Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛИЗАЦИЯ как социально-



2015-12-14 728 Обсуждений (0)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ как социально- 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Православная педагогика:

– предмет православной педагогики;

– основные понятия: воспитание, образование, обучение;

– основные принципы православной педагогики.

2. Историко-педагогический экскурс в проблему православного воспитания.

3. Православный подход к пониманию человека.

4. Православный взгляд на воспитание человека.

Источники

1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В.Зеньковский; отв.ред. П.А. Алексеев. – М.: Школа пресс, 1996. – 217 с.

2. Как защитить вашего ребенка? – М.: Даниловский благовестник, 2004. – 320 с.

3. Пестов, Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей / Н.Е. Пестов. – Клин, 2003. – 175 с.

4. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – Т. 1. – М., 1992. – 1120 стлб.

5. Православная педагогика: Традиции и современность: сб. лекций и докл. – Владимир: ВГПУ, 2000. – 128 с.

6. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. – М., 1998. – 191 с.

7. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998. – 575 с.

8. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М., 1995. – 511 с.

9. Школа православного воспитания: сб.; сост. А.Н. Стрижев. –М., 1999. – 575 с.

1. Православная педагогика

Историческим и теоретическим фундаментом традиционной российской школы является православная педагогика. Обращение к православным духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее оправдано и перспективно для восстановления традиций, уклада жизни, форм национального опыта и успеха в сфере образования.

Сегодня православная педагогика становится все более актуальной и востребованной, а православное воспитание реально осуществляется в таких учебных заведениях, как православная гимназия, православные лицеи, русская национальная школа, а также в православных семьях. Глубинное осмысление учебно-воспитательного процесса невозможно без православного духовно-нравственного обоснования педагогики.

Поскольку православие признает главными проблемами человека проблему спасения и вечной жизни, постольку православная педагогика ориентирует нас на воспитание человека для земной и вечной жизни. В педагогической работе иерархически важнее подготовка человека к вечной жизни, а потому главными проблемами педагога являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие и социализация человека.

Что же такое «православная педагогика»? Все приведенные в данном разделе лекции определения заимствованы из книги священника Евгения Шестуна «Православная педагогика» (Самара, 1998).

Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику – это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории (как науки). Педагогика воцерковления – педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа.

Предмет православной педагогики – это процесс обретения личностью спасительного нравственно востребованного духовного опыта. Этот процесс преображения начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире (т.е. что Я – создание Божье), с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать Божьей воле и выполнять Его заповеди. Душа человека, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью, духовно совершенствуется.

Основные понятия православной педагогики.

Воспитание – это процесс воцерковления личности, путь к ее спасению. Спасение невозможно без Церкви. Воцерковить значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности (а вне спасения развитие – разжигает страсти и питает человеческую гордыню). Воцерковить – значит научить не только жить, но и мыслить по-христиански, обращаясь за руководством к Церкви (а только потом – к науке).

Воцерковить – это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой, приобрести полноту бытия в мире материальном и духовном, освящать и преображать личность в духе Истины и Любви.

Образование – восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека, благодаря которому образ Божий мог бы раскрыться во всей силе и полноте.

Обучение – педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию истины и к Богообщению. Обучение – частный случай покаяния. Знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда он направлен на готовность человека осознать, понять и вместить данные Богом знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. В основе обучения – вера благодатная и живая.

Основные принципы православной педагогики:

1. Православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие.

2. Наше единство в Церкви и через Церковь как начало благодатной соборности (через таинства; школа и семья = малая церковь).

3. Построение жизни по требованиям христианского совершенства (молитва, пост, покаяние + любовь и радость жизни).

4. Освоение наследия родного края (патриотизм + осознание себя в ряду поколений предков + способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов и стремление искупить их своей жизнью). Это «добролюбезная сила».

2. Историко-педагогический экскурс
в проблему православного воспитания

Самые первые христиане, заботясь о приближении к царству Божию, стремились детей своих сделать достойными сынами Господа. Образование и воспитание включало следующее:

1. Живое познание жизни и деяний Иисуса Христа.

2. Высокое учение Христа о таинствах веры и правилах богоугодной жизни: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; обязанности детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших; христиане стремились к обретению таких добродетелей, как терпение, прощение обид, незлобие, скромность, стыдливость, смирение, покорность, молчаливость, благотворительность, сострадание и целомудрие.

3. Некоторые отцы церкви имели глубокие и обширные знания по философии, истории, естественным наукам. Они поощряли стремление к наукам и в юношестве, если только эта ученость не «сопровождалась вредом для веры и христианского благочестия». Поэтому во многих семьях детей учили поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам; давали читать произведения языческого периода, из которых (по мысли Василия Великого) «можно извлечь какую-нибудь пользу и назидание для души».

4. Грамоте учили по Библии, а затем дети читали сочинения святых отцов церкви.

5. Молитва. Вся жизнь была непрестанной молитвой.

6. Христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и поступки: свадьбы, общественные зрелища и игры, соблазнительные сочинения язычников, светские песни и сладострастная музыка, люди зазорного поведения. Приучали детей к скромности в одежде, развлечениях, украшениях, к умеренности, воздержанию и простоте.

7. Важное значение имели примеры благочестивой жизни родителей и учителей.

8. Упражнение детей в делах благочестия – это одно из первых средств утверждения навыков к христианским добродетелям. Дети участвовали в благочестивых делах родителей: молитве, песнопении, труде и пр., т.к. «Вера без дел мертва».

9. Воспитание было делом родителей, главным образом, матери. Пример матери был особенно силен.

10. Роль «восприемников» в воспитании детей. «Крестные родители» ручались перед Богом за будущую веру и христианскую жизнь крещаемых.

11. Велико значение первых лет жизни (необходимо внушить веру в Бога и любовь к благочестию).

3. Православный подход к пониманию человека

Человек создан по образу и подобию Божию и обладает трехчастной (трехипостасной) природой: тело, душа, дух.

1. Тело – храм Духа Святого, жилище нашей души. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершенного в составе видимого мира, т.е. тело есть малый мир в великом Теле Божьем. Но тело – только видимая сторона состава человеческого.

2. Невидимая сторона – душа, существо, возвышающееся над телом, со своими преимуществами и совершенством: она создана по образу и подобию Божию и отражает Божественное совершенство: 1) правота ума, чистота сердца, непорочность, святость воли и блаженное бессмертие. Будучи духовной, душа одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: имеет познавательную способность, чувства, рассудок и ум, посредством которых может ощущать, воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, а также сознавать, понимать исследовать, умозаключать и возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира и людей. Душа имеет совесть, которая внушает нам, что делать и чего избегать, производит суд и определение (одобряет, исполняя радостью сердце, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом). Душа имеет чувства (сердце) – способность ощущать приятность или неприятность различных впечатлений, перемен, состояний, ощущать истинное, прекрасное и доброе в Творении Божьем, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, а также возноситься благоговейными чувствованиями к Богу и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее благо и блаженство. Душа имеет желательную способность – волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству. Душа наша имеет самое высокое призвание и назначение и должна поставлять славу Божию.

3. Высшей иерархической сущностью человека является дух. Дух живет повсюду, где проявляется или переживается людьми Совершенство. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; он освящает жизнь и сообщает человеку силу для приобщения к Духу, чтобы человек стал духовным существом.

Духовность – это осознание того, что в жизни есть высший смысл – Бог, наш Творец, Промыслитель и Судия. Высшая цель человеческой жизни – «стяжание Духа Святого». Жизнь человека определяется логикой и ритмом его духовного развития. Даже когда дух наш находится во власти низших, греховных, влечений, целостность человека не нарушается, хотя закон жизни, данный Создателем, искажается. Искаженность человеческой жизни, подчинение духа психофизической сфере затемняет в человеке Образ Божий. Но под воздействием Божественной благодати, в таинстве Святого крещения, происходит восстановление иерархичности (дух – душа – тело), и это воздействие есть основа и начало богочеловеческого бытия.

4. Православный взгляд на воспитание человека

Христианское мировоззрение, основанное на богооткровенных истинах, го­ворит о том, что жизненной целью человека, главным результатом, с которым он, завершив земное бытие, предстанет на Суд Божий, является спасение и пре­ображение души через соединение с Господом в лоне Святой Православной Церкви, через участие в ее Таинствах, в которых человеку подается благодатная помощь Божия.

В процессе воспитания у человека формируются правильные понятия о глобальных отношениях между Богом, вселенной и человеком, об отношениях людей, о принципах добра и причинах зла, о справедливости, свободе, любви и смерти.

Источником православного воспитания являются те истины, которые дал людям Иисус Христос, ибо сказано в Евангелии: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Поскольку воспитание – это процесс создания условий для рождения ду­ховной жизни, главные задачи православного воспитания можно сформулиро­вать следующим образом:

– научить человека знать и любить Бога, дающего жизнь вселенной, Бога, в котором воплощено все Добро, Любовь, Истина и Красота;

– научить любить природу, Богом созданную и, в первую очередь, человека как своего брата;

– научить забывать о себе ради блага других;

– научить прощать обиды и быть милосердным, благодарным, щедрым, тер­пеливым, благожелательным, честным, спокойным, радостным и вели­кодушным, но в то же время мужественным и храбрым в борьбе со злом.

Православный философ Иван Ильин (1882-1954) подчеркивал, что главной задачей образования человека является его духовно-нравственное воспитание: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противо­духовные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» (цит. по: Ни­кандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998. – № 4.- С.4).

В «Православном Энциклопедическом Словаре» воспитание трактуется как постоянный и бдительный уход за человеком окружающих его взрослых людей до того времени, как он в состоянии будет сам вести свое существование с це­лью выполнения своего назначения, в поисках своего призвания, представления себе своей сущности.

Основные средства православного воспитания – пост, покаяние, молитва. В книге Николая Пестова «Путь к совершенной радости» мы читаем о таких средствах воспитания («факторах духовного возрастания»), как церковные таинства, пример благочестия родителей и педагогов, духовная среда, духовное чтение, освящение обстановки, в которой живет и учится ребенок.

В духовно-нравственном воспитании весьма важное значение имеет родной язык и нравоучительное чтение, изучение истории отечества и воспитание пат­риотических чувств, изучение житий христианских святых, трудовые дела, уст­ное народное творчество, народные хороводы и пляски, а главное – христиан­ское доброделание на основе любви и бескорыстия.

С самого детства необходимо воспитать в ребенке привычку совершать добродетель и бороться с грехом. Что есть «добродетель» в православном пони­мании? Добродетель – это антипод греха, духовная ценность, положительное, благоприобретенное человеком нравственное качество, отражающее здоровое состояние души, ее пробуждение и очищение. В святоотеческой литературе есть разные подходы к классификации добродетелей:

1) добродетели по отношению к Богу, к ближним, к самому себе;

2) три теологические добродетели: вера, надежда, любовь;

3) Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о восьми главных добродетелях: воз­держание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезве­ние, смирение, любовь.

Всякое осознанное или неосознанное отступление от Заповедей Божьих и нарушение закона Божьего (делом или словом, вольное или невольное) называется грехом. Грех – это категория духовно-нравственной жизни человека, опре­деляющая его нравственное падение; духовная болезнь. Зло есть грех. Зло не может (и не должно!) быть эстетизировано. У Святителя Игнатия (Брянчани­нова) встречаем такую классификацию грехов:

– грехи против Бога;

– грехи против самого себя;

– грехи хулы на Духа Святого;

– грехи, вопиющие на небо об отмщении;

– грехи смертные, ведущие к погибели души (это чревоугодие, блуд, тщеславие, гордыня, гнев, уныние, сребролюбие).

В духовном становлении человека огромное значение имеет совесть – один из чудесных даров Божьих, вложенная в душу человека еще при его сотворении. Совесть является голосом Божьим, вопиющим внутри человека и удерживающим его от греховных действий. То, на что указывает совесть, к чему зовет она нас, есть нравственно–совершенное. Не самое приятное, не самое полезное, не самое целесообразное, но нравственно лучшее, совершенное, к чему зовет нас Евангелие: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48). Совесть есть сама жизнь и дух, любовь и искренность: сила страшная, и чистая, и Божественная. Совесть равноценна закону Божию.

Воспитание должно помочь понять, что закон внешний (богооткровенный) и закон внутренний (совесть) обещают вечное блаженство за исполнение норм христианской жизни и угрожают вечным мучением за злые дела и нераскаянные грехи. В процессе воспитания надо убедить ребенка, что без совести невозможно устроить личную, семейную и государственную жизнь. Каждое новое поколение должно расчищать пути, ведущие к совести. Ибо бессовестное поколение погубит жизнь человека и его культуру на земле.

В процессе православного воспитания необходимо помочь ребенку усвоить истинные представления о добре и зле, удержать его от греховных поступков и мыслей и приучить к совершению добродетели.

Как велика при этом роль педагогов и родителей! В трудах Ивана Ильина есть задушевные слова о том, как приобщить ребенка к Божественному счастью: «Ребенку необходим поток мужественной, братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. В его сердце должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность. Он должен открыть свое сознание голосу совести и научиться внимать его бессловесным призывам к совершенству. После каждого духовного пробуждения надо говорить ему о том, что есть благостный Господь, знающий и любящий его, чтобы ему самому захо­телось молиться, и тогда научить его лучшим и кратчайшим молитвенным сло­вам и самим молиться при нем и с ним вместе огнем своего взрослого сердца.

Так пробуждается в ребенке его инстинктивная духовность, и «ангел» вхо­дит в сокровенную глубину его сердца».

Приложение 2

ЛИЧНОСТЬ В СВЕТСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ[2]

Общее и особенное в представлении о сущности личности
в светской и православной педагогической культуре

Общее:

· признание уникальности и неповторимости личности в ее био­логической, психологической, социальной и духовной целостности;

· представление о личности, входящей в систему мира и подчиняющейся его законам;

· диалектический анализ становления и развития индивидуальности личности в процессе ее жизнедеятельности;

· констатация потребности и способности личности в самопознании, самораз­витии и самосовершенствовании.

Особенное:

Концептуальные идеи Светская педагогическая культура Православная педагогическая культура
1. Природные основы сущности личности Генная наследствен­ность. Начало личности непроизво­димо.
2. Познание личности Биологическая, психоло­гическая, социальная сущ­ность личности позна­ваема. Духовная сущ­ность подразумевается в контексте соци­ального. Личность недоступна всеохва­тывающему и исчерпывающему познанию.
3. Сопряженность личности с выс­шим началом Человек органически вклю­­­чен в систему мира. Общечеловеческие ценно­сти как высшие ценности выступают ориентиром жиз­­недеятель­ности чело­века. Человек создан по образу и по­добию Божиему. Творец – высший идеал, высший ценностный ориентир жизнедея­тельности человека.
4. Ценность личности Возвышается над всем ос­тальным – «венец при­роды». Способна определить су­щес­твование окружающего мира. Любовь к ближнему, людям, не­допустимость насилия по отно­шению к другому человеку.
5. Свобода лично­сти Свобода поступка и дея­тельности определяется нормами и законами обще­ственного бытия. Свобода в выборе своего пути движения к идеалу – Творцу. Свобода личности определяется ценностными категориями любви, добра, истины и ответст­венности.
6. Духовность личности Приравнивается к нравст­венности или культуре лич­ности. Объективно существующее выс­шее начало в человеке, движу­щая сила саморазвития и само­совер­шенствования.
7. Душа. Бессмертие души Понятие души не рассмат­ривается или используется очень редко, как образное выражение, как синоним слова «психика» (пережи­вания, сознание, внутрен­ний мир человека). Душа присуща личности изна­чально. Она бессмертна. Идея бессмертия души – мощ­ный стимул (фактор) самовоспи­тания личности. Главная цель жизни человека – спасение и пре­ображе­ние души через соедине­ние с Господом в лоне Святой Право­славной Церкви.

 


Приложение 3

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ[3]

Все, что происходит в школе, должно быть педагогически целесообразно. А целесообразно то, что, в конечном счете, полезно для развития человека. Этим измеряются и педагогическая мудрость, и профессионализм. Сегодня это особенно важно подчеркнуть, ибо суетливый авангардизм в педагогической инноватике делает ребенка заложником амбициозных устремлений взрослых, предметом манипуляции лженоваторов.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса должна быть идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляются в единой педагогической, личностно-ориенти­рованной системе. В основу ее положен приоритет воспитания, понимаемого как целенаправленное управление процессом развития личности. Именно такой подход позволит сделать главной целью школы не знания, умения, навыки, а самого ребенка. Именно воспитательная система становится в этом случае основанием для соединения в единое целое разнообраз­ных, а порой и разнородных компонентов.

Но воспитание строится на определенной совокупности идеалов, ценностей. Что сегодня можно сделать идеологической базой школьной воспитательной системы?

Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитательной системы.

История мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный выход – обращение к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. В определении этих вечных ценностей существуют различные подходы и уровни.

Первый из них – уровень религиозного сознания, включаю­щий в себя Бо­жие заповеди и догмы учения церкви. Привлекательность такого подхода в том, что мы имеем дело с действительной мудростью многих поколений, зафиксиро­ванной в готовых постулатах веры. Однако современного воспитателя они, к со­жалению, не всегда устраивают. Во-первых, в разных религиях вечные ценности формулируются по-разному. Во-вторых, они отпугивают молодежь своим дог­матическим характером. В-третьих, эти ценности служат нравственным ориенти­ром для верующих, а не для атеистов.

Второй подход – уровень житейского сознания, в котором бытуют мо­рально-нравственные установки, регулирующие человеческие отношения. В их основе – золотое правило нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились тебе. Из него вытекают многие черты характера, состав­ляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скром­ность, милосердие и т.п.

Есть третий путь – обратиться к ценностям фундаментальным, к более общим понятиям, ориентация на которые и должна, по нашим предположениям, рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Вот эти ценности.

Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько пу­шицы, лицемерия и демагогии, как в этом. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому своему воспитаннику сознания собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека – взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научитьсявидеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично подтверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети – главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать по возрождению в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолевается формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога – одухотворить детский труд, сде­лать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уваже­ние к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ре­бенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанни­ком окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным являет­ся воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обяза­тельности, чувства честного партнерства, овладение ими основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания – результат разнообразного, и прежде всего творче­ского, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспита­тельная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика. В широком смысле знания – это усвоенный разнообразный соци­альный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происхо­дит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, вовсе не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, что являются для ученика субъективной ценно­стью, обладают нравственной направленностью. Знания, полу­ченные в школе, имеют три главных признака. Глубина – это по­нимание сущности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь на первый план выходит способность мыслить, по­нимать, анализировать, обобщать, делать выводы, то есть проис­ходят наиболее ценные мыслительные операции. Прочность зна­ний предполагает их быстрое и точное воспроизводство, что дает­ся в основном тренировкой и памятью. Разнообразие знаний – это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это зна­ния, приобретаемые добровольно, из интереса, из любознатель­ности или выгоды. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, ис­пользует знания для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция яркого воспита­тельного характера.

Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявле­ние творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога – помочь воспитанни­кам в овладении материальной и духовной культурой своего наро­да, ее мировыми сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характе­ра – высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Шекспир и Пушкин пришли к одному выводу: причина всех человеческих бед – в невежестве. Интелли­гентность – антипод хамству и невежеству. Сегодня это особенно актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Идет мощная коммерциализация духовной сферы, в особенности искусства. Прагматики грубо срывают с него покров таинства высокого твор­чества, деформируют эстетические вкусы молодежи, подсовывая ей порнографию и жестокость. Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, художественном творчестве, вы­сокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе из­вечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, она является главным гарантом от духовного одичания общества.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегод­ня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога – вос­питание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С.Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает «эффект маятника», школа не должна поддаваться проку­рорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу истори­ческой неполноценности, порождает психологию несчастного на­рода и человека – жертвы истории. Отсюда недалеко и до настро­ений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать актив­ную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих со­временников-соотечественников, личным вкладом во благо Оте­чества.

Земля – общий дом человечества, вступающий в новую циви­лизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок – естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Вначале это некая метафора, миф, сказка. Потом настает время накопления информации. В ранней юности образ мира нередко окрашен в ро­мантические тона. В старших классах наступает пора реализма, основанная на научном познании мира. По мере постижения дей­ствительности образ мира все усложняется, приобретая множест­во дифференцированных признаков. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимо­связь всех мировых процессов, осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценно­стью. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, они сумеют уберечь планету от катастроф и катак­лизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные со­здать целостный образ мира, неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечелове­ческим проблемам.

Мир– покой и согласие между людьми, народами и госу­дарствами – главное условие существования Земли, человече­ской цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоле­ние в людях недоверия и подозрительности в отношении к лю­бым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миро­творческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное – создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее бли­жайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и со­циальное, и национальное напряжение. В определенном смыс­ле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решают­ся сегодня через школу и при ее участии.

Таков один из рабочих вариантов общечеловеческих ценно­стей, которые можно положить в основу воспитательной системы любой школы. Конечно, сам перечень понятий, образующих не­кую совокупность общечеловеческих ценностей, еще ничего не дает для решения проблемы овладения ими. Однако осмысление их педагогами – первый шаг в работе по овладению ими учащи­мися. Далее в соответствующей инструментовке они могут быть представлены учащимся и оказаться для них интересными.

Как превратить эти общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого ребенка? Каковы основные направления и этапы реализации общечеловеческих ценностей в воспитательной системе школы?

На первом этапе, видимо, необходимо самим педагогам уточ­нить педагогический смысл этих понятий. Для этого необходимы тематические педсоветы, проблемные семинары, обсуждения ли­тературных источников и т.д.

Далее на этой основе важно провести корректировку всего учебно-воспитательного процесса школы, добиваясь того, чтобы общечеловеческие ценности в нем присутствовали достаточно полно: на уровне знания о них, эмоционального их восприятия, нравственного опыта.

Это достигается, прежде всего, за счет включения детей в деятел­ьность, связанную с познанием общечеловеческих ценностей, с их эмоциональным приятием, с реализацией ценностных установок. На формирование и реализацию ценностных установок должны быть направлены и специально создаваемые в детской среде ситуации, побуждающие детей к адекватному их восприятию.


Приложение 4

ПРИНЦИПЫ
ГУМАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
(по Ш.А. Амонашвили)[4]

Необходимо устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:

1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое, т.е. правдивое, справедливое, нравственное, доброе, по



2015-12-14 728 Обсуждений (0)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ как социально- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛИЗАЦИЯ как социально-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)