучше? Да? Ты просто сошла с ума!

- Может и так, но я лучше погибну, чем перестану быть человеком!!! Не хочу больше с тобой говорить!

Энни вернулась к Джону, не сказав ему ни слова о разговоре с Робертом. На душе у неё было тяжело, но она была уверенна, что поступила правильно.

Автобус

Это произошло в г. Люберцы. Грузовик, за рулем которого сидел Михаил Митрофанов, следовал на базу. За железнодорожным мостом сразу начался спуск. Вдруг впереди своей машины Митрофанов заметил автобус, который медленно шел к обрыву. Было странно, что шофер передней машины как бы не видел опасности. Он рванул свою машину и, поравнявшись с автобусом, в ужасе увидел, что водительская кабина пуста – за рулем никого не было...

Остановив свой грузовик и поставив его поперек дороги, Михаил выпрыгнул, зацепился и попытался открыть кабину автобуса, но это не удалось. А автобус с кричащими, испуганными людьми вот-вот должен

был свалиться под откос. Тут он увидел большой камень и успел подкатить его под ближайшее к обрыву колесо. Михаил оперся о камень, напрягая последние силы, чтобы автобус не оттолкнул его, не прошел мимо...

Жизнь пятидесяти человек была спасена, но сам Михаил Митрофанов, спасая автобус с пассажирами, попал под его колеса и погиб... Все жители подмосковного городка Люберцы шли за гробом человека, ценой своей жизни спасшего жизнь другим людям, человека большого сердца и мужества, человека высокого гражданского долга...

Разве это – сын?

Пришлось мне как-то долго ждать на переговорном пункте вызова. В стороне от всех сидела пожилая женщина. Во всей ее позе – ожидание. От каждого очередного вызова она вздрагивает – нет, не ее!– и снова застывает в напряженной готовности. Наконец:

– Архангельск! Третья кабина, побыстрей, пожалуйста! – Дверца ос-

талась неприкрытой, и всем слышен голос:

– Володя! Володя! Это ты? Ну вот... Ну, хорошо – Как ты там? Как Люся? Как детки? Здоровы? Как с работой?

Судя по тому, что вопросы следуют один за другим, ответы торопливы и односложны, что-нибудь вроде "Ничего, порядок, нормально". Потом отвечала она – так же односложно и торопливо: "Ничего-ничего, не волнуйся... отец хорошо, только..."

Она остановилась и попросила дрогнувшим голосом: "Ты напиши нам, как ты там". С полминуты молчала, слушая и виновато вставляя: "Ну да, ну да, я понимаю, некогда... Ну, Димочку попроси, он уже большой. Да, да... и музыкальная, я понимаю..." Уже положив трубку, она машинально говорит: "Поцелуй всех". Понимает, что сын ее уже не слышит, делает героические усилия, чтобы не расплакаться при посторонних, и только, уже у самого выхода, прижимает к глазам платок...

(Л. Никитина)

Жестокость

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок. Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком – Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась.

Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

– Кто там? – спросил Яков Иванович.

– Пустите, люди добрые, погреться. Мы путники. Замерзаем. Спасите.

– Всех не спасешь, – тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

– Идите себе дальше... У нас тесно...

– Папа, почему вы их не пустили? – спросил Ивась. – Они ведь по-

гибнут от холода.

– Всех не спасешь, – еще раз сказал отец. Ивась заплакал.

(В. Сухомлинский)

Дневник

Девочки дежурили по классу, и в одном из столов Оля нашла тетрадь. Тетрадь была не подписана. Оля раскрыла ее и стала читать вслух: "Твои глаза как две большие тайны". "Не читай!" – сказала Надя, "это же чье-то личное". "Было личное, а стало общественное" – отрезала Оля. И, сунув тетрадь в сумку, продолжила: "Дома дочитаю".

 



2015-12-14 2209 Обсуждений (0)
Методика «Ранжирование» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика «Ранжирование»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)